МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД УЧЕБНЫМИ СИТУАЦИЯМИ

Английский язык 2 класс - Книга для учителя - 2016 год

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД УЧЕБНЫМИ СИТУАЦИЯМИ

УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ “ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ”

Данная учебная ситуация занимает 5 уроков. Из них: 1 урок — резервный.

Основные практические задачи уроков:

1. Научить учащихся различать на слух и адекватно произносить изучаемые звуки английского языка.

2. Научить учащихся воспринимать на слух и понимать речь учителя, одноклассников и небольшие ритуализированные диалоги.

3. Отработать конструкции I am... , My name is... , I am from... и активно включать их в диалоги-представления.

4. Отработать вопросительные конструкции Are you... ?, How old are you ... ?, Are you seven?, Who are you?, и обратить внимание на правильное ударение и интонации в словах и фразах.

5. Научить учащихся использовать числительные от 1 до 7 (в мини-диалогах, e.g.—How old are you? —I am six.).

6. Познакомить учащихся с аудиокурсом и научить их работать с ним (песни “Who are you?”, “How old are you?”, “Where are you from?”). Разъяснить учащимся, что для более точного воспроизведения звуков английской речи необходимо постоянно слушать аудиозаписи не только на уроке, но и дома.

7. Познакомить учащихся с первой буквой английского алфавита (учащиеся начинают выполнять упражнения в рабочей тетради).

В рамках этой учебной ситуации учащиеся приобретают первые знания культурологического и географического характера (Russia, America, Africa, Great Britain). Кроме того, эта и последующие учебные ситуации учебника включают много игровых упражнений, построенных на материале, понятном детям данного возраста.

Резервный урок можно провести в виде соревнования на лучшее исполнение песен и инсценировок диалогов.

УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ “СЕМЬЯ”

Эта учебная тема занимает 5 уроков. Из них: 1 урок — резервный.

Основные практические задачи уроков:

1. Продолжать тщательно отрабатывать произношение отдельных звуков (особенно [δ] и [θ]) и слов по теме “Семья”.

2. Научить учащихся называть членов семьи и близких родственников, учитывая, что некоторые слова близки по произношению с русскими словами (brother, sister), а другие дают возможность развивать языковую догадку (mother — grandmother, father — grandfather).

3. Отрабатывать конструкции I’ve got ... , Have you got ... ?, How many dolls?

4. Продолжать совершенствовать нормы английских диалогов- расспросов (How are you/your mother/etc.?), используя звуковое пособие (песня “How is your mother?”).

5. Расширять грамматические знания учащихся: числительные (до 10) и образование множественного числа существительных (учебник, часть 1, с. 26), тщательно отрабатывая особенности произношения окончания -s/-es — [s], [z], [ιz].

6. Научить учащихся, взяв за основу письмо мальчика из Великобритании, составлять связанный рассказ о членах его семьи и, используя современные технические средства, отправить ему свой звуковой ответ.

7. Развивать навык воспринимать на слух и понимать речь учителя и монологические сообщения одноклассников.

В рамках этой учебной ситуации вводится большая группа букв английского алфавита (N, S, F, B, D, V, K, L, G). Следует обратить внимание, что некоторые из них похожи на буквы русского алфавита, а некоторые представляют трудность (Bb, Dd). В рабочей тетради есть много упражнений для отработки графических и орфографических навыков.

Резервный урок рекомендуется начать с речевой разминки (см. Урок 10, упр. 1), которая позволяет настроить речевой аппарат и чётко организовать начало урока в занимательной форме. С двенадцатого урока начинаются регулярные речевые разминки, которые способствуют закреплению изученного лексического материала и помогают отрабатывать ритмико-интонационный рисунок речи.

УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ “МИР МОИХ УВЛЕЧЕНИЙ”

Эта учебная ситуация рассчитана на 22 урока. Из них: 3 урока — резервные, 1 — урок самоконтроля (Test yourself 1). Основные практические задачи уроков:

1. Научить учащихся называть животных и игрушки, популярные у детей, а также использовать слова, обозначающие отдельные цвета (green, red).

2. Научить учащихся употреблять в речи активную лексику, обслуживающую ситуации общения в пределах изучаемой тематики:

Does he like? like to play with

Yes, he does./No, he doesn’t. to go to

It is (not)... like to draw

What colour is... ? want to

и побудительные предложения: Let’s go, play ....

3. Научить учащихся вопросительным словам what, when, where, why, how и отработать схему построения вопросительных предложений с глаголом is и do/does.

4. Познакомить учащихся с новыми согласными буквами (P, R, W, Q, X, Z, Y) и некоторыми гласными буквами. Обратить внимание учащихся на различия в произношении этих букв в разных словах:

В рамках данной учебной ситуации продолжается обучение чтению транскрипционных знаков, рассматриваются буквосочетания ear/ere, ar, ee/ea, ay/ey, oy/ow. Также начинается работа над чтением: сначала по схеме звук — слово — слово с окружением, а далее используются очень полезные упражнения для обучения чтению (лесенка), которые вырабатывают ритм чтения и способствуют обучению чтению слов в разных ситуациях.

На данном этапе учащимся предлагается и первый текст для чтения с заданиями на контроль его понимания и соблюдение интонации при чтении вслух.

Также учитель имеет возможность активизировать коммуникативную составляющую обучения, используя ситуации, связанные с посещением парков, зоопарка и т. д., на основе разных типов предложений: повествовательных, вопросительных (Have you got...?, Do you want (like) ...?) побудительных (Let’s ...), на основе речевых моделей и образцов (watch TV, play computer games).

При работе над этой темой продолжается культурно-страноведческое воспитание учащихся (New York, Big Ben, стихотворение “Humpty-Dumpty”).

Урок 26 (Test yourself 1) даёт возможность учителю убедиться в том, что и как дети выучили, проконтролировать степень выработки у учащихся умений в чтении. Учащиеся должны проделать задания этого урока самостоятельно. Таким образом, уже в этом возрасте у них вырабатываются навыки самоконтроля.

УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ "WHAT DO YOU WANT TO BE?"

Эта учебная тема занимает 6 уроков. Из них: 1 урок — урок самоконтроля (Test yourself 2).

Основные практические задачи уроков:

1. Научить учащихся называть профессии, причём словарь учащихся значительно “осовременен”. Такие слова, как economist, officer, housewife, dentist, businessman, позволяют приблизить разговор к реалиям современной жизни.

При работе над лексикой учитель должен сам вводить слова и выражения, если невозможно обеспечить понимание слов путём языковой догадки (хотя многие названия профессий трудностей для семантизации не представляют).

2. Отработать конструкции Are you a ...?, I want to be a..., I don’t want to be a..., I am not a..., Не/She wants to be..., Is she a... or a...?

Учителю следует также добиться чёткого понимания разницы вопросов: What are they?, What is he/she? Учитель может также подключить к беседе синонимичные фразы: What does he/she do?, What’s his/her job?

Уже на этом этапе обучения следует обратить особое внимание учащихся на употребление предлогов в таких выражениях, как in an office, in a hospital, но at school.

Работая с такими словами, как businessman (businesswoman), следует сказать, как образуется множественное число этих существительных, а основательно изучать особенности образования множественного числа существительных учащиеся будут позже.

В этом же разделе учебника учащиеся знакомятся с элементами словообразования.

УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ "SPORT"

На эту тему планируется 8 уроков. Из них: 2 урока — резервные.

Новая лексика по данной ситуации не представляет сложности, так как значительная её часть — интернациональные слова: football, volleyball, basketball, tennis, table tennis, hockey, stadium, sport, badminton, а также baseball, skateboard, roller-skates.

Данная ситуация даёт возможность показать учащимся важность занятий спортом. Можно рассказать детям, что в Великобритании и Америке многие мальчики и девочки любят спорт и серьёзно занимаются им в школе и семье. Не лишним будет упоминание и о знаменитых российских спортсменах, неоднократных чемпионах страны, Европы, мира, Олимпийских игр.

Если при работе над семантизацией лексики можно использовать языковую догадку, то при работе над фонетическим образом слов требуется тщательность, чтобы у учащихся не было стремления произносить их на русский манер.

С Урока 39 учащиеся знакомятся с модальным глаголом саn в утвердительной, вопросительной и отрицательной формах. Учащихся следует адресовать к рубрике Remember, которая должна быть разобрана под руководством учителя в классе.

Объясняя особенности модального глагола сап, следует провести сравнение с известными учащимся не модальными глаголами типа like, want. Сравнить:

I can play football.

I like to play....

I want to play ....

Усвоению этого грамматического явления способствует заучивание стихотворения:

I can jump,

I can run,

I can play,

It’s fun!

Для того чтобы убедиться, что учащиеся поняли разницу в употреблении этих конструкций, им можно предложить переделать это стихотворение, заменив в нём глагол саn на like и want.

В рамках этой учебной ситуации даются разговорные клише, такие, как With great pleasure, I’d love to, Don’t worry, I’m sorry, So do I, See you soon, что значительно обогатит диалогическую речь учащихся.

Также учащиеся знакомятся и тренируются употреблять указательные местоимения this, that, these, those, хотя они встречались в стихотворениях ранее.

Необходимо обратить внимание на разницу в употреблении слов this, that — в единственном числе, a these, those — во множественном числе, а в смысловом отношении разница состоит в том, что this — these употребляются, если предмет находится на близком расстоянии от говорящего, a that — those, если предмет находится на некотором расстоянии или далеко от говорящего.

Учащиеся должны выучить вопросы: What’s this?, What’s that? (обратив внимание на чёткое фонетическое звучание этих вопросов).

УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ "WORLD AROUND ME"

На первых уроках третьей четверти учителю следует обратить внимание учащихся на то, что теперь все задания в учебнике даются на английском языке, а формулировки заданий во многом повторяют формулировки тех упражнений, которые предлагались в учебнике в первой и второй четвертях, так что авторы надеются, что это не создаст больших трудностей для учащихся.

Данной учебной ситуации отводится всего 6 уроков, на которых учащиеся выучат 16 новых слов и выражений. На этих же уроках учащиеся изучают новый грамматический материал: притяжательный падеж имён существительных в единственном и множественном числе, а также нетрадиционное образование множественного числа ряда существительных: а child — children, awife — wives, a woman — women.

Думается, что уместно здесь будет повторить образование множественного числа таких существительных, как a man — men, a sportsman — sportsmen, a businessman — businessmen.

Эта грамматическая особенность английского языка отражена в рубрике Remember (Урок 49).

Работая над грамматическим материалом “Притяжательный падеж имён существительных”, следует фонетически отработать различное чтение окончания -s:

Сопровождающие этот материал стихотворения формируют у учащихся доброе, внимательное отношение друг к другу и помогают разобраться в родственных связях. Возможно, впервые ребёнок познакомится с таким понятием, как родословная, фамильное древо — family tree, и ему захочется побольше узнать о своей семье. Эту же работу можно провести более занимательно, предложив учащимся написать family tree его (её) домашнего животного. Сейчас во многих семьях есть родословные их питомцев. А если сопроводить это фотографиями и сделать выставку в классе, урок учащимся запомнится надолго, а высказывания будут мотивированными.

В третьей четверти учащимся предлагается познакомиться с их первой книгой для домашнего чтения (Урок 52 — Home-Reading Lesson 1). Это особый, новый для учащихся второго класса вид работы, поэтому стоит провести его торжественно и празднично. Желательно до этого урока книги для чтения на руки учащимся не выдавать — оставить этот сюрприз для урока. Учителю следует сообщить учащимся цели домашнего чтения, подбодрить их, сказать, что они уже выучили достаточное количество слов и структур, что они уже могут читать детские сказки на английском языке. Необходимо также познакомить учащихся с обращением авторов к юным читателям. Уроки домашнего чтения следует проводить в отведённое для них время в учебном планировании, так как они закрепляют только что усвоенный материал.

УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ "WE READ FAIRY TALES"

Следующая учебная ситуация посвящена сказкам. Ей отводится 24 урока, из них 4 урока — резервные, 4 урока — домашнее чтение, 1 урок — повторение, 1 урок — Test yourself 6.

Читая много сказок, учащиеся изучат 53 новых слова, и, чтобы облегчить их усвоение, авторы каждый пятый урок делают резервным, что даст возможность учителю спланировать изучение материала по-своему, исходя из особенностей языковых групп.

Нового грамматического материала здесь не предусмотрено, а уже изученный грамматический материал тщательно прорабатывается.

Сказки как материал для обучения во втором классе были выбраны не случайно. Сказки интересны для учащихся этого возраста, а что самое главное, имеют большое воспитательное значение. На незамысловатых сюжетах дети учатся быть добрыми, отзывчивыми, дружными в семье и с друзьями.

Народная мудрость, заключённая в этих сказках, встречается у разных народов мира и является хорошим противовесом современному увлечению детей многочисленными “ужастиками”, которыми заполнены телевизионные экраны и детские книжки.

Главная цель уроков, посвящённых сказкам, — собственно чтение, т. е. извлечение информации из прочитанного текста. Это более высокий уровень чтения по сравнению с чтением текстов в предыдущих четвертях. Поэтому надо стремиться, чтобы форма проведения уроков отличалась от обычных. Нужно не только работать над лексико-грамматическим материалом, но и драматизировать отдельные части сказок или сказки целиком.

Эти сказки можно также использовать как материал для участия в утренниках, проводимых в школе.

На последних уроках (резервных) можно предложить учащимся рассказать, а лучше и проиллюстрировать свою любимую сказку и, устроив в классе выставку рисунков, обсудить эти сказки.

УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ "DAILY LIFE"

Работа по этой учебной ситуации ведётся с Урока 77 по 97. Из них первые уроки посвящены тренировке структур, связанных с указанием времени, типа It’s... o’clock, at... o’clock, Can you tell me the time, please?, What’s the time?, It’s time to... . Следует иметь в виду, что некоторые из этих лексических единиц учащимся уже знакомы из стихов и песенок.

Активному усвоению новых разговорных клише, связанных с показателями времени, способствуют тексты-стихи. Тексты-стихи небольшие по объёму, поэтому их следует не только выучить наизусть, но и сделать частью диалогической речи.

Стихотворение “Big Ben” (Урок 77) знакомит учащихся с одной из достопримечательностей столицы Англии. Учитель, при желании, может развить информацию о происхождении этого названия, а для сравнения рассказать о самых главных часах России — Кремлёвских курантах.

Текст для домашнего чтения “Bugs Bunny at the Easter Party” даёт ещё одну возможность познакомиться с английскими традициями и узнать легенду, почему Кролик является одним из символов праздника Пасхи.

Следующие уроки первично знакомят с новым грамматическим явлением — The Present Progressive Tense и новой лексикой по теме “Daily Life”. Работа над Present Progressive начинается с устного объяснения особенностей употребления, анализа таблицы глагольных форм и демонстрации ситуаций.

Очень важное значение имеет фонетическая отработка -ing- формы. Учащиеся повторяют её хором и индивидуально за учителем, например: going, washing, playing, doing, jumping и т. д. Внимание обращается на произношение окончания [η].

Затем следует потренировать учащихся в образовании -ing- формы от глаголов, которые называет учитель, сначала хором, потом индивидуально.

Упражнение 2 Урока 84 служит зрительной опорой и поможет закрепить эту глагольную форму.

Можно также предложить учащимся игру “Театр мимики и жеста”, когда одна группа учащихся выполняет какие-то действия, а члены другой группы комментируют их.

Следует также поощрять не только учащихся, которые правильно образовали форму, но и “актёров”, которые хорошо изображали действия.

Такую же работу можно организовать в парах, давая разные установки учащимся:

Скажите, что ваш одноклассник не делает (закрепление отрицательной формы).

Спросите, что делает ваш одноклассник (закрепление вопросительной формы).

Для закрепления вопросительной формы можно предложить учащимся стихотворение “Are You Sleeping?” и попросить учащихся сочинить аналогичные стихотворения.

Работая над временем Present Progressive, надо параллельно повторить уже изученное время Present Simple и подчеркнуть разницу в употреблении этих времён, концентрируя внимание учащихся на обстоятельствах времени (usually, always, now, at the moment).

Упражнение 2 Урока 87, упражнение 3 Урока 88 помогут учителю организовать эту работу.

Учащимся можно помочь создать разные ситуации с использованием глаголов в Present Progressive.

1. — Oh, I see, Jill, your Granny is cooking. Your brother is washing, and what are you doing?

— I’m sitting and reading. Because cooking is Granny’s work and washing is my brother’s work.

2. — Oh, I see everybody is busy in the family. Father is digging. Mother is washing. And how are you helping your parents about the house?

— Digging in the garden and washing the car is men’s work and I am watering flowers.

Хорошо закрепляется Present Progressive при описании картинок. Можно предложить учащимся описать картинку и поощрить тех, которые больше употребляют -ing-форму.

Так как этот материал изучается в конце учебного года, когда восприятие у учащихся несколько снижено, учителям предлагается ряд уроков для повторения материала, а также резервные уроки. Эти уроки дают возможность дополнительно проработать неусвоенный материал, что может быть выявлено при выполнении Test yourself 7. По результатам теста должно быть спланировано повторение, но, как всякое повторение, его надо проводить вариативными приёмами с элементами соревнования.

А под конец, перед летними каникулами, можно предложить стихотворение, которое поможет беседовать на тему “Why Do You Like Summer?”.

Climbing the mountains,

Swimming in the sea ...

Happy, happy holidays

For you and me.

Playing on the beaches,

Sitting in the sun ...

Happy, happy holidays!

Lots of fun!






Для любых предложений по сайту: [email protected]