Английский язык - Книга для учителя 8 класс О. В. Афанасьева - 2015 год
Рекомендации по развитию компетенции в области использования информационных технологий (ИКТ-компетенции)
В современном мире освоение новых знаний в полном объёме невозможно без активного использования учащимися информационных технологий. Для этого необходимо сформировать у школьников соответствующую компетенцию. Чем чаще учащиеся будут использовать новые технологические возможности, тем полнее будет сформирована у них указанная компетенция и тем успешнее будет осуществляться процесс получения знаний.
Применение информационных технологий в процессе овладения иностранными языками, безусловно, интенсифицирует процесс обучения и делает его более привлекательным для современных школьников. Школьники XXI века достаточно свободно владеют компьютерными технологиями. Это привычная для них среда, а потому, используя современные технические разработки, они могут более эффективно достигать требуемых ФГОС предметных результатов.
Кроме того, внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс значительно способствует достижению учащимися запланированных метапредметных результатов, формированию у них универсальных учебных действий. Информационно-коммуникационная компетенция облегчает выход учащихся в информационное пространство, что является важнейшим условием достижения ими личностных результатов. Школьники активно включаются в процесс обучения в целом. Использование компьютерных технологий углубляет их саморазвитие, усиливает мотивацию, интерес к предметным знаниям. Всё это влияет на ценностно-смысловые установки, социокультурную компетенцию, личностные качества, личностную и гражданскую позиции учащихся.
Учителю следует руководствоваться принципами преемственности не только в плане подачи лингвистических и филологических знаний, но также и в вопросе формирования у учащихся ИКТ-компетенции. К концу образовательного курса седьмого класса учащиеся должны не только владеть компьютером и приложениями к нему, включая коммуникативную деятельность в Интернете, но и уметь применить ИКТ-умения в учебно-познавательных целях. Они могут использовать электронные тренажёры, вносить изменения в текст с помощью текстового редактора, находить в Интернете нужную информацию, работать с редактором презентаций, рассказывать о результатах своих проектов с помощью интерактивной доски или мультимедийного проектора, участвовать в групповом учебном взаимодействии. Они могут также выполнять языковые тесты на интерактивной доске или персональном компьютере.
ИКТ-умения выпускников основной школы обеспечиваются, в том числе, системной и систематической работой на материале УМК данной линии. Эти умения необходимы учащимся для развития у них коммуникативной компетенции и достижения требуемых ФГОС результатов.
Для повышения уровня осознанности и последовательности педагогических действий и повышения педагогической целесообразности использования ИКТ следует распознавать элементы ИКТ-компетенции школьников, формируемые, в том числе, в процессе обучения иностранному языку по данному УМК.
В ходе обучения учащиеся основной школы должны научиться:
• владеть технологическими навыками работы с пакетом прикладных программ Microsoft Office;
• использовать базовые и расширенные возможности информационного поиска в Интернете;
• создавать гипермедиасообщения, различные письменные сообщения, соблюдая правила оформления текста.
При поиске и передаче информации школьники должны уметь:
• выделять ключевые слова для информационного поиска;
• самостоятельно находить информацию в информационном поле;
• организовывать поиск в Интернете с применением различных поисковых механизмов;
• анализировать и систематизировать информацию, выделять в тексте главное, самостоятельно делать выводы и обобщения на основе полученной информации.
При подготовке презентации выполненных работ восьмиклассники должны научиться:
• составлять тезисы выступления;
• использовать различные средства наглядности при выступлении;
• подбирать соответствующий материал для создания информационного продукта, представленного в различных видах;
• оформлять информационный продукт в виде компьютерной презентации средствами программы Microsoft PowerPoint.
Во время сотрудничества и коммуникации учащиеся должны уметь:
• представлять собственный информационный продукт;
• работать с партнёром (учитель, другой учащийся);
• отстаивать собственную точку зрения.
Учащиеся также должны быть знакомы с правилами безопасного использования средств ИКТ и Интернета, осведомлены о недопустимости контактов с незнакомыми лицами и необходимости хранить в тайне конфиденциальную информацию о себе и своей семье.
Учебно-методический комплект нового поколения для восьмого класса, равно как и все остальные УМК данной линии, направлен на формирование готовности российских школьников к активной и продуктивной деятельности в глобальном информационном пространстве. В нём последовательно реализуются требования ФГОС к формированию ИКТ-компетенции у обучающихся как метапредметного результата освоения основной образовательной программы.