Unit 4 (periods 81—101) - Методические рекомендации по работе над учебными ситуациями УМК-VIII

Английский язык - Книга для учителя 8 класс О. В. Афанасьева - 2015 год

Unit 4 (periods 81—101) - Методические рекомендации по работе над учебными ситуациями УМК-VIII

Материал второго полугодия рассчитан на 85 учебных часов (periods). Предлагаемые для изучения во второй и третьей четвертях учебные ситуации весьма ёмкие по объёму и достаточно непростые. С двумя из них — Fascination and Challenge: The World of Science and Technology (Unit 4) и Newspapers and Television: The World of Mass Media (Unit 6) — учащиеся фактическисталкиваются впервые. Третья учебная ситуация — Going to Places: The World of Travelling (Unit 5) — частично уже предлагалась для изучения в УМК-IV, V и VI. Однако в рамках УМК-VIIIматериал, касающийся мира путешествий, носит более прагматический характер и во многом включает в себя информацию, помогающую путешественнику ориентироваться в незнакомом городе, отеле и т. д. Завершается изучение каждого блока, как и в предыдущем полугодии, двумя свободными уроками, а также уроком, предназначенным для написания контрольной работы, и тремя уроками домашнего чтения, место которых в учебном процессе определяется самим учителем. После завершения работы над последней учебной ситуацией учитель имеет в своём резерве ещё два свободных урока (periods) для подготовки к финальной контрольной работе за год. Заметим, однако, что авторы ни в коем случае не хотели бы сковывать творческую инициативу учителей и полагают вполне возможной иную структуру конечного этапа обучения в восьмом классе с учётом соблюдения интересов конкретной группы учащихся и принципа целесообразности.

Unit 4 (periods 81—101)

Этот блок под названием Fascination and Challenge: The World of Science and Technology имеет своей целью познакомить учащихся с тем, как явления мира науки и техники находят своё отражение в системе изучаемого языка, в определённой степени освежить их знания об этом, предложить им обсудить на английском языке и обобщить некоторые сведения из области компьютеров, современных технологий, приоритетных направлений современной науки. Естественно, что основой для работы над темой этого блока являются фоновые знания учащихся. Так, раздел Revision здесь посвящён разговору о некоторых проблемах мира науки и техники, о наиболее важных открытиях прошлого, об учёных, сделавших эти открытия (упр. 1—4).

Упражнение 1 начинается следующим вопросом: All the knowledge people have is traditionally divided into arts and sciences. What do arts study and what do sciences study? Ответ на этот вопрос требует знания того факта, что гуманитарные науки (the arts, или the humanities) традиционно включают в себя такие предметы, как история, литература, языки, в то время как естественные и технические науки (sciences) — это биология, химия, физика, инженерное дело, иногда математика.

Также раздел Revision включает в себя задания (упр. 5—11) на повторение лексико-грамматического материала, с которым учащиеся познакомились в рамках предыдущего блока (Unit 3).

Выполнение упражнения 13 предоставляет возможность вспомнить так называемые интернациональные слова.

Текст раздела Reading for Information является сокращённым вариантом журнальной статьи, посвящённой одной из актуальнейших проблем сегодняшнего дня — влиянию компьютерных технологий на жизнь и психическое здоровье людей. Работу с текстом можно предварить беседой с целью выяснения, в какой степени ученики знакомы с виртуальными играми. С помощью класса вы сможете получить приблизительное описание таких атрибутов виртуальных компьютерных игр, как head display, sensor, computer-generated images и т. д. Перевод этих терминов даётся в упражнении 18 после текста. Суть понятий, описываемых в тексте, заключается в том, что играющий видит поле боя не на большом экране, а на маленьком экране внутри шлема, при этом компьютер реагирует на движения глаз и лицевых мышц играющего и изменяет картинку в зависимости от того, куда смотрит играющий. Таким образом достигается ощущение присутствия и непосредственного участия в игре.

Раздел New Language продолжает акцентировать внимание учащихся на наречиях, а именно на возможном местоположении наречий в предложении. Было бы неплохо, если бы из возможного арсенала наречий времени и частотности, приведённых в рамке до упражнения 21, учащиеся постарались выучить те, что встречались им ранее крайне редко или не встречались вовсе. При объяснении данной информации неизбежно придётся столкнуться с двумя грамматическими терминами predicate и predicative, соответственно обозначающими сказуемое и предикатив (именная часть составного именного сказуемого). Сравните: а) We never go to school on Sundays. b) He can speak English. c) John is a student. Все выделенные части предложений — это сказуемые: а) простое глагольное; b) составное глагольное; с) составное именное. В последнем случае оно состоит из глагола-связки и имени существительного, которое и является в данном случае предикативом. В роли предикатива может выступать и имя прилагательное. Сравните: Jane is always early. The weather is getting better. Всё это можно объяснить ученикам при необходимости.

Ещё одним новым грамматическим явлением данного блока является сопоставление группы модальных глаголов и их эквивалентов (must, have to, should, ought to). Учителю следует посоветовать учащимся внимательно ознакомиться с таблицей, расположенной до упражнения 25. В ней достаточно наглядно представлена разница в употреблении глагола must и его эквивалента have to. Упражнения 25, 26 и 27 помогут восьмиклассникам уловить указанные различия и потренироваться в употреблении этих глаголов.

Рамка после упражнения 28 даёт информацию о том, что конструкции have to и have got to не являются абсолютными синонимами.

Сопоставляя глаголы should и ought to, следует подчеркнуть, что семантически они очень близки и в большинстве случаев взаимозаменяемы.

Новым грамматическим явлением для учащихся является субстантивация прилагательных. Субстантивированное прилагательное с определённым артиклем обозначает всех представителей данного класса людей, т. е. имеет значение имени существительного во множественном числе. The young must help the old.

Для одного или нескольких представителей данной категории людей следует употреблять существительные man/men, woman/women или иные подходящие по смыслу существительные: an oldman, a rich man, a wounded man (soldier), unemployed men (people, workers). Упражнение 34 помогает потренироваться в их употреблении. Комментируя данный феномен, учитель может сказать, что явление субстантивации прилагательных очень типично для современного английского языка. Таблица перед упражнением 34 предлагает семь субстантивированных прилагательных. На данном этапе вполне возможно ограничиться этим списком, однако, возможно, следует упомянуть о наличии большего количества разнообразных единиц такого типа: thedisabled, the crippled, the aged, the beautiful и т. д.

Рубрика Social English знакомит учащихся с образцами различных предупредительных и запретительных знаков, объявлений, вывесок.

Фразовыми глаголами этого блока с ядром to see являются: to see sb round; to see through sb/sth; to see to sb/sth; to see sb off. Все они однозначны и не должны представлять серьёзных затруднений в плане использования.

Новая лексика, предназначенная для изучения (упр. 41, 42), содержит некоторые моменты, которые нуждаются в комментариях, в частности словосочетание to be required of sth/sb. Предлог ofзачастую неверно заменяется предлогом from (то же относится к глаголу to insist, после которого следует предлог on). Возможно, потребуется выполнение специальных упражнений, часть из которых учитель может найти в рабочей тетради. Особое внимание следует уделить оппозиции a record/to record, сделав акцент на различии в ударении. Также стоит остановиться на имени существительном advantage. Каждая из предлагаемых учащимся структур: an advantage over sb, to have the advantage of doing sth, to do sth to advantage, to take advantage of sb имеет свои сложности. Прежде всего это наличие или отсутствие артикля в структуре. Затем разграничение возможных артиклей (an/the) в первом и втором случаях. Специальные упражнения в рабочей тетради помогут снять эти сложности.

Две таблицы Focus иллюстрируют различия часто смешиваемых слов different/various и beside/besides. Упражнения 49—52 помогут учащимся потренироваться в разграничении и употреблении этих лексических единиц.

Упражнение на аудирование данного блока представлено нефабульным текстом — небольшой статьёй научно-популярного характера. Лексически она вполне доступна для учащихся. Она также не содержит грамматических сверхсложностей, а объём текста существенно меньше, чем в предыдущих блоках. И хотя обычно научно-популярные тексты значительно труднее воспринимаются на слух, в данном случае, по мнению авторов, особых сложностей этот текст вызывать не должен.

В разделе Reading for Discussion учащиеся знакомятся с научно-фантастическим текстом на английском языке. Ситуация, описываемая в рассказе, также не совсем обычна. Она, безусловно, требует воображения и может вызвать некоторые затруднения (представить себе общество роботов-людей не так просто). С другой стороны, тема существования робота-человека уже давно обсуждается в мировой литературе. Многие научно-фантастические фильмы также постоянно затрагивают эту проблему. Но в любом случае учитель должен внимательно отнестись к содержанию текста, помочь учащимся “войти” в него.

При обсуждении текста “The Surgeon” учителю придётся коснуться весьма важных лексико-грамматических особенностей, которые отражены в трёх рамках Focus в конце раздела. Упражнения 57—61 помогут учащимся разобраться в этих явлениях: 1) глагол do в качестве интенсификатора (Do come back!); 2) we, you, one в значении any person; 3) значения и использование слов either и neither.

Обсуждение текста блока плавно переходит в обсуждение темы. Предлагаемый тематический словарь включает достаточно большое количество лексики интернационального характера, что сможет облегчить учащимся её запоминание и употребление. В рамках этой рубрики следует обратить внимание на различие семантики двух глаголов to invent/to discover, а также двух возможных переводов слова technology: 1) техника; 2) технология.

Материал для обсуждения в учебной ситуации The World of Science and Technology во многом ориентирован на обсуждение двух микроситуаций: Space and Spacecraft и Computers. Космос, космические корабли и экспедиции к иным мирам и галактикам должны быть интересны учащимся этого возраста. Наверняка, большинство из них обладает какими- либо знаниями в этой области. Поэтому обсуждение этих проблем может пройти на занятиях достаточно живо. Учителю стоит специально обговорить тот факт, что единица craft имеет омонимичные формы и для единственного, и для множественного числа. Сравните: an aircraft — воздушный корабль, летательный аппарат, aircraft — воздушные корабли, летательные аппараты. Упражнения 76—80 дают полезную и интересную информацию о компьютерах.

Добавим также, что этот раздел представляется достаточно наглядным, так как имеет большое количество иллюстраций.

В четвёртом блоке на подготовку к ОГЭ направлены задания на чтение, аудирование, говорение, а также словообразование и словоизменение. В учебнике это упражнения 4, 12, 31, 53, 55, 73, а в рабочей тетради — 1, 3, 7, 25, 26.






Для любых предложений по сайту: [email protected]