Английский язык - Книга для учителя 9 класс - В. П. Кузовлев - 2017 год
СТРУКТУРА ЦИКЛА УРОКОВ
Организация учебного процесса при коммуникативном обучении носит циклический характер. Это означает, что процесс обучения разбит на циклы, т. е. на определённые отрезки, включающие в себя несколько уроков.
Поскольку в каждом из циклов усваивается определённое количество объектов обучения (определённые компоненты всех четырёх аспектов иноязычной культуры), цикличность выступает в качестве механизма учебного процесса.
В каждом цикле содержатся цели — собственно учебные, познавательные, развивающие и воспитательные. Но поскольку развитие, познание и воспитание осуществляются через общение (учебное общение), то цементирующим началом для выделения циклов уроков служит учебный аспект при соблюдении целостности содержания.
Весь материал в УМК организован, как упоминалось выше, в 7 циклов. В основу построения циклов положен принцип комплексности, который предполагает взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности. Это означает, что отобранный речевой материал усваивается и в чтении, и в аудировании, и в говорении, и в письме. Однако доминирующим видом речевой деятельности является говорение.
Цикл уроков для обучения говорению базируется на трёх этапах овладения материалом: этап формирования навыков; этап совершенствования навыков; этап развития умения.
Каждая доза материала в рамках цикла доводится до уровня умения. Таким образом, при переходе от цикла к циклу складывается, “дозревает” до нужного уровня общее умение владеть данным видом речевой деятельности.
Главная задача первого этапа — формирование лексических и грамматических навыков говорения. Каждый цикл состоит из одного-двух лексических и одного-двух грамматических уроков. Предъявление нового материала происходит на основе сочетания зрительного образа со слуховым. Зрительное восприятие и внутреннее проговаривание читаемого, а также соотнесение формальной и смысловой сторон благодаря имитации обеспечивает слухоречедвигательный и речезрительный синтез. Формирование грамматических и лексических навыков говорения осуществляется в упражнениях, включающих такие действия, как поиск, выбор, комбинирование, трансформация.
На втором этапе овладения речевым материалом (отводится один урок) преследуется цель совершенствования речевых навыков на основе целенаправленного и управляемого комбинирования и трансформации материала, усвоенного на первом этапе, и материала предыдущих циклов. Совершенствование речевых навыков осуществляется на разговорных текстах, предъявляемых зрительно или аудитивно. Здесь возможны варианты: один текст — зрительно, другой — на слух, либо один и тот же текст и зрительно, и на слух, но с разными речевыми задачами. Разговорные тексты, используемые для совершенствования речевых навыков, выполняют несколько функций: во-первых, служат стимулом к высказыванию, т. е. играют мотивационную роль, во-вторых, являются образцом высказывания, по аналогии с которым ученик строит свои высказывания, в-третьих, служат содержательной базой, т. е. являются совокупностью каких-то мыслей, представляющих интерес для учащихся, в-четвёртых, создают условия, позволяющие совершенствовать речевые навыки.
Чаще всего разговорные тексты построены на аутентичных высказываниях зарубежных сверстников и отражают различные точки зрения на предмет обсуждения.
Сопутствующей задачей на уроке совершенствования речевых навыков служит развитие умения читать или аудировать. Поскольку чтение и аудирование как рецептивные виды деятельности требуют усвоения большего количества слов, этот этап вносит свою лепту (хотя и небольшую) в расширение рецептивного словаря учащихся за счёт включения в каждый текст по два—четыре незнакомых слова, которые не мешают общему пониманию содержания (а главное, смысла текста). Значение этих слов может быть понято по догадке. Автоматизации эти слова не подлежат.
Третий этап обеспечивает развитие умения общаться в целом и охватывает последние уроки цикла. Работа на данном этапе характеризуется либо наличием разного вида содержательных или смысловых опор, либо их отсутствием, а также более высоким уровнем сложности речемыслительных задач, большей новизной ситуаций, большим охватом привлекаемого материала, творческим подходом к организации работы. На этом этапе происходит развитие диалогической формы общения (отводится один урок), развитие умения аудировать (отводится один урок), развитие умения читать (отводится один урок), развитие умения писать (отводится один-два урока), развитие речевых умений (урок(и) представления и обсуждения проектов учащихся).
Заключает цикл урок “Preparation for Testing”, в котором даны задания на определение сформированности речевых навыков и умений, а также развития умений контроля и самоконтроля.
Отличительной особенностью построения циклов уроков в 9 классе является наличие повторительных циклов — в первом цикле повторяются основные видовременные формы глагола, изученные ранее, а в последнем цикле повторяется лексический и грамматический материал 9 класса.