Английский язык - Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ - 2018
Существительные - ПРАКТИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК ПО ГРАММАТИКЕ - Задания 19-25 - ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА
Раздел “Грамматика и лексика” включает три типа заданий:
• задания 19-25 — базового уровня — открытого типа с кратким ответом;
• задания 26-31 — базового уровня — открытого типа с кратким ответом на проверку навыка употребления основных способов словообразования;
• задания 32-38 — повышенного уровня — с выбором ответа из четырёх предложенных вариантов.
Рекомендуемое время на выполнение заданий этого раздела — 40 мин. Максимально возможный первичный балл за весь раздел — 20.
При выполнении заданий с кратким ответом открытого типа экзаменуемый должен записать самостоятельно составленный ответ в соответствующем месте бланка ответов № 1.
Обращаем внимание на то, что при переносе ответов в бланк ответов № 1 все буквы записываются заглавными буквами подряд без пробелов и знаков препинания.
Задания 19-25
Задания 19-25 направлены на распознавание и употребление морфологических форм и грамматических структур. Экзаменуемым предлагается прочитать один объёмный или два небольших текста с пропусками. Учащимся надо преобразовать (если необходимо) слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 19-25, так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста, и заполнить пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы 19-25.
После выполнения заданий 19-25 необходимо перенести ответы в бланк ответов № 1 и записать в строки, соответствующие заданиям 19-25. За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл. Максимальный первичный балл за задания группы 19-25 — 7 баллов.
Элементы содержания, которые могут проверяться в данном разделе экзамена, указаны в кодификаторе элементов содержания и приведены ниже в таблице.
Код контролируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ |
|||
5.1.4 |
Согласование времен и косвенная речь |
|||
5.1.6 |
Условные предложения реального (Conditional I — If I see Jim, I’ll invite him to our school party) и нереального (Conditional II — If I were you, I would start learning French) характера |
|||
5.1.7 |
Предложения с конструкцией I wish (I wish I had my own room) |
|||
5.1.8 |
Предложения с конструкцией so/such (I was so busy that I forgot to phone my parents) |
|||
5.1.9 |
Эмфатические конструкции типа It’s him who... It’s time you did sth |
|||
5.1.10 |
Конструкции с глаголами на -ing: to love/hate doing something; Stop talking |
|||
5.1.11 |
Конструкции It takes me ... to do sth; to look/feel/ be happy |
|||
5.2.1 |
Имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, и исключения. Определённый, неопределённый, нулевой артикли |
|||
5.2.2 |
Местоимения личные, притяжательные, указательные, неопределённые, относительные, вопросительные |
|||
5.2.3 |
Имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, а также исключения. Наречия в сравнительной и превосходной степенях, а также наречия, выражающие количество (many/much, few/a few, little/a little) |
|||
5.2.4 |
Числительные количественные, порядковые |
|||
5.2.6 |
Наиболее употребительные личные формы глаголов действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present и Past Perfect. Личные формы глаголов действительного залога: Present Perfect Continuous иPast Perfect Continuous. Личные формы глаголов страдательного залога: Present Simple Passive, Future Simple Passive, Past Simple Passive, Present Perfect Passive. Личные формы глаголов в Present Simple (Indefinite) для выражения действий в будущем после союзов if, when |
|||
5.2.7 |
Личные формы глаголов страдательного залога в Past Perfect Passive и Future Perfect Passive; Present/Past Continuous Passive; неличные формы глаголов (Infinitive, Participle I, Gerund) |
|||
5.2.9 |
Модальные глаголы и их эквиваленты (may, can/be able to, must/have to/should, need, shall, could, might, would) |
|||
5.2.10 |
Различные грамматические средства для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous |
|||
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ 19-25
• Прежде чем начать заполнять пропуски, обязательно прочитайте весь рассказ целиком, чтобы понять его основное содержание. Подсказка на выбор правильной грамматической формы слова не обязательно находится в самом предложении, а может быть, например, в предыдущем предложении.
• Определите, какую часть речи следует преобразовать, и вспомните относящиеся к этой части речи правила.
• Если требуется поставить глагол в нужную форму, прежде всего, определите, в каком залоге (активном или пассивном) стоит глагол.
• При определении временной формы глагола обращайте внимание на ключевые слова. Поищите в предложении те слова, которые помогут определить нужное время. Вернитесь к предыдущему предложению и посмотрите, в каком времени стоит глагол. Также обратите внимание на время последующего предложения. Помните, что все предложения в тексте взаимосвязаны.
• Обязательно обратите внимание на тип предложения. Если перед глаголом стоит not, следует вспомнить, как образуется отрицательная форма сказуемого в требуемом времени. Если предложение вопросительное, следует записать ответ с учётом порядка слов в вопросительном предложении.
• Не забывайте и о правилах прибавления различных окончаний к глаголу!
• Очень часто в задании требуется образовать от глагола причастие или герундий. Если требуется образовать герундий, надо прибавить к глаголу окончание -ing. Если требуется образовать причастие, то надо решить, какое это причастие — активное (Ving) или пассивное (V3).
• Если необходимо преобразовать числительное, то, скорее всего, требуется образовать порядковое числительное и следует вспомнить правила их написания.
• Если необходимо преобразовать местоимение, определите, какая форма требуется: личное местоимение (в именительном или объектном падеже), притяжательное прилагательное (если за пропуском следует существительное), притяжательное (если местоимение употреблено без последующего существительного) или возвратное местоимение. Если справа приводится указательное местоимение, обратите внимание на число стоящего за ним существительного.
• Если слово, которое необходимо преобразовать, — существительное, следует вспомнить правила образования множественного числа существительных и подумать, не относится ли оно к списку исключений.
• Когда требуется поставить в нужную форму прилагательное, прежде всего, подумайте, какая форма требуется: сравнительная или превосходная. После этого решите, к какой группе относится преобразуемое прилагательное: односложное; двусложное, оканчивающееся на согласную букву и ‘у’; многосложное или исключение.
• Очень важно знать порядок прибавления различных окончаний и правильно написать полученную форму, так как проверка работы производится компьютером, и одна неверная буква приведёт к неправильному ответу.
• Перечитайте весь рассказ ещё раз и убедитесь, что вставленное вами слово грамматически и лексически соответствует содержанию текста.
• Перенесите свои ответы в бланк ответов № 1 (задания 19-25). Проверьте, правильно ли вы записали ответы в бланке. При необходимости произведите замену неправильно записанных ответов в нижней части бланка ответов. Не забудьте, что все слова надо записать слитно, без пробелов и знаков препинания!
• Рекомендуемое время на выполнение этого задания — 10 мин.
Для всесторонней подготовки к выполнению заданий данного раздела советуем вам изучить правила, представленные в разделе “Практический справочник по грамматике” и выполнить рекомендуемые упражнения.
ПРАКТИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК ПО ГРАММАТИКЕ
Существительные
Притяжательный падеж существительных
Притяжательный падеж образуется путём прибавления апострофа (’) и окончания -s к существительным в единственном числе, а также к существительным во множественном числе, которые не оканчиваются на -s:
Jack’s book, St. James’s park, the doctor’s advice, the children’s toys.
К существительным во множественном числе, которые оканчиваются на -s, прибавляется только апостроф (’):
the girls’ books, the lawyers’ clients.
Неодушевлённые существительные, как правило, передают значение принадлежности с помощью предлога of:
the first chapter of the novel, the cost of living.
Однако есть некоторые группы неодушевлённых существительных, которые употребляются в притяжательном падеже:
а) названия стран, городов, месяцев, дней недели:
Russia’s economy, Moscow’s skyline, February’s birthstone, Sunday’s paper;
б) меры времени и расстояния:
yesterday’s newspaper, a day’s wait, a fortnight’s holiday, two kilometres’ distance;
в) названия магазинов, салонов, ресторанов:
the butcher’s, the hairdresser’s, McDonald’s restaurant;
г) слова sun, moon, Earth, world, country, city, town, company:
the world’s climate, the country’s economy, the company’s office.
1.1. Поставьте существительные в притяжательный падеж.
Пример: the book of a girl — a girl’s book
1. the car of my father
2. the room of his sisters
3. the books of the children
4. the restaurant of Mr. Brigg
5. the names of my brothers
6. the lives of the people
7. the clothes of those women
8. the hat of the policeman
9. the policy of Finland
10. the oldest car in the world
Множественное число существительных
Существительные могут быть как исчисляемыми (их можно посчитать), так и неисчисляемыми (их посчитать нельзя).
Неисчисляемые существительные не употребляются с неопределённым артиклем и имеют форму только единственного или только множественного числа.
Группы неисчисляемых существительных
Группа |
Примеры |
Примечание |
Жидкости |
blood, tea, coffee, milk, etc. |
Согласуются с глаголом в единственном числе |
Продукты питания |
bread, butter, flour, food, fish (как продукт питания), meat, sugar, rice, salt, etc. |
|
Материалы |
coal, glass, ice, iron, sand, etc. |
|
Газы |
air, oxygen, smoke, etc. |
|
Явления природы |
darkness, hail, heat, rain, snow, humidity, etc. |
|
Учебные предметы |
Chemistry, Economics, Literature, Mathematics, Physics, etc. |
|
Языки |
Chinese, English, French, etc. |
|
Игры |
billiards, chess, golf, soccer, tennis, etc. |
|
Болезни |
flu, measles, mumps, etc. |
|
Абстрактные существительные |
accommodation, advice, anger, applause, assistance, behaviour, business, chaos, countryside, courage, damage, dirt, education, evidence, housework, homework, information, intelligence, knowledge, luck, music, news, peace, progress, seaside, shopping, traffic, trouble, truth, wealth, work, etc. |
|
Собирательные существительные |
baggage, cutlery, furniture, jewellery, luggage, machinery, money, rubbish, stationery, time, hair, etc. |
|
Парные существительные |
garments (pyjamas, trousers, etc.), tools (scissors, etc.), instruments (binoculars, compasses, spectacles, etc.). |
Согласуются с глаголом во множественном числе |
Неисчисляемые существительные, имеющие только форму множественного числа |
arms, ashes, barracks, clothes, congratulations, earnings, (good) looks, outskirts, people, police, premises, riches, stairs, surroundings, wages, etc. |
|
Групповые существительные |
army, audience, class, club, committee, company, council, crew, crowd, headquarters, family, jury, government, press, public, staff, team, etc. |
За этими существительными может следовать глагол как в единственном, так и во множественном числе |
С выражениями времени, расстояния или денег, рассматриваемыми как “одно целое”, используется глагол в единственном числе:
Three miles is a long way to go.
Two years is long to wait.
Nine thousand pounds is too much to spend on.
Исчисляемые существительные имеют форму как единственного, так и множественного числа. Многие неисчисляемые существительные можно сделать исчисляемыми, добавив к ним разделительное слово, например: a piece of paper / cake / advice / information / furniture; a slice / loaf of bread; a piece of news, etc.
Образование множественного числа существительных
Исчисляемые существительные образуют множественное число путем прибавления окончаний:
Окончание |
Правило |
Примеры |
-s |
к большинству существительных |
dogs, boys, months |
к существительным, оканчивающимся на гласную и -о или на двойную -o |
radios, videos, zoos |
|
к сокращениям, оканчивающимся на -оо |
photos, autos, kilos, memos |
|
к музыкальным инструментам, оканчивающимся на -o |
pianos, cellos, banjos |
|
к именам собственным |
Eskimos |
|
-es |
к остальным существительным, оканчивающимся на -o |
tomatoes, potatoes, heroes, echoes, negroes |
к существительным, оканчивающимся на -s, -ss, -x, -ch, -sh |
foxes, dresses, churches, buses, dishes |
|
-ies |
к существительным, оканчивающимся на согласную + -y (-y- меняется на -i- + -es) |
a city — cities, a lady — ladies, a country — countries |
-ves |
к существительным, оканчивающимся на буквы -f/-fe (f/fe меняется на -v- + -es) |
a life — lives, a leaf — leaves, a wolf — wolves, a wife — wives |
Но: |
chiefs, roofs, proofs, cliffs, safes, beliefs, handkerchiefs |
|
Некоторые существительные имеют особую форму множественного числа (исключения) |
буква a изменяется на e |
man — men, woman — women |
к слову прибавляется (r)en |
сЫЫ — children, ox — oxen |
|
буквы oo изменяется на ee |
foot — feet, tooth — teeth, goose — geese |
|
-ous- изменяется на -ice- |
mouse — mice, louse — lice |
|
одинаковая форма единственного и множественного числа |
sheep — sheep, deer — deer, trout — trout, swine — swine, salmon — salmon, spacecraft — spacecraft, means — means, species — species, series — series |
|
fish — fish (количество)/fishes (сорта рыб), fruit — fruit (количество)/fruits (сорта фруктов) |
||
Составные существительные образуют множественное число путем прибавления -s/-es |
ко второму существительному, если составное существительное состоит из двух существительных (shopkeeper — shopkeepers) или образуют множественное число как соответствующие им исключения (seaman — seamen, businesswoman — businesswomen) |
|
к существительному, если составное существительное состоит из прилагательного и существительного (frying pan — frying pans) |
||
к первому существительному, если составное существительное состоит из двух существительных, соединённых предлогом (brother-in-law — brothers-in-law) |
||
к последнему слову, если составное существительное образовано не из существительных ( grown-up — grown-ups) |
1.2. Напишите множественное число следующих существительных.
1. church
2. difficulty
3. mouse
4. month
5. child
6. roof
7. boy
8. woman
9. deer
10. leaf
11. goose
12. potato
13. foot
14. dress
15. radio
16. ox
17. fish
18. wolf
19. country
20. tooth
21. hero
1.3. Напишите множественное число следующих существительных.
1. bench
2. celebrity
3. louse
4. bath
5. woman
6. safe
7. play
8. scarf
9. belief
10. sheep
11. half
12. tomato
13. means
14. photo
15. Englishman
16. swine
17. activity
18. thief
19. kilo
20. party
21. echo
1.4. Вставьте is или are.
1. Look! Your trousers ___________ under the sofa.
2. Where ___________ my scissors?
3. There ___________ a lot of snow on the ground.
4. Your shopping ___________ heavy. Shall I help you?
5. Where ___________ my gloves?
6. This information ___________ incorrect.
7. His hair ___________ brown and curly.
8. Their furniture ___________ very cheap.
9. Our mice ___________ really cute.
10. The news ___________ very exciting.
11. Mumps ___________ a common illness among children.
12. My glasses ___________ on the table.
13. Chinese ___________ difficult to learn.
14. Where ___________ the kitchen scales?
15. Billiards ___________ a popular game.
1.5. Прочитайте текст и преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Заполнитепропуски полученными словами.
One of the most striking (1) ___________ in family structure over the last twenty years has been the increase of single parent (2) ___________. Due to high divorce (3) ___________ and adults choosing not to marry, this is currently the fastest growing family form in most developed (4) ___________. More than half of all youngsters will spend some of their (5) ___________ in a single-parent family. Currently, 88 percent of these households are headed by (6) ___________. Research shows that (7) ___________ living with a single parent tend to be more active and have more (8) ___________ such as shopping, cleaning, cooking or washing the (9) ___________. One possible reason is that they are usually more involved in decision-making (10) ___________.
CHANGE
FAMILY
RATE
COUNTRY
LIFE
WOMAN
CHILD
DUTY
DISH
ACTIVITY