Английский язык - Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ - 2018
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Целью единого государственного экзамена по иностранным языкам является определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции экзаменуемого. Основное внимание при этом уделяется коммуникативным умениям в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, письме, а также языковой компетенции, т.е. языковым знаниям и навыкам, которые проверяются как явно в разделе “Грамматика и лексика”, так и опосредованно в других экзаменационных разделах, успешное выполнение которых непосредственно связано с уровнем развития языковой компетенции экзаменуемых. Орфографические навыки учащихся контролируются в двух разделах: “Грамматика и лексика” и “Письмо”. В разделах “Письмо” и “Говорение” также проверяются социокультурные знания экзаменуемых.
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) — это пакет экзаменационных заданий, который позволяет установить уровень освоения экзаменуемым Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Контрольно-измерительные материалы входят в индивидуальный пакет участника единого государственного экзамена. Разрабатывают КИМы специалисты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Структура и содержание КИМов определяются двумя документами: спецификацией и кодификатором.
Спецификация формулирует назначение экзаменационной работы, определяет её структуру и содержание, регламентирует распределение заданий по содержанию и видам проверяемых умений, а также по уровню сложности, устанавливает требования к составлению экзаменационных заданий, систему оценивания работы в целом и её отдельных частей, а также время на выполнение работы.
Ещё один документ, который регламентирует структуру и содержание КИМ, — это кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, составленный на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по иностранному языку базового и профильного уровней (2004 г.). Кодификатор содержит перечень элементов содержания, которые могут проверяться (выборочно) на экзамене. Разделы, указанные в кодификаторе, положены в основу составления данного справочника.
В соответствии со спецификацией 2015 г. экзаменационная работа по английскому языку содержит письменную и устную части. Письменная часть включает 4 раздела: “Аудирование”, “Чтение”, “Грамматика и лексика”, “Письмо”. Общее время на выполнение четырёх разделов письменной части экзаменационной работы — 180 мин (3 часа). Устная часть экзамена сдаётся в отдельный день. Общее время устного ответа экзаменуемого (включая время на подготовку) — 15 мин.
Экзаменационная работа (письменная и устная части) включает 44 задания:
• 22 задания с выбором ответа из 3-х или 4-х предложенных вариантов;
• 16 заданий открытого типа с кратким ответом;
• 6 заданий открытого типа с развёрнутым ответом.
Для дифференциации экзаменуемых по уровню владения иностранным языком в работу включены задания разных уровней сложности: базового (А2+ по шкале Совета Европы), повышенного (В1) и высокого (В2). Внутри каждого раздела работы задания располагаются по возрастанию степени сложности.
Распределение заданий по уровню сложности в экзаменационной работе по иностранному языку отличается от работ по другим предметам. В английском языке сложность задания определяется не его типом, а сложностью используемого языкового материала и проверяемыми умениями и навыками. Так, например, задание 39 (личное письмо) относится к базовому (простейшему) уровню сложности, а задания 12—18 по чтению — к высокому уровню и, следовательно, являются одними из наиболее трудных для выполнения.
Распределение экзаменационных заданий по разделам и по уровню сложности
Уровень задания |
Разделы экзаменационной работы |
Всего |
||||
Аудирование |
Чтение |
Грамматика и лексика |
Письмо |
Говорение |
||
Базовый |
1 |
1 |
13 |
1 |
3 |
19 |
Повышенный |
1 |
1 |
7 |
— |
— |
9 |
Высокий |
9 |
7 |
— |
1 |
1 |
16 |
Всего |
9 |
9 |
20 |
2 |
4 |
44 |
За выполнение каждого раздела экзаменуемый может получить максимально 20 первичных баллов. В отсутствие раздела “Говорение” максимальный первичный балл составлял 80, который затем умножался на коэффициент 1,25. Таким образом, экзаменуемый получал максимально 100 итоговых тестовых баллов.
В 2015 г. в состав экзаменационной работы по иностранному языку был введён раздел “Говорение”. С учётом устной части экзамена максимальный первичный балл составляет 100 и дополнительного пересчёта производить не надо. Таким образом, итоговый тестовый балл равен количеству набранных первичных баллов.
В связи с технической сложностью проведения устной части экзамена и большими временными затратами предполагается проводить устную часть экзамена в дополнительный день, что не повлечёт за собой изменения регламента на проведение письменной части экзамена.
Раздел “Говорение” в новом формате включает 4 задания открытого типа с развёрнутым ответом, из которых 3 задания базового уровня (1-3) и одно задание высокого уровня (4). Максимальный балл за выполнение раздела “Говорение” — 20 баллов.
Система оценивания работы
Количество баллов, набранных экзаменуемым по разделам “Аудирование”, “Чтение”, “Грамматика и лексика”, определяется при помощи автоматизированной обработки бланков ответов № 1. За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл. За неверный ответ или отсутствие ответа учащийся получает 0 баллов.
Уровень сформированности комплекса продуктивных умений в разделах “Письмо” и “Говорение” определяется экспертами, прошедшими специальную подготовку по оцениванию заданий ЕГЭ в соответствии с методическими рекомендациями по оцениванию заданий с развёрнутым ответом, подготовленными ФИПИ.
Минимальное количество тестовых баллов, подтверждающее освоение выпускником общеобразовательной программы по иностранному языку, составляет 22 балла (по данным 2015 г.)
Рассмотрим подробнее структуру и содержание всех разделов экзаменационной работы.
РАЗДЕЛ “АУДИРОВАНИЕ”
Задача данного раздела — проверка умений аудирования, то есть восприятия на слух звучащего текста и понимание его содержания. В зависимости от сложности задания от экзаменуемого может потребоваться понимание основного содержания, выборочной информации или полное понимание текста.
Трансляция аудиотекстов осуществляется с помощью технических устройств, позволяющих качественно воспроизводить аудиозаписи на компакт-дисках.
Рекомендуемое время на выполнение раздела “Аудирование” — 30 мин.
Распределение заданий по содержанию и видам проверяемых умений
Проверяемые умения |
Количество заданий |
Уровень сложности |
Максимальный первичный балл |
Понимание основного содержания прослушанного текста |
1 |
базовый |
6 |
Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации |
1 |
повышенный |
7 |
Полное понимание прослушанного текста |
7 |
высокий |
7 |
Представленные в разделах “Аудирование” и “Чтение” тексты характеризуются целостностью и смысловой законченностью и учитывают возрастные особенности выпускников.
Жанрово-стилистическая принадлежность текстов для аудирования
Базовый |
Краткие высказывания информационно-прагматического характера |
Повышенный |
Беседа или высказывание в стандартных ситуациях повседневного общения |
Высокий |
Интервью, развёрнутое тематическое высказывание, репортаж |
Типичные ошибки при выполнении заданий из раздела “Аудирование”
Экзаменуемые:
• невнимательно читают инструкцию к заданию и неправильно заносят ответы в бланк ответов;
• неверно определяют ключевые слова, соответствующие основной мысли высказывания в микротекстах;
• ставят ответ True/False исходя не из содержания текста, а из своего социального опыта, в то время как в тексте данной информации нет;
• не соотносят ключевые слова в вопросах и в аудиотекстах;
• опираются в выборе ответа на услышанные слова, а не на смысл высказывания.
РАЗДЕЛ “ЧТЕНИЕ”
Задача данного раздела — проверка сформированности умений понимания письменных текстов. Также как и в аудировании, от экзаменуемого требуется как понимание основного содержания прочитанных текстов, так и полное понимание прочитанного. Кроме того, в чтении требуется умение понимать структурно-смысловые связи в тексте.
Рекомендуемое время на выполнение заданий раздела “Чтение” — 30 мин.
Распределение заданий по содержанию и видам проверяемых умений
Проверяемые умения |
Количество заданий |
Уровень сложности |
Максимальный первичный балл |
Понимание основного содержания письменного текста |
1 |
базовый |
7 |
Понимание структурно-смысловых связей в тексте |
1 |
повышенный |
6 |
Полное и точное понимание информации в тексте |
7 |
высокий |
7 |
Жанрово-стилистическая принадлежность текстов для чтения
Базовый |
Краткие тексты информационного и научно-популярного характера |
Повышенный |
Публицистические (например рецензия) или научно-популярные тексты |
Высокий |
Художественный или публицистический (например эссе) текст |
Типичные ошибки при выполнении заданий из раздела “Чтение”
Экзаменуемые:
• невнимательно читают инструкцию к заданию и неправильно заносят ответы в бланк ответов;
• неправильно переводят предлагаемые заголовки текстов;
• опираются в выборе ответа на похожие слова, а не на смысл прочитанного текста;
• не учитывают знаки препинания и времена глаголов при подборе пропущенных частей предложений;
• не могут определить, в какой части текста дан ответ на вопрос.
РАЗДЕЛ “ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА”
В данном разделе проверяются навыки употребления грамматических и лексических единиц на основе предложенных текстов.
Рекомендуемое время на выполнение раздела “Грамматика и лексика” — 40 мин.
Распределение заданий по содержанию и видам проверяемых умений
Проверяемые навыки |
Количество заданий |
Уровень сложности |
Максимальный первичный балл |
Грамматические навыки |
7 |
базовый |
7 |
Лексико-грамматические навыки |
6 |
базовый |
6 |
Лексико-грамматические навыки |
7 |
повышенный |
7 |
В разделе “Грамматика и лексика” в качестве объектов контроля выделяются знание языковых единиц и навыки их употребления в коммуникативно-значимом контексте:
• распознавание и употребление в речи основных морфологических форм английского языка и различных грамматических структур;
• знание основных способов словообразования и навыки их применения;
• распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц с акцентом на их лексическую сочетаемость;
• знание правил орфографии и навыки их применения.
Типичные ошибки при выполнении заданий из раздела “Грамматика и лексика”
Грамматика:
• невнимание к контексту и, как следствие, неправильное употребление видовременных форм активного и пассивного залогов;
• незнание форм неправильных глаголов;
• подмена причастия I причастием II или наоборот;
• неправильное употребление неличных форм глаголов;
• ошибки в написании слов.
Словообразование:
• невнимательное чтение текста и неумение определить, какую часть речи требуется вставить;
• использование не того отрицательного префикса, который употребляется с указанным корнем;
• неправильное написание слов.
Лексика:
• неправильное употребление слов в контексте;
• ошибки во фразовых глаголах;
• ошибки в устойчивых словосочетаниях.
РАЗДЕЛ “ПИСЬМО”
В данном разделе проверяется умение создавать письменные тексты, различные по форме, стилю и содержанию.
При выполнении задания 39 от экзаменуемого требуется умение написать личное письмо с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, с изложением новостей, с рассказом об отдельных фактах и событиях своей жизни, с выражением своих суждений и чувств, с описанием планов на будущее, а также умение расспросить об аналогичной информации партнера по письменному общению.
При выполнении задания 40 экзаменуемый должен продемонстрировать умение логично и аргументированно высказаться по поставленной проблеме в соответствии с предложенным планом.
Рекомендуемое время на выполнение заданий раздела “Письмо” — 80 мин.
Распределение заданий по содержанию и видам проверяемых умений
Проверяемые умения |
Количество заданий |
Уровень сложности |
Максимальный первичный балл |
Письмо личного характера |
1 |
базовый |
6 |
Письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме |
1 |
высокий |
14 |
Типичные ошибки при выполнении заданий из раздела “Письмо”
Экзаменуемые проявляют:
• непонимание формата задания 40 (выражение собственного мнения по проблеме);
• выучивание текстов наизусть и воспроизведение их в письменной форме без учёта поставленной проблемы, ориентируясь только на тему или ключевые слова, которые прозвучали в поставленной проблеме;
• заимствование чужих мыслей и более чем 30% чужих текстов;
• нелогичный подбор аргументов и контраргументов;
• неумение формулировать свою и чужую точку зрения, делать вывод;
• отход от предложенного плана;
• игнорирование требуемого объёма высказывания;
• недостаточное владение лексико-грамматическими навыками для задания высокого уровня.
РАЗДЕЛ “ГОВОРЕНИЕ”
В этом разделе проверяются умение чтения незнакомого текста, умение запросить необходимую информацию, умение логически правильно и аргументировано построить монологическое высказывание с опорой на картинку (фотографию).
Время говорения на одного экзаменуемого — 1015 мин.
Распределение заданий по содержанию и видам проверяемых умений
Проверяемые умения |
Количество заданий |
Уровень сложности |
Максимальный первичный балл |
Умение чтения фрагмента информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста |
1 |
базовый |
1 |
Умение запрашивать необходимую информацию с опорой на вербальную ситуацию и картинку |
1 |
базовый |
5 |
Тематическое монологическое высказывание с опорой на картинку |
1 |
базовый |
7 |
Умение сравнивать две картинки, делать выводы |
1 |
высокий |
7 |
Типичные ошибки при выполнении заданий из раздела “Говорение”
Экзаменуемые:
• при чтении текста неправильно делят предложение на смысловые группы (делают паузы не там, где это необходимо по смыслу), неправильно ставят ударение, неправильно произносят слова;
• при запросе информации используют структуру What about...?, задают только косвенные вопросы, допускают грамматические ошибки при построении вопросительных предложений, описывают картинку вместо того, чтобы ставить вопросы;
• при составлении монологического высказывания описывают все три картинки, вместо одной, неправильно интерпретируют содержание картинки, не высказывают своего отношения к сюжету, не используют разговорные фразы-клише, допускают языковые ошибки, опускают вступительную и/или заключительную фразы;
• при сравнении двух картинок только описывают их, не выделяя сходства и/или различия, не комментируют настроение картинок, не выражают своего отношения к сюжету, не используют разговорные фразы-клише, допускают языковые ошибки, опускают вступительную и/или заключительную фразы.
ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БЛАНКОВ
Каждому участнику единого государственного экзамена выдаётся индивидуальный комплект — запечатанный конверт формата А4.
В индивидуальный комплект входят следующие документы: контрольно-измерительные материалы (КИМы), бланк регистрации, бланк ответов № 1, бланк ответов № 2, лист для сверки соответствия номера и штрих-кода конверта с номером и штрих-кодом его содержимого.
Конверт имеет средства защиты информации: два штрих-кода с цифровыми номерами. Каждый комплект участника ЕГЭ — индивидуален!
Не секрет, что от правильного заполнения бланков ЕГЭ зависит оценка на экзамене, поэтому к процедуре их заполнения следует отнестись очень внимательно и, по возможности, несколько раз заранее потренироваться в их заполнении. Бланки заполняются чёрной гелевой ручкой (возможно также использование капиллярной и перьевой ручки с яркими чёрными чернилами). Пользоваться ластиком или замазкой на экзамене категорически запрещается!
Бланки ЕГЭ являются машиночитаемыми формами, подлежащими автоматизированной обработке аппаратно-программным комплексом.
В комплекте с контрольно-измерительными материалами каждому участнику экзамена выдаются три бланка. Это бланк регистрации, бланк ответов № 1 и бланк ответов № 2 (плюс его оборотная сторона). На устной части экзамена учащиеся также заполняют бланк регистрации.
Бланк регистрации
Бланк регистрации состоит из трёх частей: верхней, средней и нижней.
По указанию ответственного организатора в аудитории участник ЕГЭ заполняет все поля верхней части бланка регистрации (кроме полей для служебного использования): вписывает код региона, код своего образовательного учреждения, номер и букву класса, код пункта проведения ЕГЭ (ППЭ) и номер аудитории, в которой проводится экзамен (эти сведения можно уточнить у находящихся в классе организаторов). Затем экзаменуемый указывает код предмета (письменная часть — 09; устная — 29) и название предмета (АНГЛИЙСКИЙ).
В средней части бланка регистрации расположены поля для записи сведений об участнике ЕГЭ. В бланк вносятся: фамилия, имя и отчество экзаменуемого, его пол, а также серия и номер документа (паспорта), удостоверяющего его личность.
В средней части бланка регистрации также расположена краткая инструкция по определению целостности индивидуального комплекта участника ЕГЭ и поле для подписи участника ЕГЭ.
В подтверждение правильности предоставленных данных, после ознакомления с инструкцией, участник должен поставить подпись в прямоугольнике с надписью “Подпись участника ЕГЭ строго внутри окошка”.
Поля средней части бланка регистрации заполняются участником ЕГЭ самостоятельно, кроме полей для служебного использования (“Резерв-2”, “Резерв-3” и “Резерв-4”).
В нижней части бланка регистрации расположена область для отметок организатора в аудитории о фактах удаления участника ЕГЭ с экзамена в связи с нарушением порядка проведения ЕГЭ, а также о том, что участник не закончил экзамен по уважительной причине. Эта часть бланка заполняется ответственным организатором в аудитории. Каждое поле бланка заполняется, начиная с первой позиции.
Бланк ответов № 1
Бланк ответов № 1 также состоит из трёх частей: верхней, средней и нижней.
В верхней части бланка ответов № 1 экзаменуемый указывает код региона, код предмета (09) и название предмета (АНГЛИЙСКИЙ), а также ставит свою подпись в специально отведённом окошке (строго внутри).
Следует обратить внимание на то, что в верхней части бланка приведены образцы написания цифр и английских букв.Участник ЕГЭ должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланков, тщательно копируя образец её написания из строки с образцами написания символов.
Небрежное написание цифр и букв может привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно, и ответ не будет засчитан.
Пример небрежного заполнения бланка |
Пример правильного заполнения бланка |
Неправильное написание буквы “D” в ответе 19 в первом примере (похоже на букву “О”) стало причиной ошибки считывания и правильный ответ не был засчитан. |
В средней части бланка расположена область с “Результаты выполнения заданий с КРАТКИМ ОТВЕТОМ”, в поля которой участник должен записать ответы на выполненные задания. Максимальное количество символов в одном ответе — 17 (семнадцать).
Ответы на задания с кратким ответом записываются справа от номера задания, начиная с первой ячейки. Каждый символ записывается в отдельную ячейку. На экзамене по английскому языку ответы записываются цифрами или заглавными печатными буквами в соответствии с образцом в верхней части бланка. Обратите внимание на то, что при переносе ответов в бланк ответов № 1 все слова и цифры записываются подряд без пробелов и знаков препинания.
Ответы к заданиям 3-9, 12-18 и 32-38 записываются справа от номера задания в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. |
|
Ответы к заданиям 1, 2, 10, 11 записываются в виде последовательности цифр. Эту последовательность следует сначала записать в поле ответа в тексте работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 без пробелов. |
|
Ответы к заданиям 1931 записываются в виде слова или последовательности слов заглавными буквами без пробелов. |
Следует помнить, что в бланк ответов № 1 надо перенести ответы на 38 заданий. Очень часто, особенно в случае дефицита времени, экзаменуемые забывают перенести в бланк ответов последние задания 32-38, что приводит к снижению баллов. Для заполнения и проверки бланка ответов № 1 следует оставить достаточное количество времени (не менее 10 минут). Лучше всего сразу переносить ответы на выполненные задания в бланк.
В нижней части бланка расположены поля для замены ошибочных ответов. Замена неправильного ответа осуществляется заполнением соответствующих полей в области “Замена ошибочных ответов на задания с КРАТКИМ ОТВЕТОМ”.
Заменить можно не более 10 (десяти) ошибочных ответов по всем заданиям. Для этого в соответствующее поле области замены ошибочных ответов надо проставить номер задания, ответ на который надо исправить, а справа от него записать правильный ответ на указанное задание.
Ниже приведён пример заполненного бланка с исправленным ответом.
Если в поля замены ошибочного ответа внесен несколько раз номер одного и того же задания, то будет учитываться последнее исправление (отсчет сверху вниз и слева направо). Если в области замены ошибочных ответов будет заполнено поле для номера задания, а новый ответ не внесен, то для оценивания будет использоваться пустой ответ и задание будет засчитано как невыполненное. Поэтому в случае неправильного указания номера задания в области замены ошибочных ответов, неправильный номер задания следует зачеркнуть.
Бланк ответов № 2
Бланк ответов № 2 предназначен для записи ответов на задания с развёрнутым ответом.
В верхней части бланка ответов № 2 расположены вертикальный штрих-код, горизонтальный штрих-код, поля для рукописного занесения информации участником ЕГЭ, а также поля “Дополнительный бланк ответов №2”, “Лист № 1”, “Резерв-6”, которые участником ЕГЭ не заполняются.
Информация для заполнения полей верхней части бланка: код региона, код и название предмета — должна соответствовать информации, внесённой в бланк регистрации и бланк ответов № 1.
Поле “Дополнительный бланк ответов № 2” заполняет организатор в аудитории при выдаче дополнительного бланка ответов № 2, вписывая в это поле цифровое значение штрих-кода дополнительного бланка ответов № 2 (расположенное под штрих-кодом бланка), который выдаётся участнику ЕГЭ. Поле “Резерв-6” не заполняется.
В нижней части бланка расположена область записи ответов на задания с ответом в развёрнутой форме (на задания по письму). В этой области участник ЕГЭ записывает развёрнутые ответы на соответствующие задания строго в соответствии с требованиями инструкции к КИМ и отдельным заданиям КИМ.
Как правило, в левом верхнем углу поля ответа указывается номер задания, например, 39, и затем экзаменуемый приступает к выполнению задания 39. После окончания задания слева указывается код следующего задания, например, 40, и участник приступает к выполнению задания 40. Для удобства написания все страницы бланка ответов № 2 пронумерованы и разлинованы пунктирными линиями “в клеточку”.
При недостатке места для ответов на лицевой стороне бланка ответов № 2 участник ЕГЭ может продолжить записи на оборотной стороне бланка, сделав внизу лицевой стороны запись “смотри на обороте”.
Дополнительный бланк ответов № 2
При недостатке места для ответов на основном бланке ответов № 2 участник ЕГЭ может продолжить записи на дополнительном бланке ответов № 2, выдаваемом организатором в аудитории по требованию участника в случае, когда на основном бланке ответов № 2 не осталось места. В случае заполнения дополнительного бланка ответов № 2 при незаполненном основном бланке ответов № 2 ответы, внесённые в дополнительный бланк ответов № 2, оцениваться не будут.
Дополнительный бланк ответов № 2 выдаётся организатором в аудитории по требованию участника ЕГЭ в случае нехватки места для развёрнутых ответов.
В поле “Лист №” организатор в аудитории при выдаче дополнительного бланка ответов № 2 вносит порядковый номер листа работы участника ЕГЭ (при этом листом № 1 является основной бланк ответов № 2, который участник ЕГЭ получил в составе индивидуального комплекта).
Ответы, внесённые в следующий дополнительный бланк ответов № 2, оцениваться не будут, если не полностью заполнены (или не заполнены совсем) основной бланк ответов № 2 и (или) ранее выданные дополнительные бланки ответов № 2.
Типичные ошибки при заполнении бланков
Ещё раз напомним типичные ошибки при заполнении бланков:
• бланк заполнен не гелевой ручкой;
• бланк заполнен не по образцу написания символов;
• слова в ответах на бланке № 1 написаны через пробел;
• бланк заполнен неаккуратно;
• на полях бланка сделаны пометки;
• использована замазка (корректор) для исправления ответов;
• ответы выходят за пределы полей на бланке ответов № 2.
ВНИМАНИЕ! Бланки, испорченные в момент заполнения, замене не подлежат. Новый комплект экзаменационных материалов выдаётся только в случае обнаружения участником ЕГЭ брака или некомплектности экзаменационных материалов. Тренировка в заполнении бланков поможет сэкономить время на экзамене и избежать обидных ошибок из-за неверной записи ответов.
Образцы бланков можно посмотреть на сайте их официального разработчика — Федерального института педагогических измерений: www.fipi.ru.