Сельское хозяйство стран Европы

География 10 класс Поурочные разработки по учебнику Максаковского В. П.

Сельское хозяйство стран Европы

Цели: сформировать представление о сельском хозяйстве Европы.

Оборудование: климатическая карта, политическая карта, карта природных зон, почвенная карта.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока

I. Опрос

1. Почему Великобритания и ФРГ, добывая свой уголь, импортируют его из Австралии и США? (Транспортировка угля через океан обходится дешевле, чем добыча собственного угля.)

2. В какой стране Европы энергоснабжение наиболее чистое и экологически безопасное? (В Норвегии преобладают ГЭС, в Исландии преобладают Геотермальные электростанции.)

3. После второй мировой войны в странах Восточной Европы многие предприятия строились ближе к восточным границам. Почему? (Они ориентировались на сырье из СССР, кроме того, СССР также являлась основным потребителем готовой продукции.)


II. Изучение нового материала

Для современного сельского хозяйства Европы характерны следующие черты:

1. Переход от мелкого универсального хозяйства к крупному, специализированному, высокотоварному, включенному в систему агробизнеса.

2. Основной тип предприятия — высокомеханизированная ферма.

Задание: Дайте характеристику различных типов сельского хозяйства: североевропейского, среднеевропейского, южноевропейского, восточноевропейского. (Работа производится в группах по 5-6 человек.)

План характеристики:

1. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства в данном регионе Европы.

2. Районы интенсивного сельскохозяйственного производства.

3. Особенности развития растениеводства.

4. Особенности развития животноводства.

5. Отрасли специализации сельского хозяйства.

Результаты работы каждой из групп заносятся в таблицу:


Черты сравнения

Североевропейский тип

Среднеевропейский тип

Южноевропейский тип

Восточноевропейский тип сельского хозяйства

1. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства в данном регионе Европы:

1) земельные ресурсы;

2) агроклиматические ресурсы

Условия для развития сельского хозяйства неблагоприятные (кроме южной части Северной Европы)

Условия для развития сельского хозяйства достаточно благоприятные (как почвенные так и агроклиматические)

Благоприятные условия для развития сельского хозяйства: достаточно плодородные почвы и благоприятные агроклиматические условия

Почвенные и агроклиматические условия сильно отличаются: от удовлетворительных в северной части до благоприятных в южной

2. Районы интенсивного сельскохозяйственного производства

К районам интенсивного сельскохозяйственного производства можно отнести Юг Швеции и Финляндии, а также Великобританию

Особенно высокого уровня достигло сельское хозяйство в Дании, Голландии

Побережье Средиземного моря - главный «сад Европы»

Южная часть

3. Особенности развития растениеводства

Характерно преобладание кормовых культур

Большая часть пахотных земель занята кормовыми культурами

Преобладают зерновые культуры, а так же фрукты, цитрусовые, виноград, оливки, миндаль, орехи, табак, эфирно-масличные культуры

Растениеводство особенно хорошо развито в южной части Восточной Европы

5. Особенности развития животноводства

Характерно преобладание молочного животноводства

Молочное животноводство, свиноводство, птицеводство

В основном развито мясное животноводство, но, например, в Италии развито молочное животноводство

Молочное животноводство (в северной части)

6. Отрасли специализации сельского хозяйства региона

Преобладание животноводства


Развиты и растениеводство и животноводство

Сильное преобладание растениеводства

В южной части растениеводство, а в северной - животноводство


III. Закрепление изученного материала

Задание. Представители группы (по 2-3 человека) должны представить на европейскую ярмарку сельскохозяйственную продукцию «своего» региона. Группы получают карточки с названием страны, продукцию которой они должны творчески представить, а вид сельскохозяйственной продукции этой страны они должны выбрать сами. Ярмарку ведет один из учеников. Учащиеся, которые не получили задания, могут быть корреспондентами газет, и в конце урока они должны представить свою статью о том, как проходила европейская сельскохозяйственная ярмарка.


IV. Домашнее задание

Приготовить доклады о видах туризма в Европе. Задание для групп: составить описание туристического маршрута: Лисабон—Мадрид—Париж-Берлин; Гамбург-Берн-Рим; Вена-Прага-София-Стамбул.






Для любых предложений по сайту: [email protected]