География 10 класс Поурочные разработки по учебнику Максаковского В. П.
Индия
Цели: сформировать представление о стране, обобщить знания о населении, экономики Южной Азии на примере Индии.
Оборудование: карта политическая, экономическая, физическая Индии или мира, атласы, учебник.
Ход урока
I. Опрос:
1. В бассейне какой реки возникло Китайское государство?
2. В каком году возникло КНР?
3. Какой климат преобладает на территории Китая?
4. Родиной какого напитка является Китай?
5. Назовите денежную единицу Китая?
6. Назовите основателя китайской философии?
7. Мировая религия, получившая распространение в Китае?
8. Какой вид ткани стали получать в Китае?
9. По выращиванию какой зерновой культуры Китай занимает первое место в мире?
Задания на творческое применение знаний:
1. Главным районом тяжелой промышленности Китая является северо-восток с центром Шэньян. Составьте схему ее территориально-производственных связей на основе анализа комплексной карты Китая. С какими районами мира можно провести аналогию?
Задания на знание фактического материала:
1. Оцените сельское хозяйство западной и восточных зон Китая. В чем их отличие?
2. Охарактеризуйте принципы размещения цветной и черной металлургии КНР.
3. Определите, как изменяется сельскохозяйственная специализация от Харбина до Чунцина. Как изменяется состав зерновых и технических культур?
4. Структура промышленности Китая менялась несколько раз в течение XX века. Какие главные изменения в экономике происходили в 40-е и 50-60-е гг.. для периода модернизации.
5. Чем объясняется бурный рост экономики Китая в настоящее время?
6. В каких производствах Китай является лидером среди стран мира?
II. Изучение нового материала
Экономико-географическое положение Индии
Индия (на яз. хинди Bharat), Республика Индия - государство в Южной Азии, на полуострове Индостан, включает Лаккадивские, Андаманские и Никобарские острова. Граничите Китаем, Пакистаном, Афганистаном, Непалом, Бутаном и Шри-Ланкой. Граница с Китаем в Гималаях немаркирована. Площадь - 3,3 млн. км2 (7-е место в мире).
С севера ограничивается Гималаями. Полуостров выдается в Индийский океан и занимает положение на полпути из стран Ближнего Востока на Дальний Восток.
Задание: Рассмотрите черты ЭГП Индии, какие из них влияют благотворно на развитие экономики, какие тормозят развитие страны?
Государственное устройство Индии
По численности населения занимает 2-е место в мире (после Китая) - 1 млрд. 49,7 млн. человек (2003). Входит в Содружество. Столица - Дели (Нью-Дели).
Тип государственного устройства — федеративная республика. Глава государства — президент. Избирается коллегией избирателей, состоящей из обеих палат парламента и законодательных органов штатов на 5-ти летний срок. Законодательный орган — двухпалатный парламент. Состоит из Совета штатов (не более 250 мест, из которых 12 назначаются президентом, остальные избираются от законодательных органов штатов и территорий) и Народного Собрания (545 мест, 543 избираются всеобщим голосованием, 2 назначаются президентом). Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром, назначаемым президентом.
Административно-территориальное деление: 28 штатов и 7 союзных территорий центрального подчинения.
Население
Задание: Каждая группа получает одинаковые карточки-задания. Во время выполнения задания можно пользоваться материалами учебника, источниками дополнительной информации. Работа рассчитана на 15 минут. После выполнения задания с отчетом по одному из разделов выступает один человек от группы (или доброволец, или ученик, выбранный учителем).
1. Определите этнический состав населения Индии.
2. К какой языковой группе и семье относятся народы Индии?
3. Перечислите государственные языки страны.
4. Приверженцы каких религий проживают в Индии?
5. Государственным языком после провозглашения независимости был признан хинди. Прошло несколько десятков лет и вторым государственным языком признается английский. Как вы думаете почему?
Крупнейшие народы: хиндустанцы, телугу, маратхи, бенгальцы, тамилы, гуджаратцы, каннара, панджабцы и др. Общегосударственными являются языки хинди и английский, в штатах есть официальные национальные языки. Из 18 языков признанных государственными, 13 - относятся к индоарийской, 4 - к дравидийской языковым группам и 1 — к тибетской. Наиболее широко распространен язык хинди: на нем говорит более 300 млн человек. Хинди признан официальным языком в северных штатах Индии. Язык урду — основной язык индийских мусульман на Севере и Юге Индии. В пограничных с Пакистаном районах штата Гуджарат распространен язык синдхи (здесь проживают эмигранты, бежавшие из пакистанской провинции Пенджаб после раздела страны в 1947). Четвертая часть населения Индии говорит на дравидийских языках. Языки этой группы распространены преимущественно в южной Индии. Тибетские языки распространены в северо-восточной Индии. Языками межнационального общения являются хинди и английский.
Религиозный состав
Индуисты составляют 80% населения, мусульмане — 14%, христиане — 2,4%, сикхи — 2%, буддисты - 0,7%. Мусульманское население сконцентрировано в штатах Джамму и Кашмир, Западной Бенгалии, западной части Уттар-Прадеш. Остальные религиозные общины: христиане (в большинстве католики) сосредоточены на северо-востоке страны, в Бомбее и на Юге; сикхи — в Пенджабе и смежных районах, буддисты - в Джамму и Кашмир, районах Гималаев.
Урбанизация
Задание: Проанализируйте карту урбанизация мира, определите степень урбанизации Индии. (74,3% населения Индии живет в деревнях и лишь 25,7% — жители городов.)
Вопросы:
1. Как выглядит Индийская деревня?
2. Самые крупные города Индии расположены на побережье океана. Объясните данный факт.
3. Почему говорят: «Чтобы узнать Индию, надо жить в деревне»?
Размещение населения
Задание: Рассмотрите карту плотности населения страны. Какие районы страны более густо заселены? Объясните причину неравномерной плотности размещения населения. (Индия является одной из самых густонаселенных стран. Средняя плотность ее населения, составлявшая в начале XX в. около 70 чел. на 1 км2, к началу XXI в. составила 319,3 чел. на 1 км2.) Чем объясняется повышенная плотность населения на северо-востоке Индии?
Природа Индии
Задание: Учащиеся делятся на группы и каждой группе выдается модуль, в котором при помощи учебника и карт атласа необходимо заполнить пропуски.
1. Индия расположена главным образом в пределах полуострова _________________ (Индостан) и равнины _________________ (Индо-Гангской) Около 3/4 территории страны — _________________ (равнины и плоскогорья). Почти весь полуостров Индостан занимает плоскогорье _________________ (Деканское).
2. К северу от полуострова Индостан в обширном предгорном прогибе расположена _________________ (Индо-Гангская) равнина. Высочайшая горная система Земли - _________________ (Гималаи) и горы _________________ (Каракорум) с альпийским рельефом и ледниками в гребневой зоне ограничивают Индию с _________________ (севера).
3. Имеются крупные месторождения: 1) _________________ ; 2) _________________ ; 3) _________________ ; 4) _________________ ; 5 _________________ ; 6 _________________ (Каменного угля, руд, железа, марганца, хромита, бокситов, алмазов.)
4. Климат преимущественно _________________ (субэкваториальный, муссонный).
5. Во время _________________ (летнего) муссона, играющего огромную роль для земледелия Индии, выпадает 70-90% осадков, зима — _________________ (сухая и прохладная). На западе Индо-Гангской равнины выпадает _________________ осадков, а на востоке находится самое _________________ место на Земле. Растительность Деканского плоскогорья и Индо-Гангской равнины сильно изменена; преобладают _________________ (саванны), местами листопадные леса, на северо-западе — _________________ (полупустыни и пустыни). У подножий Гималаев — _________________ (джунгли). Леса покрывают около 1/4 территории Индии.
Природные ресурсы
Вопросы:
1. Какими видами минерального сырья обеспечена страна?
2. Есть ли различия в показателях запасов сырья и обеспеченности сырьем?
3. Где находятся крупнейшие месторождения минерального сырья в стране?
(Индия обладает значительными минеральными и энергетическими ресурсами. Запасы угля и железной руды - одни из крупнейших в мире, имеются также бокситы, нефть, марганец и др. По экспорту марганцевой руды и слюды Индия занимает одно из первых мест в мире.)
Экономика
Комментарии для учителя. Модель экономики Индии изучается на основе беседы. Во время рассказа учителя (или доклада одного из учеников) учащиеся в конспективной форме записывают текст выступления, делают дополнения, помечают вопросы, которые не совсем понятны.
Индии удалось достигнуть относительно высокого уровня экономического развития всего за несколько десятилетий. Она входит в группу промежуточных стран. В чем особенности развития экономики Индии?
1. Большинство предприятий тяжелой промышленности Индии после обретения независимости было национализировано или создавалось уже самим государством. Госсектор занимает ведущие позиции в оборонной промышленности, атомной энергетике, железнодорожном и морском транспорте, авиации, связи. Частный сектор в настоящее время преобладает в машиностроении, сельском хозяйстве, легкой, пищевой и медицинской промышленности, строительстве, торговле, автомобильном транспорте.
2. Пока Индия делает ставку на неквалифицированную рабочую силу, но наблюдаются тенденции на развитие образования и выращивание высококвалифицированных кадров. В 1950 году было 25 университетов и 700 колледжей, а в середине 1990-х годов уже насчитывалось 172 университета и 7000 колледжей. По числу специалистов с высшим образованием Индия заняла одно из ведущих мест в мире. Страна на третьем месте по численности квалифицированного научно-технического персонала и на втором — по количеству профессиональных программистов. Но все- таки основной проблемой населения является неграмотность - около 35% не умеют ни читать, ни писать. Второй проблемой является безработица. Третьей проблемой является низкий уровень жизни и санитарных условий — Индия занимает первое место в мире по числу ВИЧ-инфицированных.
Задание: Работая с текстом учебника и картами атласа, учащиеся изучают развитие экономики Индии. Класс делится на группы, и каждая группа получает задание сформировать образ одной отрасли экономики Индии. Затем они обмениваются информацией в ходе выступлений.
Сельское хозяйство
Вопросы:
1. Какую долю от всего населения составляет сельское население Индии? (2/3 населения занято в сельском хозяйстве.)
2. Какие природные условия благоприятно влияют на развитие сельского хозяйства? (Расположена в субтропическом поясе, плодородные почвы, два сельскохозяйственных сезона — сухой (раби) и влажный (хариф) — можно снимать по два урожая различных культур в год.)
3. Объясните преобладание в Индии сельского населения? (Индия находится на доиндустриальном пути развития, сельское хозяйство вносит огромный вклад в ВВП Индии.)
4. Назовите сельскохозяйственные культуры родиной, которых является Индия? (Индостан был родиной ряда культур — риса, хлопчатника, сахарного тростника.)
5. Почему в Индии произошли «зеленая» и «белая революции»? Какое значение они играют для страны? (В 1960-х годах Индия пережила «зеленую революцию»: благодаря распространению гибридных сортов пшеницы, риса и других культур были решены не только проблемы обеспечения продовольствием своего населения, но и экспорта продовольственного зерна. В 1970— 1980-х годах Индия пережила и «белую революцию», результатом которой стало самообеспечение молочными продуктами.)
6. В структуре сельскохозяйственных земель преобладает доля пашни или пастбищ. Почему именно такое соотношение земель в структуре сельскохозяйственных угодий? (Обрабатывается 145 млн. га (свыше 2/5 территории), под посевами около 180 млн. га (около 35 млн. га засевается дважды в год). Орошается около 3/5 сельскохозяйственной площади. Пашни преобладают в связи с типом питания индийцев — они вегетарианцы.)
7. Назовите главные сельскохозяйственные районы Индии. (Главные земледельческие районы Индо-Гангская равнина и приморские низменности.)
8. Где выращиваются главные сельскохозяйственные культуры страны: сахарный тростник, арахис, чай, джут, клещевина, хлопок? (Индия занимает одно из первых мест в мире по производству сахарного тростника, в северной части Индии. Арахис главным образом выращивается в южной части Индии, чай — в предгорьях Восточных Гималаев, Джут в Западной Бенгалии, клещевина в южной части Индии. Основные районы возделывания хлопка — восточная часть штатов Махараштра и Гуджарат. В южной части Индии выращивается — чай, кофе, каучуконосы, кокосовая пальма, пряности (перец, имбирь, кардамон и др.). Многочисленное поголовье крупного рогатого скота — используются главным образом как тягловая сила. Также выращивают коз и овец; разводят свиней, верблюдов, домашнюю птицу.)
9. Какие культуры в сельском хозяйстве Индии являются экспортными, а какие потребительскими?
10. Почему более половины пахотных земель отводится под продовольственные культуры? (В Индии большая численность населения, для его обеспечения требуется большое количество продовольствия.)
Промышленность
Вопросы:
1. Какой вид тяжелой промышленности занимает первое место в структуре промышленности Индии? Дайте полную характеристику. (Добывающая промышленность. Эта отрасль обеспечивает 16% от доли экспорта. Она добывает 9% железной руды мира, 15% марганцевых руд, слюды — 60%, добывается большое количество бокситов, золота, алмазов, драгоценных камней.)
2. Районы концентрации тяжелой промышленности сосредоточены на северо-востоке страны. Объясните данный факт. (Предприятия тяжелой индустрии сконцентрированы в основном на Кота-Нагпурском плато, где месторождения коксующегося угля соседствуют с месторождениями железной руды. В ранее отсталых глубинных районах создаются новые промышленные центры (Бхилаи, Бокаро, Роуркела, Дургапур.)
3. Рассмотрите топливно-энергетический баланс страны. В чем его особенности и проблемы? (В топливно-энергетическом балансе Индии большая доля приходится на дрова. Основной проблемой Индии является сведение лесов. Страна полностью удовлетворяет собственные потребности в угле, а потребности в нефти удовлетворены лишь на 50%. В электроэнергетике преобладают ТЭС, на втором месте ГЭС, на третьем АЭС. В стране ощутима нехватка энергии.)
4. Выделите основные отрасли химической промышленности в Индии. (Производство минеральных удобрений, лекарственных препаратов.)
Легкая промышленность
Вопросы:
1. Какие типы предприятий преобладают в легкой промышленности Индии? (Легкая промышленность представлена и кустарными и современными предприятиями.)
2. Назовите отрасли международной специализации легкой промышленности Индии? (Всемирно известны индийские натуральные шелка, кашмирские шали, резьба по дереву, изделия из папье-маше, шафран, меха, ювелирные изделия. Каждый индийский штат, многие города и отдельные местности славятся своими ремесленными изделиями. Например, в крупнейшем штате Уттар-Прадеш город Варанаси (Бенарес) является известным центром шелкоткацкого производства, а также изделий из бронзы; Мирзапур известен своими коврами; Мурадабад славится металлической утварью; в Алигархе сосредоточено крупнейшее в Индии производство замков и железных сундуков; Фирозабад — самый большой в стране центр по изготовлению стеклянных браслетов — дешевых украшений. Всемирно известны ремесленные изделия южного города Майсур (бывшей столицы одноименного княжества), особенно изделия из слоновой кости и сандалового дерева, а также натуральные шелка. Индия — крупный поставщик на мировой рынок кож и кожевенных изделий, а также обуви. Большая часть предприятий по переработке джута находится в районе «Хуглисайд» — цепи городов на реке Хугли к Северу от Калькутты. Сохраняет высокую долю в экспорте и такая традиционная отрасль как огранка бриллиантов и других драгоценных камней.)
3. Почему именно мелкие и средние предприятия преобладают в легкой промышленности Индии?
Транспорт и туризм
Задание: Проанализируйте карты атласа и ответьте на вопросы:
1. Какой вид транспорта преобладает в пассажиро- и грузоперевозках Индии?(Преобладают железнодорожные перевозки грузов и пассажиров.)
2. В чем вы видите проблемы развития автомобильного транспорта? (Конкуренция дешевого немеханизированного транспорта — рикши.)
3. Продумайте и представьте туристический маршрут по Индии. Свой выбор аргументируйте.
Дополнительные материалы
История
Древнейшая цивилизация — вторая пол. III-го тыс. - первая пол. II-го тыс. до н. э. — создана народом дравидийской семьи, возможно, предками тамилов. Это одна из первых земледельческих цивилизаций Земли, наряду с Древним Египтом и Месопотамией. Хараппская цивилизация была знакома с выплавкой бронзы и драгоценных металлов, но не знала железа. Железо умели выделывать племена ариев, пришедшие с севера приблизительно в середине 11 тыс. до н. э. В это время возникла и сложилась кастовая система, которая закрепила господствующее положение потомков Ариев (современные брахманы).
О государствах ариев сегодня известно недостаточно. Магадха в долине Гаьгга, по-видимому, древнейшее из них (VII в. до н. э.). Цари Магадхи приняли буддизм и поддержали его распространение. ВIV в. до н. э. Магадха вошла в состав империи Маурьев, основатель которой (Чандрагупта) встречался с Александром Македонским. Александр присоединил к своей огромной империи долину Инда, но ненадолго. После правления великого Ашоки (III в. до н. э.), который объединил почти весь Индостан, империя Маурьев пришла в упадок. В IV - VI вв. н. э. почти всю Северную Индию объединяло государство Гуптов. С распространением ислама возникли мусульманские государства, крупнейшее — Делийский султанат (в XIII - XVI вв.). Султанат пал под натиском завоевателя Бабура, основателя династии Великих Моголов. В период своего расцвета (XVII в.) государство Великих Моголов охватывало почти всю территорию Индии.
С XVI в. в Индию начали проникать сначала католические миссионеры (первая христианская община была основана по преданию апостолом Фомой), а затем и колонизаторы. Португальцы основали колонию в Гоа. В XVIII в. империя Великих Монголов распалась на отдельные княжества. Английская торговая Ост-Индская компания с XVII в. создавала на побережье сеть своих факторий-крепостей (из них впоследствии выросли города Калькутта, Бомбей, Мадрас и др.). Основным соперником Англии была Франция. В XVIII в. Англия завоевала всю Индию. Со второй половины XVIII в. Англия больше внимания уделяет уже не торговле, а управлению территориями, сбору земельного налога, реформе аграрных отношений. Индия стала не только источником сырья, но и огромным рынком сбыта для Британии, где началась эпоха промышленного переворота. Подрывалась вся сложившаяся система местных ремесел, усиливалась нищета. Индия стала колонией.
Англичане не трогали кастовую систему, в религиозной практике ограничивали лишь крайности (человеческие жертвоприношения, обычай самосожжения вдов). Но они способствовали привнесению новых отношений, развитию капитализма.
Махатма Ганди, возглавивший Индийский национальный конгресс в 1915 г., разработал тактику ненасильственной борьбы против колонизаторов, которая подразумевала бойкот английских товаров, отказ от сотрудничества с англичанами и т. п. На фоне трудностей и войн XX в. эта борьба увенчалась успехом, но Британия разделила страну (1947) на 2 доминиона - Индийский Союз (с преобладающим индуистским населением) и Пакистан (с преобладанием мусульманского населения).
Из-за нерешенных территориальных вопросов (особенно в Кашмире) отношения между Индией и Пакистаном остаются напряженными. В 1950 году Индийский Союз стал Республикой Индия. Премьер-министром стал сподвижник Ганди Дж. Неру. Его единственная дочь, И. Ганди, четырежды была премьер-министром. Кастовая система была законодательно отменена в 1950 году.
С помощью СССР достигнуты большие успехи в осуществлении космической программы. Индия - ядерная держава.
Национальные праздники - 15 августа День независимости (1947) и 26 января День республики.
Терпимость, отсутствие классовой ненависти и уважение к богатству, свойственное индуизму и буддизму, оберегают Индию от социальных конфликтов. В Индии население разделено на касты.
Касты — замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий. В общении между кастами есть строгие ограничения. В Индии в 40-х гг. XX в. было 3,5 тыс. каст. Иерархия каст в Индии: высшие — брахманы и военно-землевладельческие касты - составляли класс крупных и средних феодалов; ниже — торгово-ростовщические касты; далее — землевладельческие касты мелких феодалов и земледельцев — полноправных общинников; еще ниже — огромное число каст безземельных и неполноправных земледельцев, ремесленников и слуг; среди последних низший слой — бесправные касты «неприкасаемых».
Конституция Республики Индия признала равноправие каст и юридическое полноправие «неприкасаемых».