География - Конспекты уроков 10 класс В. А. Ковалёв
География культур, религий и цивилизаций
ЦЕЛИ:
А) ознакомить учащихся с географией культур, религий и цивилизаций и их влиянием на сложные процессы освоения и развития человеческого сообщества,
Б) рассмотреть культурные и природные наследия человечества в отдельных регионах земного шара.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. От культуры к цивилизации.
2. География религий.
3. Взаимосвязь культур, религий и цивилизаций.
4. Культурные и природные наследия человечества.
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ:
1. От культуры к цивилизации.
Человечество – живой калейдоскоп отдельных народов. Он пребывает в непрерывном движении: народы появляются, расцветают и исчезают. У каждого – свой путь, своя судьба, своя культура.
Объектами изучения географии культуры является размещение элементов материальной, духовной, языковой, политической, экологической культуры, искусства, образа жизни и традиций населения мира.
История одних народов исчисляется тысячелетиями, другие нации по историческим меркам сложились сравнительно недавно: английская – в 16 веке, русская – в 16-17 вв., немецкая – в 19 в. Десятки других наций формируются в наши дни.
Некая культурная общность, самый высокий уровень группировки людей по признаку культуры (общность религии, языка, обычаев, традиции и т.д.) получила название цивилизации (культурная общность наивысшего типа).
Культура началась с тех пор, как человек стал применять, изготавливать и совершенствовать орудия и пользоваться огнем для своих потребностей. Движущей силой культуры был и остается человеческий ум, творящий при помощи рук, языка и письма материальные и духовные атрибуты цивилизации. Культура отражает индивидуальные, неповторимые признаки жизни людей, связанные с условиями их обители Земли. Словом, культура – это тип человеческой жизнедеятельности, способ существования.
Периоды и этапы цивилизационного развития человечества
Тип цивилизации |
Этап цивилизационного развития |
Способ существования |
Тип освоения пространства |
Тип отношений с природной средой |
Современный |
С середины ХХ века |
Производящий |
Интенсивный |
Подчинение |
500 лет назад |
Производящий |
Интенсивный |
Подчинение |
|
Традиционный |
Средние века |
Производящий и присваивающий |
Интенсивный и экстенсивный |
Подчинение и приспособление |
6-8 тыс. лет назад |
Производящий и присваивающий |
Интенсивный и экстенсивный |
Подчинение и приспособление |
|
Около 30 тыс. лет назад |
присваивающий |
экстенсивный |
приспособление |
Развернутый во времени и пространстве сложный процесс цивилизационного развития захватывает социально-экономические, экологические и иные проблемы человеческого существования.
Зарождение цивилизаций происходило в определенных частях земного шара. Мечников Л.И. отмечал, что причиной тому были географические условия. Он писал: «Четыре древнейшие великие культуры все расцветали в среде великих речных стран. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где зародилась и выросла первобытная китайская культура; индийская, или ведийская, культура не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга; ассиро-вавилонские первобытные культурные общества разрослись по Тигру и Евфрату – этим двум жизненным артериям Месопотамской долины; наконец Древний Египет, как это утверждал уже Геродот, был «даром», созданием Нила».
Цивилизация (по С. Хантингтону) очерчивается как объективными, так и субъективными («самоиндентификацией» - кем считает себя сам человек) критериями. Термин «цивилизация» используют в двух смыслах: временном (историческом) и пространственном (географическом). Группа ученых выделяет также традиционные (цивилизации с высокой устойчивостью) и техногенные (в основе которых лежит производство материальных благ) цивилизации. На вопрос, какое количество цивилизаций существует на сегодняшний день, ответить сложно. Трудность также заключается и в их дифференциации. Но особого сомнения не вызывает вопрос о распространении тех или иных цивилизаций, а также тот факт, что на протяжении истории очаги цивилизаций постоянно меняли свои очертания, расширяясь вдоль осевых линий цивилизаций.
Известный английский историк и философ А. Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества. Сегодня чаще всего выделяют восемь:
1) западноевропейскую с отпочковавшимися от нее североамериканским и австрало-новозеландским очагами,
2) китайскую (конфуницанскую),
3) японскую,
4) исламскую,
5) индуистскую,
6) славяно-православную (ортодоксально-православную),
7) африканскую (негро-африканскую),
8) латиноамериканскую.
2. География религий.
Основные религии мира |
Кол-во верующих (в млн. ч.) |
Главные районы и страны распространения на земном шаре |
Христианство В том числе |
Св. 1000 |
|
Католицизм |
580 (800) |
Франция, Испания, Португалия, Италия, Австрия, Бельгия, Ирландия, Польша, Литва, Украина, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Хорватия, США, Канада, страны Латинской Америки, Филиппины |
Протестанство |
350 |
Северная Европа, Великобритания, Германия, Нидерланды, Швейцария, Латвия, Эстония, США, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР |
Православие |
100 |
Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Грузия, Болгария, Румыния, Югославия, Греция, Кипр |
Мусульманство |
Св. 600 |
Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Россия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Азербайджан, Юго-Восточная Азия, Северная, Западная и Восточная Африка |
Буддизм и ламаизм |
Св. 400 |
Китай, Монголия, Япония, Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Шри-Ланка, Россия |
Индуизм |
520 |
Индия, Непал, Шри-Ланка |
Конфуцианство |
180 |
Китай |
Синтоизм |
70 |
Япония |
Местные традиционные религии |
Страны Африки, Южной Америки, Океании, Индонезия, Китай. |
3. Взаимосвязь культур, религий и цивилизаций.
С древнейших времен человек задумывался о жизни и смерти. О смысле нашего пребывания на Земле. Уже тогда религия играла большую роль в формировании мировоззрения и в жизни общества. На протяжении истории бывали периоды массового отхода населения от религии, но за ними неизменно следовало ее возрождение.
Религия была нравственным критерием, утрата которого дорого стоила обществу. Так, с усиленным насаждением атеизма в нашей стране отвергалось богатое культурное наследие, оставленное нам религией.
Религия – общественное явление. С момента своего возникновения она оказывала существенное влияние на все стороны общественной жизни, в особенности на развитие духовной культуры. Опираясь на опыт сотен поколений, религия формировала традицию. Религия действительно нередко тормозила радикальные преобразования, но при этом она своеобразным предохранителем, не давая обществу увлечься идеей полного разрушения старого.
Господствующее в той или иной стране религиозное мировоззрение во многом влияет на характер ее экономического и общественного развития. Если сравнить страны по уровню экономического развития и благосостояния их населения, то обнаруживается громадный разрыв не только между целыми регионами. Обычно говорят о богатом Севере – поясе индустриально развитых стран и бедном Юге – странах трех тропических континентов. Причины дифференциации уровней ищут в неодинаковом повышении производительности общественного труда, в различной степени внедрения достижений научно – технической революции и в других экономических факторах.
Между тем, если не принимать во внимание религиозное мировоззрение населения сравниваемых стран, объяснить до конца этот разрыв не удается. Известно, что экономические отношения явились результатом длительного исторического развития человечества. В процессе этого развития в отдельных странах и регионах были созданы свои, определенные производственные отношения на базе развития производственных сил. Первоначальная дифференциация хозяйственной деятельности под влиянием ряда факторов, и, прежде всего, машинного производства, стала постепенно сменяться интеграцией хозяйства отдельных стран. Зародившиеся в итоге мировое хозяйство и мировой рынок даже сейчас, в период чрезвычайно высокого уровня развития мирового хозяйства и перехода стадии всеобщей информатизации, характеризуются резкими различиями в уровне экономического развития отдельных стран и даже целых континентов. Об этом говорят и сами авторы указанных учебников, называя наиболее важные, по их мнению, причины подобного положения дел. В числе важнейших причин неравномерности экономического развития различных стран должна быть названа и такая причина, до сих пор практически не рассматривавшаяся, как господствующий в той или иной стране, в том или ином регионе религиозный менталитет. Дело здесь заключается не только и не столько в том, что в странах мусульманского вероисповедания весьма слабо развиты такие отрасли сельского хозяйства, как виноделие, табаководство, свиноводство, хотя и это важно. Вопрос стоит гораздо глубже: как мировые и национальные религии относятся к развитию частно–предпринимательской деятельности, а следовательно, к социально–экономическому развитию своих стран и регионов. В том же мусульманстве, к примеру, Коран предписывает вести только честную торговлю, а определить, какая торговля честная, а какая нет, - достаточно сложно. В мусульманских странах не очень поощряется развитие машинного производства и частно-предпринимательской деятельности. Не в этом ли одна из основных причин их экономической отсталости? Сказанное может оспариваться, основываясь на представлении о высоком жизненном уровне населения в таких мусульманских странах, как Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты. При ближайшем рассмотрении оказывается, что он был достигнут, прежде всего, за счет эксплуатации природных богатств, главным образом нефти. Промышленность и сельское хозяйство здесь не получили значительного развития, а господствующий религиозный менталитет основной массы населения остался прежним.
Сравнительное изучение структуры мировой экономики приводит к выводу, что наиболее высокоразвитое рыночное хозяйство создано к настоящему времени не этими мусульманскими государствами, а странами, принадлежащими к двум религиозными цивилизациям: христианской и конфуцианской.
И таких доводов можно привести множество.
4. Культурные и природные наследия человечества.
Каждая цивилизация оставляет заметный след в истории человечества. Особое внимание за последние два-три десятилетия уделялось культурному и природному наследию.
Под культурным наследием (согласно Конвенции об охране всемирного природного и культурного наследия от 16.11.72 г., Россия присоединилась в 1988 г.) понимаются три вида объектов: памятники, ансамбли и достопримечательные места.
К памятникам могут быть отнесены произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы и структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства.
К ансамблям относятся группы изолированных или объединенных строений архитектуры, единство или связь с пейзажем которых представляет выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства.
К достопримечательным местам могут быть отнесены объекты, представляющие собой дело рук человеческих или совместные творения природы и человека, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся ценность с точки зрения эстетики, истории, этнологии или антропологии.
Под природным наследием понимаются три вида объектов: природные памятники, геологические и физиографические образования и природные достопримечательные места.
Природные памятники состоят из физических или биологических образований или групп таких образований, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки.
Геологические и физиографические образования и точно ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или консервации.
Природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся ценность с точки зрения науки, консервации или природной красоты.
Для включения в Список установлено шесть критериев для объектов культурного наследия и четыре критерия для объектов природного наследия.
Каждый культурный объект должен:
1. Представлять шедевр творческого гения человека; или
2. Показать важность процесса передачи во времени или географическом культурном ареале общечеловеческих ценностей в области культуры, архитектуры, монументального искусства, градостроительства или ландшафтного дизайна; или
3. Являться уникальным или исключительно важным свидетельством существования или исчезновения некоторой цивилизации или культурной традиции; или
4. Представлять собой выдающийся пример архитектурного или ландшафтного ансамбля, знаменующего один из периодов истории развития человечества; или
5. Представлять собой выдающийся пример формирования человеком ландшафта или поселения, характерный для некоторой культуры, в особенности, если эта культура оказалась беззащитной перед лицом необратимых исторических изменений; или
6. Быть непосредственно или косвенно связанным с событиями, традициями, идеями, верованиями или творческими актами выдающегося мирового значения.
Каждый природный объект должен:
1. Представлять собой выдающийся пример одного из этапов развития Земли, включая период зарождения жизни и основные геологические процессы формирования ландшафта, или демонстрировать важнейшие геоморфологические или физико-географические признаки; или
2. Представлять собой выдающийся пример развития какого-либо текущего экологического (биологического) процесса, включая материковые, пресноводные, прибрежные и морские экосистемы, а также колонии бактерий и стада животных; или
3. Включать в себя интереснейшие природные явления или места исключительной природной красоты, имеющие эстетическое значение; или
4. Содержать наиболее важные и существенные природные ареалы, приспособленные для плодотворного биологического обмена, включая ареалы, имеющие мировое значение и находящиеся под угрозой уничтожения.
Например, на сегодняшний день культурные и природные объекты Всемирного Наследия имеются в 40 странах Европы. Среди них выделяются Испания (23 объекта), Франция (22), Германия (19), Италия и Великобритания (16), Греция (14), Россия (11), Болгария (9), Португалия и Швеция (8), Чехия и Польша (6) остальные – менее 5 объектов.
В Азии также 40 стран имеют культурные и природные объекты Всемирного Наследия: Индия (21), Китай (16), Турция и Япония (8), Шри-Ланка (7), Индонезия и Пакистан (5), в остальных – менее 5 объектов.
В Австралии таких объектов 11, в Новой Зеландии – 2.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Подготовка к зачету.