Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы

География 11 класс - Поурочные планы

Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы

Учебно-воспитательные цели:

1. Сформировать знание о географическом положении и оценить природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы.

2. Отработать навыки анализа карт.

Оборудование: настенная карта З. Европы, атлас.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Малая величина территории региона:

• Территория Зарубежной Европы занимает около 5,4 млн. км2 с населением - 500 млн. человек. Здесь расположены около 40 суверенных государств (включая микрогосударства).

• Территория Зарубежной Европы простирается: с севера на юг (от о. Шпицберген до о. Крит) на 5 тыс. км; с запада на восток - более чем 3 тыс. км.

• Самая «длинная» страна региона - Норвегия, которая протягивается с севера на юг на 1750 км; протяженность Франции и Великобритании - около 1000 км; протяженность ФРГ - 850 км; протяженность Венгрии и Болгарии - 500 км; протяженность Бельгии - 230 км.

2. Восточная Европа.

Проблемный вопрос: Какой смысл вкладывается в понятие «Восточная Европа»?

1) Так, для одних Польша - восточноевропейская страна и Северный Буг - восточная граница Европы. Это соответствует понятию «Европа» с точки зрения Запада, - утверждает известный немецкий политолог Э. Ян (1990 г.).

2) Другим же, напротив, Польша представляется среднеевропейской страной, так что для них Восточная Европа начинается по другую сторону Северного Буга. В таком случае можно говорить об историческом понимании Европы как следствии включения России в это понятие.

3) Третье представление о Восточной Европе (как о «социалистическом ареале») относилось до недавнего времени к пространству от Эльбы до Урала (однако без Греции и Турции).

4) Четвертый подход отделяет славянскую Восточную от романо-германской Западной Европы.

Зыбкость понятию «Восточная Европа» придают и другие обстоятельства:

1) Так, Прага, Будапешт и Белград относятся к Восточной Европе, в то время как восточнее их находится Стамбул, Никосия и Афины, относящиеся к Западной Европе.

2) Удивляет мягкость, с которой обширная территория бывшего ГДР была изъята из восточноевропейского региона и включена в состав западноевропейского.

3) А Эстония, Латвия и Литва, напротив, стали вдруг частью Восточной Европы.

Новые вопросы возникают в связи с распадом СССР и появлением таких суверенных государств, как Украина, Белоруссия, Молдова. В отличие от стран Балтии, автоматически отнесенных к Восточной Европе. И уж совсем курьезная ситуация сложилась с полуанклавной Калининградской областью, геоисторически обладающей западно-европейским корнями, объективно расположенной в географических пределах восточно-европейского региона, но реально являющейся сегодня составной частью российского православного социума. А к какой же Европе относится Русская равнина, коль скоро Восточная Европа ограничивается государствами, принадлежащими в прошлом к социалистическому лагерю? Вопросов больше, чем ответов.

3. Средняя Европа. (Общая характеристика.)

• Представления о Средней Европе начали создаваться в бисмарской Германии после того, как в 1871 г. «кровью и железом» ею были объединены в единый рейх северные части некогда могущественной священной Римской империи. Появились реальные возможности для сближения Германии с другой германской империей - Австро-Венгрией - и устранения антагонизма между политическим протестантством и католицизмом. Обе империи - Гогенцоллернов и Габсбургов - традиционно обособлялись какой Западной, так и Восточной Европы, поэтому развившееся в «оконномобществе» разделенных государств понятие «Средняя Европа» (Мittel-еигора) было «обречено» на популярность.

Разрушению германских мечтаний о сильной Средней Европе способствовали как версальское мирное урегулирование, так и сокрушительное поражение гитлеровского рейха во второй мировой войне. Что же касается среднеевропейского регионализма без Германии, то общие интересы небольших государств перед лицом великих соседей - Германии и СССР - оказались слабее, чем национальные противоречия между самими народами этих стран.

4. Восточная Европа как маргинальное пространство.

• Разделение Европы в 1945 г. между англосаксонскими державами и СССР привело к формированию восточноевропейского региона с четкими границами. Однако сам термин «Восточная Европа» используется почти исключительно на Западе, что было связано с евразийским характером СССР и глобальными претензиями мировой системы социализма.

Необходимость идентификации новой социально-системной общности привело к тому, что новое понимание Восточной Европы почти на полвека вытеснило все прежние понятия: Восточная Европа, Восточно-Центральная Европа, Юго-Восточная Европа, Промежуточная Европа, Средняя Европа, Центральная Европа.

Долгое время Восточная Европа рассматривалась под углом зрения противостояния Восток - Запад, как буферное и маргинальное пространство. Конфликт Восток — Запад носил многоаспектный характер (гегемониальное, военно-блоковое, системно-политическое и общественно-политическое противостояние). Исходя из противоборства военных союзов НАТО и Организации Варшавского Договора, Восточная Европа до недавнего времени подразумевала семь государств, а если рассматривать прошлый конфликт Восток - Запад как гегемониальное соперничество США и СССР, то Восточная Европа включала лишь 6 (с точки зрения блоковой политики) или 8 (с точки зрения системно-политического противостояния) государств между Эльбой и Северным Бугом.

5. Страны-малютки.

• Особую группу на политической карте региона образуют страны-малютки или микрогосударства;

княжество Андорра - площадь территории (3) = 467 км2;

княжество Лихтенштейн - S = 160 км;

республика Сан-Марино - S = 61 км2;

княжество Монако - S = 1,9 км2;

город-государство Ватикан - занимает западную часть г. Рима - S = 0,44 км2.

• ЭГП стран Зарубежной Европы определяется двумя главными чертами:

1) соседским положением: малой «глубиной» территорий стран Зарубежной Европы. В Чехии нет населенного пункта, который был бы удален от государственной границы более чем на 105 км, в Болгарии - на 120 км Румынии - на 170 км, Польше - 230 км;

2) приморским положением - большинство стран расположены вблизи от самых оживленных морских путей. В западной части региона нет места, удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной — на 600 км.


III. Практическая работа с картами атласа:

1. Дайте характеристику ЭГП одной из стран Зарубежной Европы (по выбору).

План характеристики ЭГП страны

1) Положение по отношению к соседним странам.

2) Положение по отношению к главным сухопутным и морских транспортным путям.

3) Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам.

4) Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.

5) Изменение ЭГП во времени.

6) Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

2. Проведите классификацию городов региона по их ЭГП. Определить города, расположенные таким образом (см. табл.):


На морских побережьях

В устьях рек

Вдали от морей, но на сухопутных реках

В местах добычи полезных ископаемых

Вдали от морей







IV. Сообщения учащихся об исторических и природных предпосылках развития экономики Европы.

Зарубежная Европа - один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. И хоть эпоха «Европоцентризма» ушла в прошлое, этот регион и в наши дни занимает очень важное место в мировой политике и экономике.


V. Работа с текстом учебника (с. 162).

Задание: расскажите об изменении политической карты региона на протяжении XX в.

• Политической консолидации региона способствует деятельность ОБСЕ, в состав которой входят 53 страны (включая США, Канаду, страны СНГ). А также все большую роль играет Совет Европы и блок НАТО.

Практическая работа:

1) С помощью «визитной карточки» стран Зарубежной Европы на форзаце учебника конкретизируйте характеристику их государственного строя.


Республика

Конституционная монархия

Абсолютная монархия








2) Опираясь на знания по курсам истории, объясните, почему ни в одной другой части мира не сохранилось столько конституционных монархий, сколько в Зарубежной Европе.

3) Нанесите республики и монархии на контурную карту.


VI. Работа с картами атласа.

• Природные предпосылки для промышленности сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых.

В северной части (платформенной) - рудные полезные ископаемые, связанные с Балтийским щитом и зоной складчатости; топливные - «привязаны» к осадочному чехлу платформы; в южной части (складчатой) - рудные месторождения.


VII. Закрепление материала.

Практическая работа:

1) Пользуясь картой полезных ископаемых Зарубежной Европы в атласе, выполнить задание 3, с. 193;

2) Определите, какие страны наиболее богаты (учебник, с. 162):

- каменным углем;

- бурым углем;

- нефтью и промышленным газом;

- рудами цветных металлов.

3) Ответьте на вопросы:

Выделите отрасли промышленности, для которых имеются благоприятные предпосылки.

Почему европейские страны все больше используют импортное сырье?

Какие проблемы возникают в европейских странах в связи с интенсивным использованием природно-ресурсного потенциала?

4) Дайте характеристику агроклиматическим ресурсам Зарубежной Европы. (Использовать: учебник, с. 163, [4], с. 189.)

• Наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства обладают Швеция и Финляндия.

В странах Зарубежной Европы мировое значение приобрели рекреационные ресурсы. (Работа с атласом и использование дополнительной литературы.)

Выделите:

- районы с благоприятными природно-климатическими ресурсами (приморские, приозерные, горные, бальнеологические);

- историко-культурные объекты (города-музеи);

- страны, занявшие первые места по развитию рекреационного хозяйства в Европе.


VIII. Задание на дом: с. 162-163.






Для любых предложений по сайту: [email protected]