Индия: территория, ЭГП, населения

География 11 класс - Поурочные планы

Индия: территория, ЭГП, населения

Цели:

· Знакомство с территорией, ЭГП Индии, выявление особенностей населения: численности, размещения, этнического и религиозного состава;

· Воспитание толерантности, экологическое воспитание, коллективизма в групповой работе;

· Развитие навыков анализа статданных, экономических карт, текстового материала, навыков сравнения характеристик двух стран.

Оборудование:

· карты атласа,

· политическая карта Азии,

· статистические данные “Динамика численности населения Индии”, “Динамика численности городского населения Индии”,

· учебник Максаковский “География. 10 класс”, 2007, Максаковский “Географическая картина мира”, II том.

Метод обучения: исследовательский

Форма работы: групповая.

Ход урока

I. Орг. момент, постановка цели.

Сегодня мы начнем изучение одной из самых интересных стран мира – Индии, познакомимся с ее территорией, ЭГП и населением страны.

В: Почему взоры западных политиков, экономистов повернуты на Восток, в том числе и к Индии?

(вспомним мировые центры экономики, современные и прогнозируемые)

В III тысячелетии эти страны будут играть несомненно большую роль в мире, поэтому необходимо их знать, прогнозировать развитие экономики этих стран.

Изучать Индию будем в сравнении с Китаем и результаты фиксировать в таблицу, которую начали заполнять на прошлых уроках.


Таблица “Сравнительная характеристика Китая и Индии”


План характеристики

Китай

Индия

Результаты сравнения

II. Изучение нового материала.

· Территория и ЭГП (работа со всем классом.

В: Используя ПКМ, охарактеризуйте территорию страны

В: Почему выделяют Индийский субрегион?

В: Охарактеризуйте ЭГП страны

· Имеет широкий выход в океан – на З и Юз = Аравийское море, на В и ЮВ – Бенгальский залив.

· Лежит на морских путях из Средиземного моря в Индийский океан, из Юго-Западной Азии в Восточную и Юго-Восточную Азии.

· На севере, СВ – сухопутные границы с большим числом соседей, но граница проходит по горным рубежам.

Вывод: в целом, ЭГП Индии благоприятно для развития экономики страны.

В: Как вы думаете, почему в Китай европейцы попали в средние века, а Индию Александр Македонский завоевал уже в 4 в. до н.э.?

Сравните ЭГП Индии и Китая.

· Государственный стро.

В: Используя форзац учебника, охарактеризуйте форму правления и АТУ страны.

ФП – в 1950 г. Стала республикой, но входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией.

АТУ – федерация

· Изучение населени.

В: Почему характеристика населения является важной часть экономико-географической характеристики любой страны?


III. Работа в группах (7–8 минут).

1 группа. Численность и воспроизводство населения Индии

1. Проследите динамику численности населения Индии. Постройте график роста численности населения Индии

2. Сравните графики численности Индии и Китая

3. Определите естественный прирост населения за последние 50 лет

4. Какую демографическую политику и почему проводит индийское правительство? Добились ли власти Индии таких результатов как в Китае?

5. Какие проблемы возникают в связи с высокой численностью и высоким приростом населения?

Литература: Учебник В. Максаковского “География”, стр. 224, форзац учебника. В. Максаковский “Географическая картина мира”, II том, стр. 280 – 283 таб. 32 “Рост населения Индии в 1901-1991 годах”.


2 группа. Этнический состав населения Индии

1. Охарактеризуйте этнический состав населения Индии. Сколько народов проживает в стране, каким языковым группам они принадлежат?

2. Как этнический состав населения отражен в АТУ?

3. Какие проблемы возникают в связи с пестротой национального состава? В каких штатах ни приводили к национальному конфликту?

Литература: Учебник В. Максаковского “География”, стр. 224-225, В. Максаковский “Географическая картина мира”, II том, стр. 168-169, карта “Этнический состав населения”


3 группа. Религиозный состав населения

1. Какое влияние оказывает религия на жизнь Индии?

2. Сравните влияние конфуцианства и индуизма на быт населения и экономику Китая и Индии

Литература: Учебник В. Максаковского “География”, стр. 224-225, В. Максаковский “Географическая картина мира”, II том, стр. 168-169. карта “Религиозный состав населения”


4 группа. Размещение населения. Городское и сельское население.

1. Как размещено население на территории страны? Почему издавна были заселены низменности в долинах и дельтах рек?

2. Что общего в размещении населения в Китае и Индии?

3. Проследите динамику численности городского населения Индии в 1901, 1951, 1991 годах. К какой группе стран по уровню урбанизации относят Индию?

4. Как изменилось число городов в ХХ веке?

5. Назовите и покажите города Индии с численностью населения более 5 млн. человек.

6. Каков внешний облик большинства городов Индии?

7. Какие проблемы возникают в связи с ростом городов?

Литература: Учебник В. Максаковского “География”, стр. 225, В. Максаковский “Географическая картина мира”, II том, стр. 287–289, табл. 33, 34. карта “Плотность населения”.


IV. Выступления групп, обсуждение.

1. Почему в Индии демографическая политика потерпела крах?

2. Что общего и различного в характеристике численности 2–х стран?

3. Проблема численности стоит перед Китаем и Индией, самыми многочисленными странами мира. Но Китай перешел к 1 типу воспроизводства, а в Индии процесс затухания демографического взрыва в начальной стадии.

4. Почему для Индии характерны конфликты на национальной почве?

И в Китае проживает 56 народов – китайцы, уйгуры, монголы, тибетцы, а там нет национальных конфликтов. Почему? (китайцы – 92%, национальные меньшинства живут обособленно на западе страны. В Индии хиндустанцы - 28% населения)

5. Вспомните, как формировалась территория современной Индии. Английская колония была разделена на 3 государства: Пакистан, Индия, Бангладеш. Часть пенджабцев осталось жить на западе страны, а бенгальцы - на востоке. Истоки национальных и религиозных конфликтов надо искать в истории страны.

6. Сравните влияние конфуцианства и индуизма на консолидацию общества в Китае и Индии.

Конфуцианство заставляет человека подчинить свои личные интересы интересам общества, уважать учителя (отца, начальника), консолидирует общество на решение общих проблем.

Индуизм своим главным догматом разъединяет индийское общество.

· Почему говорят: “Чтобы узнать Индию, надо жить в деревне?”

· Почему Китай и Индия относятся к странам со средним уровнем урбанизации?

Мы видим, что в размещении населения и уровне урбанизации страны имеют много общего.


V. Итог.

1. Какие проблемы выделим при характеристики населения?

2. В чем сходство и различие проблем населения Китая и Индии?

· Сходства: многочисленность, многонациональность, размещение населения.

· Различия: отсутствие в Китае национальных и религиозных конфликтов, решение демографических проблем в Китае.

3. Почему в рекомендации ООН было сказано: “Если в Индии не удастся в ближайшее время остановить рост населения и решить другие проблемы, то она скорее последует за Африкой, нежели за Китаем?”

Индия – страна древней культуры. Классический танец, древний эпос, учение йоги оказало влияние на культуру многих народов мира.

Сообщение - опережающее задание “Традиции Индии”.


Д/з, стр. 224–227, заполнить графу “Результаты сравнения” таблицы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]