Путешественники древности - ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ

География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год

Путешественники древности - ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ

Цель

Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий в древности.

Задачи урока

1. Рассмотреть причины и следствия путешествий древности.

2. Познакомить обучающихся с учеными и путешественниками древности.

3. Раскрыть роль древних ученых в описании Земли.

4. Формирование представлений о значении путешествий в древности.

5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Краткое содержание урока

1. Путешествие финикийцев вокруг Ливии (Африки).

2. Геродот — родоначальник географической науки.

3. Плавание Пифея вдоль берегов западной части Европы.

Опорные знания

1. Приспособления, необходимые для совершения плаваний в древности.

2. Причины организации плаваний древними людьми вдоль берегов.

Проблемный вопрос

Могли ли в древности люди совершать кругосветные путешествия?

Вопросы на репродукцию знаний

1. Представители какого народа первыми совершили плавание вокруг Африки?

2. Как в древности называли Африку?

3. Территорию какого государства подробно описал Геродот?

4. С какой целью Пифей совершил плавание из Средиземного моря в Северное?

5. Что такое янтарь?

6. Что Пифей принял за твердых медуз?

Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний

1. В каком направлении двигались финикийцы в начале своего пути, в конце пути?

2. Почему в Африке урожай созревает быстро?

3. Почему Геродота можно назвать первым географом?

4. Почему янтарь называют солнечным камнем?

Практические задания на закрепление теоретических знаний

1. Расчет продолжительности плавания финикийцев.

2. Обозначение на контурной карте названия всех географических объектов, упомянутых в тексте параграфа.

Практическая работа на формирование учебных действий

Обозначение на контурной карте маршрута путешествия финикийцев с указанием географической номенклатуры по теме.

Обучающиеся научатся и получат возможность научиться

• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию, представленную в текстовом, иллюстративном и картографическом виде в параграфе.

• Использовать текстовый источник географической информации для решения практической задачи.

• Наносить географические объекты на контурную карту.

• Описывать по картам маршруты путешествий.

• Объяснять особенности природы отдельных территорий.

• Приводить примеры географических объектов и показывать их на карте.

• Проводить простейшую классификацию географических объектов.

• Различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.

• Составлять описания путешествий с использованием разных источников географической информации.

• Формулировать причинно-следственные связи между событиями.

Понятия и термины

Финикийцы, штиль, янтарь.

Географическая номенклатура

Африка, Средиземное море, Ливия, Красное море, Скифия, Египет, Нил, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова.

Персоналии

Геродот, Пифей.

Рекомендации к проведению урока

1. Для персонификации путешественников и ученых древности желательно использовать рисунки с их образами.

2. При рассмотрении путешествий учитель может возвращаться к проблемному вопросу с целью анализа возможностей совершения длительных путешествий в древности.

3. При описании путешествия финикийцев вокруг Африки необходимо воспользоваться физической картой мира и физической картой Африки для сопоставления известных и неизвестных территорий на момент совершения путешествия. Иллюстрацией к описанию путешествия могут служить фотографии территорий, вдоль которых пролегал маршрут следования финикийцев. Дополнительным видом работы является сопоставление технических возможностей финикийцев и людей каменного века. Для этого используется фотографическое изображение из § 7 (рис. 21) и подборка изображений кораблей финикийцев. Итогом сравнения является формулировка вывода об отличиях в техническом оснащении и, следовательно, о возможностях совершения длительных плаваний. Результаты работы можно представить в виде таблицы:


Путешествия каменного века

Путешествие финикийцев вокруг Африки

Особенности технического оснащения



Особенности протекания путешествия



Вывод о возможности длительных плаваний



4. Рассмотрение роли Геродота в географической науке начинается с повторения имен и результатов деятельности известных обучающимся ученых древности. Результаты работы оформляются в табличной форме:

Имя ученого древности

Вклад ученого в развитие географических знаний



При изучении номенклатуры по теме учитель называет современные названия известных во времена Геродота географических объектов.

5. При рассмотрении и изучении плавания Пифея учителю необходимо продемонстрировать обучающимся причину окончания его плавания — “твердых медуз” (льдинки). При этом стоит упомянуть об особенностях природы района Средиземноморья (родины Пифея) и района Северного моря. Для визуализации образа янтаря можно показать натуральный его образец, предложив обучающимся подискутировать по вопросу условий образования янтаря и его использования современным человеком.

6. На каждом этапе изучения нового материала ведется работа с контурной картой по обозначению географической номенклатуры по теме. Дополнительной формой работы может быть классификация географической номенклатуры. Учитель предлагает обучающимся выбрать признак классификации и разделить географические объекты на группы. Возможный вариант классификации:

Материки


Моря


Страны


Реки


Проливы


Острова


7. Рефлексия проводится на тематическом и деятельностном уровнях.

8. Домашнее задание учитель дозирует в зависимости от специфики ученического коллектива и целеполагания собственной деятельности.

Рекомендации к выполнению практического задания

Расчет выполняется исходя из условия, что путешествие финикийцев длилось три года. Каждый год состоит из 12 месяцев. 3 года х 12 месяцев = 36 месяцев.

Рекомендации к выполнению практической работы

Работа на контурной карте осуществляется только карандашами. Названия географических объектов одного вида наносятся одинаковым по размеру и цвету шрифтом. Маршрут путешествия обозначается линией, указывающей направление движения. Названия географических объектов не должны выходить за их контуры. При невозможности нанесения названия географического объекта в рамках контура объекта используется цифровое обозначение, которое расшифровывается в легенде карты. Варианты используемых обозначений переносятся в легенду карты, группируются по видам и расшифровываются. На контурной карте должны быть обозначены объекты, указанные в разделе “Географическая номенклатура” данного пособия.

Ответы на задания тестовой части тетради-практикума

Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля

1

Б

1

В

2

А

2

Б

3

Б

3

Б

4

Б

4

В

5

В

5

А

6

А

6

Б

7

Б

7

АБГ

8

В

8

АБГ

9

1 Б 2 Б 3 А

9

БВА

10

АВБ






Для любых предложений по сайту: [email protected]