Географические координаты. Долгота - ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс

Географические координаты. Долгота - ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

Цели: познакомить с понятием «долгота»; научить определять долготу; закрепить умение определять координаты и находить по координатам точки на карте.

Оборудование: карта полушарий, глобусы, атласы, контурные карты.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Повторение. Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос

— Что называют географической широтой объекта?

— Как определить широту объекта, расположенного на параллели? (Посмотреть номер параллели в градусах.)

— Как определить широту объекта, расположенного между параллелями? (Примерный ответ. Найти ближайшую к объекту параллель со стороны экватора и определить ее широту; определить число градусов от этой параллели до объекта; прибавить получившееся число градусов к широте параллели.)


2. Индивидуальные задания

1. К рис. 18 на с. 30 учебника. (Ответ. Лондон — 52° с. ш.; Санкт-Петербург — 60° с. ш.; Москва — 56° с. ш.; мыс Челюскин — 78° с. ш.; Владивосток — 43° с. ш.; мыс Игольный — 35° ю. ш.; поселок Мирный — 69° ю. ш.)

2. К рис. 19 на с. 31. (Черная стрелка показывает широту, т. к. широта — это расстояние от экватора до точки.)

3. Задание 4 на с. 32. (Ответ, а) Берлин — 53° с. ш.; б) Дели — 28° с. ш.; в) Канберра — 35° ю. ш; г) Кейптаун — 34° ю. ш.; д) Бразилиа — 16° ю. ш.; е) Вашингтон — 38° с. ш.)

4. Вопрос 5 на с. 32. (Ответ. Канберра южнее, т. к. ее широта 35° ю. ш., а широта Кейптауна — 34° ю. ш. В Южном полушарии объекты, имеющие большую широту, расположены южнее, а в Северном полушарии — наоборот, чем меньше значение широты, тем южнее находится объект.)

5. Задание 6 на с. 32. (Ответ. Все точки России имеют северную широту, т. к. расположены в Северном полушарии. Широта: а) Мурманск — 69° с. ш.; б) Нижний Новгород — 56° с. ш.; в) Владивосток — 43° с. ш.)

(Ученики проверяют правильность выполнения работы, исправляют свои ошибки и задают вопросы, если что-то непонятно.)


III. Изучение нового материала

Для определения широты точки на карте мы пользовались значением параллели.

— Что такое параллель?

— Есть еще линии на карте, которые пересекают параллели, — это меридианы. Что такое меридиан? (Линии, которые проходят через оба полюса, равные между собой, показывают направление север — юг.)

— Где они пронумерованы? (По экватору на карте полушарий.)

— Для чего нам нужны меридианы? (Ученики могут предположить, что они нужны для определения второй координаты.)

Мы научились определять широту, но мы не можем найти с помощью широты любую точку на карте. Нам необходимо знать вторую координату — долготу. Долготу нам поможет найти меридиан.

Так же как вы находите место шахматной фигуры на игровом поле по пересечению линий, отмеченных буквами и цифрами (Е-2, Е-4), или место корабля при игре в «Морской бой» по пересечению букв и цифр, мы будем находить точки на карте, находящиеся на пересечении параллелей и меридианов.

Дети капитана Гранта обогнули почти весь земной шар, чтобы найти место крушения корабля, т. к. им была известна только одна координата — широта (37° ю. ш.).

Итак, вторая координата, которая поможет нам находить точки на карте, — долгота. Меридианы — это линии долготы.

— Прочитайте в учебнике на с. 32, как определяется долгота. (Географическая долгота заданной точки определяется величиной в градусах дуги параллели от начального меридиана до меридиана, проходящего через эту точку.)

Долгота - это расстояние в градусах от нулевого (начального) меридиана до любой точки на карте или глобусе.

— Найдите на карте нулевой меридиан. Какие материки он пересекает? (Евразию, Африку, Антарктиду.)

Нулевой меридиан проходит через обсерваторию Гринвич в пригороде Лондона, и часто его называют Гринвичским.

Нулевой меридиан делит Землю на два полушария — Западное и Восточное. К западу от нулевого меридиана до 180° в Западном полушарии все точки имеют западную долготу, а от нулевого меридиана к востоку до 180° все точки находятся в Восточном полушарии и имеют восточную долготу. Самое большое значение долготы 180°.

Обратимся к рис. 20 на с. 33 учебника.

— Определите долготу Санкт-Петербурга (30° в. д.); мыса Челюскин (105° в. д.); Владивостока (132° в. д.)\ мыса Игольный (20° в. д.).

— Пользуясь картой полушарий в атласе, определите долготу городов Мехико и Токио. (Токио — 140° в. д.; Мехико — почти на 100° з. д.)

— Определите долготу города Москвы по рис. 20 на с. 33. (Москва находится между меридианом 30° в. д. и 40° в. д. Прибавляем к 30 количество градусов от этого меридиана до Москвы — получаем 37° в. д.)

— Определите географическую долготу Сиднея (151° в. д.); Вашингтона (77° з. д.); Нью-Йорка (73° з. д.).

— Какой город расположен западнее: Вашингтон или Нью-Йорк? Почему? (Вашингтон расположен западнее, т. к. его долгота больше, следовательно, он дальше удален от нулевого меридиана.)


IV. Закрепление нового материала

1. Работа в парах

1. Определите координаты Северного полюса.

2. Какие географические объекты имеют координаты?

1) 60° с. ш., 30° в. д. (Санкт-Петербург);

2) 65° с. ш., 59° в. д. (гора Народная);

3) 36° с. ш., 6° з. д. (Гибралтарский пролив);

4) 53° с. ш., 14° в. д. (Берлин);

5) 53°с. ш., 105° в. д. (Иркутск).


2. Индивидуальные задания

1. Какие географические объекты имеют такие координаты?

1) 51° ю. ш., 70° в. д. (остров Кергелен);

2) 6° ю. ш., 105° в. д. (вулкан Кракатау);

3) 19° с. ш., 98° з. д. (вулкан Орисабо);

4) 27° ю. ш., 109° з. д. (остров Пасхи);

5) 68° ю. ш., 90° з. д. (остров Петра I).

2. Определите координаты точек:

1) вулкан Котопахи (Южная Америка);

2) озеро Эйр (Австралия);

3) город Каир (Африка).

Комментарий. Учитель оказывает индивидуальную помощь, корректирует работу учеников.

Для стимулирования работы учащихся можно объявить соревнование. Первые пять учеников, правильно определивших местонахождение точек, получают оценку «5».


Домашнее задание

§ 13, задания 1, 2, 3 к параграфу.


Дополнительный материал

Дополнительные задания

1. «Они видели его только с большого расстояния и были так потрясены пятью столбами испарения и вечным гулом, что назвали его “Там гремит дым”». Укажите место, в котором оказались герои романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов», если координаты его 17° ю. ш., 25° в. д. (Водопад Виктория на реке Замбези в Африке.)

2. Стволы самого высокого на Земле дерева достигают в высоту 100 м и более, а в диаметре — 6—10 м. Живут секвойи до 2 тыс. лет. Растут они в районе с координатами 38° с. ш., 118° з. д. Найдите место, где обитают гиганты растительного мира.

3. Есть ли на Земле точки, для определения которых необходимо знать только широту? (Полюса.)

4. Есть ли на Земле точки, для определения местоположения которых необходимо знать только долготу? (Нет.)

5. Где находится точка с координатами 0° широты, 0° долготы? (В Гвинейском заливе.)

6. Если вы плывете на восток от точки с координатами 47° с. ш., 20° з. д., берега какого материка вы достигнете? (Евразии.)

7. Корабль, находящийся в точке 30° ю. ш., 70° в. д., потерпел крушение. Радист передал координаты своего корабля и попросил помощи. В район бедствия направились два корабля — «Надежда» (30° ю. ш., 110° в. д.) и «Вера» (20° ю. ш., 50° в. д.). Какой корабль придет быстрее на помощь гибнущему судну? («Вера».)

8. Определите расстояние от экватора до полюса (в градусах и километрах). (От экватора до полюса 90°, в 1° 111 км, 111 км х 90° = 9990 км.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]