Подземные воды - ГИДРОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс

Подземные воды - ГИДРОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Цели: сформировать представление о видах подземных вод; способствовать формированию знаний о зависимости подземных вод от состава горных пород и атмосферных осадков; развивать умение самостоятельно добывать знания при работе с учебником.

Оборудование: таблица «Подземные воды», песок, глина, фильтр, стаканы, вода, воронки.

Ход урока

ВАРИАНТ 1 (МОДУЛЬНЫЙ УРОК)

I. Организационный момент


II. Изучение нового материала

(Каждый ученик получает лист-программу (путеводитель), на котором указана последовательность шагов по изучению подземных вод.)

Сегодня мы познакомимся с одним из видов вод суши — подземными водами. Это наиболее чистые воды. Они не отмечаются на картах. О наличии вод под землей мы можем узнать только по их выходам на поверхность — родникам.

— На каких картах показаны родники? (На плане местности.)

Люди научились добывать подземные воды, для этого в сельской местности роют колодцы.

Теперь начнем работать по путеводителю и записывать в тетради пропущенные слова, отмеченные в тексте цифрой в скобках, например (1). Запись будет отчетом о работе.

Шаг 1

Прочитайте п. 1 на с. 83. Заполните пропуски в тексте.

1. Вода, находящаяся в земной коре, называется... (1)

2. Основным источником пополнения подземных вод являются... (2)

3. Чем крупнее частицы горной породы, тем крупнее... (3)

4. Крупные поры имеют... (4) породы, к ним относится, например, песок.

5. Не пропускают воду... (5) породы, например... (6)

Шаг 2

Посмотрите опыт. В одну воронку помещаем фильтр и в него насыпаем песок, а в другую воронку кладем глину. Воронки помещаем в стаканы, наливаем в обе воронки воду. Посмотрите, как просачивается вода в каждой из них, какой стакан наполняется быстрее. Сделайте вывод.

Шаг 3

Послушайте сообщение.

Если горные породы растворимы в воде (соль, гипс, известняк), то под землей образуются пустоты — пещеры. Это явление называется карст, а пещеры — карстовыми. Такие пещеры имеются в Предуралье - Кунгурская пещера, а также на Урале — Капова пещера, есть они также на Кавказе, в Кордильерах.

Название это явление получило от плоскогорья Динары, где оно очень распространено. Пещеры — это объекты, еще очень слабо исследованные людьми. До сих пор неизвестно, какая пещера является самой длинной: Мамонтова в Кордильерах или пещера на Кавказе.

В пещеры спускаются спелеологи. Состоят пещеры из гротов — подземных залов и проходов, часто очень узких. В Кунгурской пещере есть узкий и скользкий проход между гротами, называется он «Дамские слезки».

В фотах постоянно слышна капель — это атмосферные осадки. Особенно громкая капель весной, когда тает снег и количество попадающей под землю воды резко увеличивается.

В пещерах образуются особые известковые или гипсовые образования — сталактиты и сталагмиты. Они имеют вид сосулек. Сталактиты растут сверху вниз, а навстречу им растут сталагмиты. Когда они соединяются, образуются колонны. В каждой капле воды содержится растворенная соль, она-то и является строительным материалом для подземных сталактитов и сталагмитов, оставаясь тонкой пленкой на сосульке.

В Кунгурской пещере постоянная температура воздуха: и зимой и летом примерно +2...+4 °С. Образовалась пещера в известковой горе на берегу реки Сылвы. В пещере проводятся экскурсии по гротам «Ад Данте», «Дружба народов», «Руины» и др.

Шаг 4

Ответьте на вопрос: почему в колодце вода чище, чем в реке? Обсудите ответ с соседом по парте.

Шаг 5

Прочитайте п. 2 на с. 84 и заполните пропуски.

1. Слой, насыщенный водой, называется... (7)

2. Воды, содержащиеся в водоносном слое, над которым находятся водопроницаемые горные породы, называются... (8)

3. Глубина, на которой залегают фунтовые воды, — это... (9) фунтовых вод, он зависит от количества атмосферных осадков.

Шаг 6

Ответьте на вопросы.

— Почему колодцы роют зимой?

— Почему в пустыне колодцы имеют очень большую глубину — десятки и сотни метров, а в лесной зоне обычная глубина несколько метров? Ответ обсудите с соседом по парте.

Шаг 7

1. На склонах, в оврагах, в речных долинах грунтовые воды, медленно перемещаясь по водоупорному пласту, выходят на поверхность, образуя... (10). Вспомните, каким условным знаком они обозначаются на планах.

2. Если водоносный слой оказывается между двумя водоупорными пластами, то образуются... (11) воды.

Область питания этих вод очень небольшая, т. к. вода попадает только в районе выхода водоносного слоя на поверхность (см. рис. 56 на с. 86).

Межпластовые воды накапливаются чаще всего в понижениях по рельефу и прогибах водоупорных пластов. Вода находится под давлением и при бурении скважины начинает фонтанировать. Впервые такой колодец получили в местечке Артуа во Франции, поэтому и называют такие скважины артезианскими колодцами.

3. Итак, вы узнали о двух видах подземных вод:... (12) и... (13).

Шаг 8

Прочитайте п. 3 на с. 85. Ответьте на вопросы.

— Где используются минеральные воды?

— Какие виды минеральной воды вы знаете?

— Являются ли горячие источники подземными водами?

— Где они встречаются?

— Как можно использовать горячую воду и пар горячих источников?

— Почему город Рейкьявик — столица Исландии — является самым чистым городом мира?

Шаг 9

Итак, вы прошли все восемь шагов. Молодцы! Проверьте свою работу по образцу, который записан на доске: (1) подземная; (2) атмосферные осадки; (3) поры; (4) водопроницаемые; (5) водоупорные; (6) глина; (7) водоносный; (8) грунтовые; (9) уровень фунтовых вод; (10) родники; (11) межпластовые; (12) грунтовые; (13) межпластовые.

Оцените свою работу:

13—12 правильных ответов — «5»;

11—9 правильных ответов — «4»;

8—7 правильных ответов — «3».


III. Закрепление нового материала

1. Работа с терминами

Водоносный слой, межпластовые воды, фунтовые воды, водопроницаемый слой, водоупорные породы, минеральные воды, родник, термальные воды, карст.


2. Географический диктант

1. Подземные воды, содержащие повышенное количество солей и газов.

2. Горные породы, легко пропускающие воду.

3. Горные породы, не пропускающие воду.

4. Слой горных пород, насыщенный водой.

5. Вода, накопленная между водоупорными породами.

6. Вода, накапливающаяся под водопроницаемыми породами.

7. Когда бывает самый низкий уровень фунтовых вод на большей части территории России: весной, зимой, осенью или летом?

8. Верно ли утверждение: уровень фунтовых вод зависит от атмосферных осадков?

9. Место выхода фунтовых вод на поверхность.

10. Верно ли утверждение: фунтовые воды пополняются быстрее, чем межпластовые?


Домашнее задание

§ 29, вопросы к параграфу.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение о водопадах.


ВАРИАНТ 2

I. Организационный момент

Учащиеся образуют группы по пять человек по списку учителя. В группе должен быть консультант.


II. Изучение нового материала

На группу выдается набор лабораторной посуды для опыта по определению водопроницаемости пород.

После работы ученики обсуждают работу в группе. Консультант подводит итог работы группы и при необходимости оказывает помощь членам своей группы, определяет делегата для выступления от группы. Группа готовит свои вопросы, которые будут заданы классу после защиты работы.

Каждая группа получает вопросник, количество вопросов равно количеству членов группы.

Вопросы

1. Соберите приборы для определения водопроницаемости песка и глины. Воронку вставьте в стакан. Насыпьте на фильтр, вставленный в воронку, горную породу и налейте воду. Наблюдайте и сделайте вывод: какая порода является водопроницаемой, а какая — водоупорной? (О водопроницаемых и водоупорных породах прочитайте в § 29.)

Почему под землей образуются пещеры?

2. Прочитайте текст на с. 84, изучите рис. 56 на с. 86 и рис. 55 нас. 85. Узнайте, чем отличаются фунтовые воды от межпластовых.

Какие воды залегают глубже? Какие воды чище? Какие воды добывают с помощью скважин? Какие воды добывают в колодцах?

3. Прочитайте текст на с. 85. Выясните, как используются подземные воды. Какие воды называются минеральными? Вспомните, какие воды называют термальными. Являются ли горячие источники фунтовыми водами? Почему вода в них горячая? Где на Земле есть термальные воды?

4. Выясните, почему уровень фунтовых вод меняется в течение года. Какие причины влияют на уровень фунтовых вод? Когда уровень фунтовых вод самый низкий?

Почему в пустыне очень глубокие колодцы?

5. Нарисуйте схему, на которой покажите воды грунтовые, межпластовые, водопроницаемые пласты, водоупорные породы. Покажите, где может быть родник, где можно пробурить артезианскую скважину. Свою схему обсудите в группе и защитите перед классом.

Ученики работают над своими вопросами. На работу отводится 10—12 мин. По окончании работы идет обсуждение вопросов в группах. Затем одна группа по выбору учителя выступает с защитой своей работы. Остальные группы слушают и после выступления дополняют, исправляют ошибки.


Домашнее задание

§ 29, вопросы к параграфу.

Индивидуальное задание: подобрать стихи о реках, принести диск, кассету с песней о реке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]