Водяной пар в атмосфере. Облака - АТМОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс

Водяной пар в атмосфере. Облака - АТМОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Цели: сформировать представление об относительной и абсолютной влажности воздуха, насыщенном и ненасыщенном воздухе; научить определять относительную влажность воздуха, выявлять причинно-следственные связи между температурой воздуха и количеством водяного пара в нем.

Оборудование: гигрометр, таблица «Типы облаков».

Ход урока

I. Организационный момент


II. Повторение. Проверка домашнего задания

1. Географический диктант

1. Ветер, меняющий направление два раза в сутки. (Бриз.)

2. Ветер, меняющий направление два раза в году. (Муссон.)

3. Движение воздуха в горизонтальном направлении. (Ветер.)

4. В каком слое атмосферы происходит образование ветров? (В тропосфере.)

5. Правильно ли дана последовательность взаимосвязей: солнечные лучи — неравномерный нагрев суши и моря - разница в атмосферном давлении — ветер. (Да.)

6. Где наблюдается самое низкое атмосферное давление: на вершине, на склоне или у подножия горы? (На вершине.)

7. Ветер возникает, если атмосферное давление в двух пунктах одинаковое или разное? (Разное.)

8. Бриз днем дует с моря на сушу, потому что атмосферное давление над сушей... (низкое).

9. Графическое изображение ветров, дующих в течение месяца на данной территории. (Роза ветров.)

10. В какую сторону горизонта направлен юго-западный ветер? (На северо-восток.)

11. Полное отсутствие ветра. (Штиль.)

12. Прибор, с помощью которого можно определить направление и измерить силу ветра. (Флюгер.)

13. Название этого ветра переводится с арабского как «сезон». (Муссон.)


2. Индивидуальное задание

Один ученик рисует на доске схему бриза, а другой — муссона.


III. Изучение нового материала

(Учитель протирает влажной тряпкой доску. Через минуту доска становится сухой.)

— Куда делась вода? (Вода испарилась.)

— Правильно, она перешла в пар и оказалась в воздухе. Мы ее видим? (Нет.)

Сегодня мы узнаем, сколько воды в виде пара может содержаться в воздухе, от чего зависит содержание водяного пара в 1 куб. м воздуха.

— Посмотрите на рис. 77 на с. 121. Как зависит количество водяного пара в воздухе от температуры воздуха? (Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара он может содержать. При температуре —20 °С в 1 куб. м воздуха может содержаться 1 г пара, а при температуре +10 °С — 9 г.)

Количество водяного пара, которое содержится в 1 куб. м воздуха, называется абсолютной влажностью воздуха.

— От чего она зависит? (От температуры воздуха: нем выше температура воздуха, тем больше абсолютная влажность.)

— Если при температуре +20 °С в 1 куб. м воздуха содержится 17 г пара, такой воздух называется насыщенным. Почему воздух насыщенный? (Потому что больше водяного пара он в себя вобрать не может.)

— Представим себе, что температура такого воздуха понизится до +10 °С. Что произойдет? (Лишняя влага будет выделяться из воздуха.)

— Когда мы можем видеть эту лишнюю влагу? (Вечером — роса, утром — туман, при подъеме на высоту образуются облака.)

Вывод. При понижении температуры из насыщенного водяными парами воздуха выделяется влага.

— Видим ли мы влагу в ненасыщенном воздухе? (Нет.)

— Почему? (Капельки пара очень маленькие.)

— Прочитайте определение понятия «относительная влажность» на с. 121 учебника. (Относительной влажностью называется отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе, к тому количеству водяного пара, которое воздух может содержать при данной температуре.)

Относительная влажность насыщенного водяными парами воздуха равна 100%.

Например, в 1 куб. м воздуха при температуре +30 °С может содержаться 30 г водяного пара, а содержится 15 г.

30 г - 100%

15 г — ?

15 х 100 : 30 = 50. Значит, относительная влажность такого воздуха 50%.

Воздух с такой относительной влажностью сухой.

Относительная влажность 0% нигде на Земле не зафиксирована.

Прибор, с помощью которого можно измерить относительную влажность воздуха, называется гигрометр.

— Мы находимся в классе с температурой воздуха +20 °С, в 1 куб. м воздуха содержится 15 г водяного пара. Мы открыли окно, и температура понизилась до +10 °С. Что произойдет? (При температуре +10 °С в 1 куб. м воздуха может содержаться 9 г пара, а у нас фактически содержится 15 г. Лишние 6 г пара с каждого кубического метра будут выделяться.)

— Мы увидим влагу на стене, на столах? Станет ли влажной ваша одежда?

— На траве появляется роса, в долине реки — туман. О чем это говорит? (Воздух перенасыщен водяными парами.)

— Утром туман рассеивается, а роса исчезает. Почему? (Солнечные лучи постепенно прогревают воздух, а более теплый воздух может вобрать в себя больше влаги. Относительная влажность воздуха понижается. Роса и туман снова переходят в пар.)

— Почему белье быстро сохнет летом, а осенью и зимой — медленно?

— Прочитайте п. 4 на с. 122. Что общего между туманом и облаком? В чем их различие? (Туман образуется при соприкосновении насыщенного водяными парами воздуха с охлажденной поверхностью Земли. Облако — это тоже туман, только на значительной высоте над Землей.)

— Посмотрите на рис. 79 на с. 123. Назовите три вида облаков.

(На доске схема.)


image68


— Как образуются слоистые, кучевые и перистые облака?

— Какие облака самые высокие?

— Какие облака состоят из кристаллов льда?

— Какие облака несут ливневые дожди с грозами?

— Какие облака несут затяжные дожди?

— Почему зимой в облачную, пасмурную погоду не бывает очень холодно? (Облака удерживают тепло у поверхности Земли.)

Степень покрытия неба облаками называется облачностью. Максимальная облачность — 10 баллов. Облачность определяется с помощью прибора нефоскопа.

— Определите на глаз облачность в данное время.


IV. Закрепление нового материала

Ученики работают в парах. Отвечают на вопросы к § 40. Сидящие на первом варианте отвечают на нечетные вопросы, на втором — на четные.

Ответы

1. От температуры воздуха и абсолютной влажности.

2. Понижение температуры воздуха.

3. а) 9 г; б) 4,5 г; в) 0,9 г.

4. Кучевые облака образуются при быстром поднятии нагретого от поверхности Земли воздуха, а такой воздух бывает летом.

5. Слоистые облака образуются при контакте теплого и холодного воздуха. Когда теплый воздух медленно поднимается вверх, он смешивается с холодным, постепенно остывает, и из него выделяются капельки воды.

6. Зимой преобладают слоистые облака, летом — кучевые. Перистые облака бывают редко.


Домашнее задание

§ 40.

На выбор:

1. Составить пять вопросов к параграфу.

2. Составить по параграфу тест из пяти вопросов.

3. Составить географический диктант, используя термины § 39, 40, 41.

4. Составить три задачи на определение относительной влажности воздуха.


Дополнительный материал

«...Воздух в пустыне такой сухой, что свежий хлеб за один день превращается в сухарь. Газета, привезенная утром, к вечеру так высыхает, что ломается на куски. Если не спрятать в тень книжку, она вся сморщится, отстанет от переплета».

Ильин М. Преобразование планеты

«...В летние месяцы воздух бывает так насыщен туманами и на нашем побережье, и в Японии, что, например, наши спички здесь не годятся — они скоро отсыревают, конверты слипаются, а для того чтобы не было сырости в комнатах, приходится при +20 °С топить печи...»

Королев А. Азия






Для любых предложений по сайту: [email protected]