Организмы в Мировом океане (модульный урок) - БИОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс

Организмы в Мировом океане (модульный урок) - БИОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Цели: сформировать представление о распределении организмов в водах Мирового океана; познакомить с некоторыми обитателями Мирового океана; развивать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой.

Оборудование: таблица «Распределение организмов в Мировом океане», карта океанов, картинки с изображением обитателей океана, видеофильм «Жизнь в Мировом океане», листы-путеводители для работы на уроке.

Ход урока

I. Организационный момент

На столы раздать листы-путеводители (программы работы по изучению новой темы).


II. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальный опрос

Тесты, выполненные учащимися в качестве домашнего задания, можно использовать для индивидуального опроса тех учеников, которые не сделали домашнее задание к уроку. Работу могут сразу проверить хозяева тестов.


2. Географический диктант

(Учащиеся должны по описанию определить, о какой природной зоне идет речь.)

1. Весь год здесь тепло и влажно. Деревья вечнозеленые, много лиан. Много обезьян. (Зона влажных экваториальных лесов.)

2. Природная зона трав. Зима холодная, а лето очень теплое. Много грызунов. (Зона степей.)

3. Здесь самый богатый животный мир. Много крупных животных: жирафы, бегемоты, слоны. (Зона саванн.)

4. Зона льда и снега. Сильные ветры, полярная ночь. Животные — хищники: белые медведи, моржи, тюлени. (Зона арктических пустынь.)

5. В этой зоне растут хвойные деревья: ель, сосна, лиственница. Обитают рысь, волк, бурый медведь. Четко выделяются четыре времени года. (Лесная зона. Тайга.)

6. Растения и животные зоны приспособились к сухому климату и недостатку влаги. Растительный покров редкий, растения имеют колючки, длинные корни, запасают влагу. (Зона пустынь.)


III. Изучение нового материала

— Вспомните, как изменяется температура в океане с глубиной. (Понижается, т. к. вода нагревается солнечными лучами, а они не проникают глубже 50 м.)

— Как называется часть моря или океана, протянувшаяся от берега до глубины 200 метров? (Шельф.)

— Назовите обитателей Мирового океана.

Сегодня вы исследователи морских глубин. Ваша задача — определить условия обитания организмов в морской воде, выяснить, какие организмы обитают на разных глубинах океана и на разных широтах.

Перед отплытием мы должны получить некоторые знания об условиях жизни в океане.

Шаг 1

Прочитайте текст на с. 148—149 и ответьте на вопросы.

— Чем благоприятны условия обитания в морской воде для такого крупного морского животного, как кит?

— Почему у растений океана — водорослей — нет корней? Как они получают питательные вещества?

— Организмы, обитающие в воде, не испытывают резких колебаний температур. Почему?

— Откуда в воде кислород?

Шаг 2

Познакомьтесь с группами организмов, населяющих воды океана.

Внимательно прослушайте рассказ учителя и запишите три группы организмов, обитающих в океане.

1. Планктон (рис. 98 на с. 150) — мелкие животные и водоросли, обитающие в поверхностных водах и не имеющие приспособлений к передвижению в воде. Их переносит течение — это рачки, медузы и др. Именно планктон является пищей не только для многих рыб, но и для гигантов океана — китов. Чем больше планктона в воде, тем больше там рыбы и других обитателей.

2. Нектон — свободно плавающие в толще воды животные. Это рыбы, киты, кальмары, морские черепахи, тюлени, котики и др.

3. Бентос — обитатели дна. Это кораллы, водоросли, крабы, морские ежи, морские звезды; из рыб — камбала, палтус. Эти животные медленно передвигаются по дну или прикрепляются к нему.

Шаг 3

Прочитайте текст на с. 150, п. 3. Обсудите с соседом по парте следующие вопросы:

— От чего зависит распространение организмов в океане?

— Где можно увидеть самый богатый растительный мир?

— Как называется мелководье океана?

— Какие организмы обитают на большой глубине? Как они выдерживают огромное давление толщи воды?

— Чем питаются обитатели океанских глубин?

— Какие особые органы имеются у глубоководных обитателей?

Шаг 4

Проверьте свои знания, ответив на вопросы теста.

1. Какую роль для кита играет выталкивающая сила, действующая на всякое тело, опущенное в воду?

а) позволяет плавать в воде;

б) позволяет затрачивать на передвижение в воде меньше усилий;

в) никакой роли не играет.

2. К условиям существования в водной среде не относятся:

а) резкие колебания температуры воды в течение суток;

б) соленость воды;

в) количество кислорода в воде;

г) свет.

3. Источником кислорода в морской воде являются:

а) планктон;

б) зеленые водоросли.

4. Мелкие и мельчайшие организмы, переносимые течениями, называются:

а) нектон;

б) бентос;

в) планктон.

5. Какая часть океана наиболее богата организмами?

а) шельф;

б) глубоководные желоба;

в) центральные части океана.

6. Что отсутствует в теле глубоководных организмов?

а) вода;

б) панцирь;

в) воздушные полости;

г) «фонари» на голове.

7. Обитатели глубин питаются:

а) планктоном;

б) поедают друг друга;

в) остатками организмов, опускающихся из верхних слоев воды.

Шаг 5

Сверьте свои ответы с образцом. (Образец ответов на обратной стороне доски или у учителя.)

Ответы: 1 — б; 2 — а; 3 - б; 4 — в; 5 — а; 6 — в; 7 — б, в.


Домашнее задание

§ 48.

На выбор:

1. Подготовить сообщение о любом обитателе дна океана.

2. Составить кроссворд «Обитатели океанских глубин».

3. Нарисовать обитателя океана, часть морского дна или планктон в увеличенном виде.






Для любых предложений по сайту: [email protected]