Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс
Природный комплекс - БИОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Цели: познакомить с понятиями «природные компоненты», «природный комплекс», «географическая оболочка», «биосфера»; учить находить взаимосвязи в природных комплексах; обобщить знания о земных оболочках.
Оборудование: фильм «Земля у нас одна», картина «Природный комплекс», картины с изображением природы материков.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение. Проверка домашнего задания
— Что такое атмосфера? Из чего она состоит?
— Что такое литосфера? Каков ее состав?
— Что такое гидросфера? Из каких частей она состоит?
— Откуда на Земле появился кислород?
— В результате какого процесса образуется кислород?
— Почему в морской воде солей кальция меньше, чем в речной?
— Из чего образуются известняк и мел?
— Что такое коралловые рифы? Кто их строит?
— Как растения влияют на горные породы?
— Что такое выветривание?
— Что называется почвой?
— Какие компоненты участвуют в образовании почвы?
— Из чего состоит почва?
— Что такое гумус?
— От чего зависит плодородие почвы?
— Назовите основное свойство почвы.
— Под какой растительностью почва наиболее плодородная?
— В каких природных зонах формируются подзолистые почвы и черноземы?
III. Изучение нового материала
Все организмы существуют во взаимосвязи между собой и с окружающей средой.
Растения производят органические вещества из неорганических, но им нужны условия окружающей среды: свет, тепло, вода, углекислый газ, почва.
Растительноядные животные потребляют готовые органические вещества, которые произвели растения, а животные-хищники поедают других животных.
Органическое вещество перерабатывают в неорганическое микроорганизмы, грибы.
В органическом мире существуют цепи питания.
Все животные и растения зависят от неорганической природы: горных пород, воды, воздуха, почвы. Вывод: живая и неживая природа взаимосвязаны.
Животные, растения, вода, воздух, горные породы — это природные компоненты.
Закономерное сочетание компонентов природы на определенной территории называется природным комплексом (ПК). При изменении одного компонента в природном комплексе изменяются и все другие.
Например, если вырубить леса, погибнут животные, понизится уровень грунтовых вод, на песчаных почвах могут образоваться барханы, пески придут в движение, обмелеют реки, оскудеют рыбные ресурсы.
Природные комплексы разнообразны и по составу компонентов, и по величине.
Небольшие ПК — луг, болото, участок леса. Крупные ПК - материк, океан. Самый крупный природный комплекс, охватывающий компоненты всей планеты, — географическая оболочка.
— Из каких компонентов состоит географическая оболочка? (Из гидросферы, верхних слоев литосферы, нижних слоев атмосферы. Позднее сформировалась биосфера — оболочка живых организмов.)
— Приведите примеры взаимосвязи, взаимопроникновения оболочек. (Пыль в воздухе — взаимосвязь литосферы и атмосферы; водяной пар в атмосфере — взаимосвязь гидросферы и атмосферы; река разрушает горные породы и переносит их по течению.)
Биосфера — часть географической оболочки, заселенная живыми организмами.
Человек является частью биосферы. Состояние биосферы, при котором разумная деятельность человечества становится решающим фактором ее развития, называют ноосферой (греч. ноос - разум). Этот термин ввел В.И. Вернадский. В 1944 г. он писал: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера...»
(Следующее задание учащиеся выполняют в группах.)
— Разработайте свои правила разумного поведения человека в природе. Определите правила отношения человека ко всем компонентам географической оболочки.
Домашнее задание
§ 50.
На выбор:
1. Привести примеры взаимосвязей оболочек.
2. Ответить на вопросы на с. 155 и 160.