Почва. Человек и почвы - Биосфера - ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

География конспекты уроков 6 класс

Почва. Человек и почвы - Биосфера - ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

Цели: ученики называть составные части почвы, наиболее распространенные почвы России; приводить примеры воздействия на почву разных условий ее образования.

Ученики должны уметь: описывать различия между черноземами и подзолистыми почвами; объяснять причины разной степени плодородия почв.

Оборудование: таблица «Строение почв» (обозначения и названия горизонтов вставляются в карманчик); образцы почв; карта «Почвы России»; сборная схема «Почвообразующие факторы»; таблица «Структура почв»; портрет В. В. Докучаева.

Ход урока

I. Организационный момент. Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами продолжим изучение биосферы и для начала разгадаем кроссворд



1. Дерево (одно из названий его - бенгальский фикус), имеющее крону 500 м в диаметре, которую поддерживают дыхательные корни-столбы.

2. Карликовое дерево высотой 10—15 см с толстым (до 1 м в диаметре) стволом и двумя плотными кожистыми листами длиной до 3—6 м, которые сохраняются в течение всей его жизни (до 100 лет).

3. Мощное дерево саванн с широкой кроной и толстым стволом (до 40 м в окружности); живет несколько тысяч лет.

4. Гигант растительного мира, одно из названий которого — Мамонтово дерево, высотой более 100 м, толщина ствола в диаметре до 10 м.

5. Растение-паразит без корневой системы и со стволом без листьев, имеющее самый крупный в мире цветок, достигающий в диаметре 1 м.

6. Пальма, имеющая самые крупные в мире плоды — до 25 кг весом.

7. Водяное многолетнее растение с плавающими, достигающими 2 м в диаметре, листьями, выдерживающими груз до 50 кг, и цветками диаметром 25—35 см.

8. Самые длинные на Земле растения (до 400 м) из семейства пальм.

ОТВЕТЫ :

1. Баньян.

2. Вельвичия.

3. Баобаб.

4. Секвойядендрон.

5. Раффлезия Арнольди.

6. Сейшельская.

7. Виктория - Регия.

8. Ротанги.


- Вспомните, какие компоненты биосферы, мы уже изучили? (растительность)

- Какой компонент будем изучать сегодня? (почву).

- Что такое почва? (верхний плодородный слой земли)

- Что входит в состав почвы? (перегной, горные породы, корни растений, вода, воздух, животные)


II. Изучение нового материала.

Вы уже много знаете о почве. Сегодня мы с вами построим урок в форме рассуждений, сравнений, анализа и узнаем ещё много разных сведений о почве.

Почва образуется в результате взаимодействий живой и неживой природы. Какие компоненты живой и неживой природы принимают в этом участие? (горные породы, животные, растения, вода, климатические условия). А еще для процесса почвообразования требуется время.

- Почему? (Т.к. нужно время для разрушения горных пород, поселения на них растений и животных, накопления перегноя).

За 100 лет мощность почвы увеличивается всего на 0,5–2 см.

Недаром один великие русский почвовед назвал почву «зеркалом природы», подчеркивая тем самым, что она отражает взаимодействие всех компонентов природы и является результатом этого взаимодействия. Русский ученый В. В. Докучаев создал науку о почве, законах ее образования и сохранения плодородия — почвоведение

- Кто этот великий человек? Послушаем рассказ о его жизни.

Доклад «Василий Васильевич Докучаев»

Смоленская земля дала миру известных людей. Один из них – В. В. Докучаев. Его имя стоит в научном мире в ряду с Ч. Дарвиным, М. В. Ломоносовым, Д. И. Менделеевым.

Он родился в 1846 г. в семье сельского священника и был седьмым младшим ребёнком. В возрасте 11 лет отец отправил его учиться в Вяземское епархиальное училище, а затем в Смоленскую духовную семинарию. Он заканчивает её в 1867 г. в числе лучших учеников и получает рекомендацию для учебы в Петербургскую духовную академию, но в ней он проучился 1 месяц. В.В. Докучаев принял решение поступить в Петербургский университет на геологическое отделение. Через 4 года он с отличием заканчивает его и начинает заниматься научно-исследовательской работой. Благодаря незаурядному таланту и колоссальной работоспособности он через 6 лет становиться доцентом университета, а через 12 лет профессором.

В 1976 г. Общество врачей и естествоиспытателей посылает его как географа для исследования черноземной зоны России, поскольку почва считалась горной породой, не изменяемой во времени. Докучаев за 2 года прошел более 2 тысяч километров, составил карту черноземной полосы Европейской России, результатом стала защита диссертации «Русский чернозем», но, самое главное, он стал основоположником новой науки – почвоведения. Докучаев понял, что «почва – это не горная порода и не пахотный слой, а особое естественноисторическое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира».

Докучаев выявил почвообразующие факторы.

- Что такое «фактор»?




- Вспомните, что такое почва?

- Чем почвы отличаются от горных пород?

- Из чего образуется перегной?

- Зачем удобряют почву?

Почва образуется на границе земной коры и атмосферы.

Почва — это поверхностный слой земной коры на суше, обладающий плодородием.

Почва состоит из твердой, жидкой и газообразной частей.

Твердая часть почвы — это частички разрушенных горных пород и перегной, перемешанные друг с другом. Песчаные и глинистые частицы — неорганическая часть почвы, а перегной — органические вещества.

Жидкая часть почвы — это вода с растворенными в ней органическими и неорганическими веществами. Вода заполняет поры между твердыми почвенными частицами.

Газообразная часть представляет собой почвенный воздух, который, как и вода, заполняет поры и пустоты между частицами почвы. Из почвы получают питательные вещества, воду и воздух растения.

Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроскопических водорослей, грибов и бактерий (рис. 174). Именно в ней отмечается самое большое во всей биосфере сгущение жизни. В каждом грамме почвы микроскопических организмов больше, чем людей на Земле. Корни растений и почвенные организмы — такая же неотъемлемая часть почвы, как и частички пород и перегной.

Образование почвы зависит от многих условий: состава горных пород, климата, поверхностных и подземных вод, растительности, животных.

Горные породы, на которых образуется почва, называются почвообразующими (материнскими). На песках формируются песчаные почвы, на глинах — глинистые, на россыпях камней — каменистые. Почвы различаются не только по строению профиля, но и по его механическому составу, т.е. по соотношению различных по размеру минеральных частиц (песка и глины).

С климатом связано не только обеспечение почвы теплом и водой. От него зависит скорость выветривания горных пород и образование перегноя, характер растительности и животного мира.

Почвы очень тесно связаны с живыми организмами. Отмирающие растения и их части с помощью микроорганизмов превращаются в перегной. Почвенные животные перерывают и перемешивают почву. Особенно велика роль дождевых червей.

Таким образом, почва — это особое природное тело, в котором живое и неживое вещество сливаются в единое целое.

Особые условия образования почв — время и хозяйственная деятельность человека. Формирование почвы происходит очень медленно. За 100 лет ее толщина увеличивается всего на 0,5—2 см. В отличие от природных условий, воздействие человека на почву целенаправленно. Люди изменяют почву в соответствии со своими потребностями.

Плодородие почв определяется их свойствами: содержанием перегноя, влаги, воздуха, а также составом почвообразующих пород. Каменистые и песчаные почвы неплодородны, так как из них легко вымываются минеральные вещества и перегной. Повышают плодородие почв путем внесения удобрений. Чем больше в почве перегноя, тем больше питательных веществ для растений. Самые плодородные почвы — черноземы — сформировались в степях.

Результатом взаимодействия этих процессов является разделение почвы на слои – горизонты, взаимосвязанные между собой. В почве выделяется несколько горизонтов, напоминающих слои. Горизонты появляются постепенно, по мере образования почвы. Они не имеют резких границ и плавно переходят один в другой.

Почвенные горизонты отличаются друг от друга количеством перегноя, цветом, составом.

- Рассмотрим строение почвенного разреза на примере дерново-подзолистой почвы по рис. 175 на стр. 199 учебника:

1. Сколько горизонтов выделяют в слое почвы? Как вы это определили?

2. Горизонты обозначаются начальными буквами латинского алфавита. Обозначьте их на таблице (вставить карточки в карманы)

3. Что из себя представляют горизонты почв?

Степень выраженности горизонтов тем лучше, чем старше почва. По строению почвенного раздела определяют тип почвы (чернозем, серая лесная и т.д.). Рассмотрим рис 176 на стр. 200 в учебнике:

Из-за разнообразия условий образования выделяют много типов почв, имеющих разное строение и свойства. В России наиболее распространены подзолистые почвы. Они образуются под пологом хвойных и смешанных лесов. А на юге нашей страны под степной травянистой растительностью сформировались черноземы (рис. 176).

Основа почвы – горная порода; растения – источник перегноя; животные перерабатывают растительные остатки в гумус; климат влияет на скорость образования гумуса; рельеф влияет на состав горных пород; вода питает растения и растворяет минеральные вещества и гумус; на эти процессы нужно время; человек разрушает, истощает или обогащает почвы.

Итак, в формировании почв участвуют 3 главных процесса: процесс образования гумуса, процесс передвижения минеральных и органических веществ, процесс выветривания.

- Почему так они названы?

Творческое задание

А) можно ли создать искусственную почву? Какой материал нужно для этого взять, какие условия создать?

Предложите свой проект

(обсуждение в «четверках»)

Б) Вы все работаете на своих приусадебных участках. Допустим, вы обнаружили в почве вашего участка присутствие дождевых червей, кротов и землероек. Вред или пользу приносят эти животные почве и растениям?


III. Закрепление

Тест «Образование почв и их разнообразие»

1. Плодородие почвы обусловлено наличием в ней:

А) песка

Б) воздуха

В) гумуса

Г) микроорганизмов

2. Из перечисленных ниже факторов почвообразующими не являются:

А) рельеф

Б) солнечная радиация

В) деятельность человека

Г) растительность

3. Чем подзолистые почвы отличаются от черноземов?

А) в черноземе больше перегноя

Б) подзолистые почвы более темные, чем чернозем

4. При перекопке небольшой грядки в огороде Миша обнаружил, что почва состоит из маленьких комочков диаметром примерно полсантиметра. Как называется такая структура почвы?

А) пылеватая

Б) зернистая

В) безструктурная

Г) скелетная

5. Известно, что пустынные почвы бедны перегноем. Влияние какого почвообразующего фактора здесь ослаблено?

А) горные породы

Б) климат

В) время

Г) растительность

ОТВЕТЫ :

1-В

2-В

3-А

4-Б

5-Б

Ответы записать в тетрадь, затем поменяться тетрадями в парах, проверить друг у друга, свериться с ответами на доске и поставить друг другу оценку. За каждый правильный ответ по 1 баллу.


IV. Домашнее задание: § 50, определить механический состав и структуру почвы возле дома, используя таблицу/


«Структура почвы»

Структура почвы

Размер почвенных частиц (мм в диаметре)

Крупнокомковатая

Более 10 мм

Мелкокомковатая или зернистая

1-10 мм

Пылеватая

Менее 1 мм






Для любых предложений по сайту: [email protected]