География конспекты уроков 6 класс
Выделение и описание природных территориальных комплексов - ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА
Цели: ученики должны: называть компоненты природных и природно-хозяйственных территориальных комплексов; приводить примеры взаимосвязей между компонентами в территориальных комплексах.
Ученики должны уметь: описывать разнообразные территориальные комплексы; объяснять существование широтной зональности и высотной поясности.
Оборудование: термометры для воздуха и почвы, штыковые лопаты, линейки, карандаши, полевые дневники.
Ход урока
I. Оргмомент. Добрый день, ребята! На предыдущих уроках мы с вами знакомились с различными природными комплексами. Сегодня наша задача научиться правильно их описывать.
II. Изучение нового материала. Экскурсия.
Ребята, вспомните, что такое живая и неживая природа?
Как и почему количество солнечного тепла изменяется при движении от экватора к полюсам?
Что такое территориальный комплекс.
Вся огромная поверхность земной суши состоит из множества разных участков: материков и океанов, лесов и болот, полей и городов. С точки зрения географии всех их роднит то, что это участки земной поверхности определенной величины. Географы называют их территориями.
Территория — это участок поверхности Земли со всем, что на нем находится.
Посмотрим на окружающую территорию. Картина, которую мы увидим, может быть разной. Но независимо от внешних различий мы можем выделить в ней постоянно встречающиеся части — компоненты. Это живые и неживые тела природы: воздух, горные породы, вода, растения и животные. Но нас окружают не только природные тела. Многие компоненты территорий созданы человеком: дома и дороги, плотины и аэродромы.
Сочетание отдельных частей и явлений, составляющих единое целое, называется комплексом. Для географии единое целое — это территория. Все расположенные на ней компоненты (и природные, и созданные человеком), взаимодействуя между собой, образуют территориальные комплексы.
В тех частях Земли, где природа не тронута деятельностью человека, территориальные комплексы состоят только из природных компонентов. Поэтому их называют природными территориальными комплексами. Это не простой набор компонентов. Вы уже знаете, что они взаимосвязаны и постоянно обмениваются химическими веществами, водой и энергией. Там, где вмешательство человека существенно изменило природу, образовались природно-хозяйственные территориальные комплексы (рис. 180). Компоненты, созданные человеком, также взаимодействуют с природными компонентами. Высокие здания изменяют движение ветров, асфальт не позволяет влаге просачиваться в почву, препятствует росту растений. В свою очередь, текучие воды могут размывать дороги и фундаменты зданий.
Каждый территориальный комплекс имеет свои особенности и развивается как единый организм. Если изменить один компонент, изменяются и все другие, а также весь комплекс в целом.
Из курса истории вы знаете, какую роль в жизни Древнего Египта играла река Нил. Ее ежегодные разливы не только приносили на пойму плодородный ил, но и промывали почву, удаляя различные соли. Когда на Ниле была построена огромная плотина и образовалось крупное водохранилище, половодья прекратились. Ил перестал поступать на поля, а сами почвы засолились. Люди не могут больше выращивать на пойме ценные растения. Само же водохранилище создало хорошие условия для размножения малярийных комаров. Но пострадали не только река и проживающие вдоль нее люди. Сократилось поступление питательных веществ с водами Нила в Средиземное море. Это привело к уменьшению количества планктона и численности многих морских организмов.
Разнообразие территориальных комплексов. Связаны между собой не только компоненты на определенных территориях, но и сами территориальные комплексы. Они «общаются» между собой с помощью ветров, морских течений и рек, путешествующих животных и людей.
Из маленьких территорий, как из кирпичиков, складываются большие. Самый большой территориальный комплекс — географическая оболочка. Она непрерывна и охватывает всю Землю целиком. Географическая оболочка подразделяется на комплексы меньшего размера: материков и океанов, равнин и гор, холмов и речных долин и т. д. Среди территориальных комплексов особо выделяются природные зоны.
Природная зона — это часть географической оболочки, которая отличается от других ее частей особенностями температуры, увлажнения, почв, растительного и животного мира.
Название природным зонам обычно дается по преобладающему в них типу растительности: зоны экваториальных лесов, саванн, степей и т. д.
Главная причина возникновения природных зон — неравномерное распределение тепла по поверхности Земли. Поскольку его количество изменяется при движении от экватора к полюсам, природные зоны сменяют друг друга в том же направлении. Эта смена природных зон называется широтной зональностью. Однако зоны сменяются не только по широте. В горах, с подъемом вверх, они также сменяют друг друга, так как изменяются температура и количество осадков. Вертикальная смена природных зон называется высотной поясностью.
Вначале проводится знакомство с местностью. По компасам учащиеся определяют, в каком направлении от школы расположена местность.
На участке учащиеся отмечают: характер поверхности, какие есть неровности, как сильно и в какую сторону наклонена местность, хорошо или слабо освещается и прогревается поверхность солнечными лучами, как это может влиять на прогревание почвы.
С помощью термометров определить температуру поверхности слоя почвы. На естественных обнажениях изучить слагающие местность, отметить наличие песка, глины, ила. С помощью учителя сделать вывод: какой характер имеет рельеф местности, какими породами сложен.
Для изучения почвы вырыть яму глубиной 40-50 см. На стенках измерить толщину слоя почвы и подпочвы. Рассмотреть остатки органических веществ (корни, остатки растений и животных) Слегка смочив комочек почвы, определить ее механический состав.
После изучения почв приступить к знакомству с растительными формациями: описать особенности состава растительности в зависимости от положения участка.
Описать особенности животного мира на разных участках.
Для выявления связей, существующих в природе, обращалось внимание на особенности почвы, которые можно объяснить составом материнской горной породы (супесчаные, суглинистые, песчаные, глинистые), увлажнением и прогреванием солнечными лучами, а также характером растительного и животного мира. Ознакомление с растительным и животным миром предполагает не столько запоминание названия видов , сколько объяснение, почему они поселялись в этих условиях и как влияют на другие компоненты в природном комплексе. Эти выводы должны быть сделаны при непосредственном участии и руководстве учителя.
В полевом дневнике по каждому природному комплексу учащиеся должны делают записи.
В заключение описания природного комплекса учащиеся отмечают хозяйственное использование изученных участков.
Класс делится на 3 группы для проведения измерений на одной из точек маршрута экскурсии.
Полевой дневник весенней экскурсии
Дата___________________________________________________________________
Погода в день экскурсии:
t°______________________________________________________________________
ветер___________________________________________________________________
облачность ______________________________________________________________
осадки__________________________________________________________________
Направление движения от школы___________________________________________
Рельеф места:
а) общий вид____________________________________________________________
б) формы поверхности____________________________________________________
в) склон на левом берегу реки (высота, крутизна).
Почва____________________________________________________________________
Описание реки:
а) приток какой реки_______________________________________________________
б) ширина ________________________________________________________________
в) глубина ________________________________________________________________
г) скорость течения_________________________________________________________
д) t° воды ________________________________________________________________
е) прозрачность воды ______________________________________________________
ж) характер берегов _______________________________________________________
Как человек использует местность в районе экскурсии?_________________________
Как охраняет природу? _____________________________________________________
III. Подведение итогов.
Полевые дневники сдаются учителю на проверку.
IV. Домашнее задание: § 54.