Ветер

География 6 класс - Поурочные планы

Ветер

Задачи урока:

Образовательные: учащиеся знакомятся с новыми понятиями, терминами и определениями; формирование у учащихся представления о природе ветра: виды ветра, причинах его возникновения, о связи силы ветра с величинами атмосферного давления.

Развивающие: учащиеся учатся самостоятельно связывать научные представления с реальной жизнью, используя ИКТ.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за природу нашей земли, бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Орг. момент

Изучая географию, мы совершаем интересное путешествие в мир природы Земли, узнаем при этом очень много. Мы совершили путешествие по литосфере, узнали о природе земной коры, путешествовали по гидросфере, узнали о природе воды. Сейчас мы тоже совершаем путешествие.


II. Актуализация знаний.

1). Задания на карточках (индивидуально)

2) Фронтальный опрос:

- По какой оболочке Земли мы с вами путешествуем? (по атмосфере)

- Что такое атмосфера? – воздушная оболочка Земли.

- Из чего состоит атмосфера? (имеет три слоя: тропосфера, стратосфера, высшие слои атмосферы)

- Какая оболочка является «фабрикой погоды»? (Тропосфера)

- Какие факторы влияют на изменение атмосферного давления?

- Как и на сколько изменяется давление?

(При подъёме вверх – понижается, а при опускании - повышается. На каждые 10,5 метров мы теряем или приобретаем 1 мм рт столба)

- Какое атмосферное давление является нормальным? 760 мм рт ст

- Подпишите значения АД в точках А, В, С, Д.

Атмосферное давление: 809, 760, 720, 740 мм рт. ст.


III. Изучение нового материала.

1) Мы с вами не случайно заговорили об атмосферном давлении, потому что сегодня перейдём к изучению темы, которая связана с этим понятием. О каком явлении мы с вами будем говорить, вы узнаете, отгадав ребус. (1 слайд)

Краткая беседа о том, что такое ветер.

- Кто может сказать, что такое ветер? Дать определение ветра (Слайд)

- Что вы знаете о ветре?

- Как образуется ветер, что является главной причиной образования ветра?

Предположения детей.

Причина образования ветра может быть связана с атмосферным давлением, с его изменением.

Причиной образования ветра может быть разная земная поверхность.

- А везде ли одинакова земная поверхность? (ответы детей)

Значит и ветра бывают разные – «бризы», «муссоны».

- Давайте рассмотрим образование ветра на примере бриза.

2).Формирование представления о бризе.

- Где образуется бриз? (На суше, над водой, на границе между сушей и водой.)

Различают дневной бриз и ночной бриз.

Работа на доске.

Построение схемы бриза

Учитель чертит на доске, дети в тетради.


Рис 1. Рис. 2


- По рисунку определим сколько раз в сутки двигается бриз? (два – ночью и днём)

- Как двигается и почему? (работа со схемой)

Дневной бриз.

- Представьте, что вы находитесь на берегу реки в жаркий летний день. Что вы чувствуете? (движение воздуха с водоёма на сушу)

Учитель и дети рисуют стрелку движения ветра (см. рис. 3).

- Объясните причины? (образуются области разного давления: воздух на суше нагревается быстрее, чем вода, чем выше температура, тем он легче, и тем самым он устремляется вверх. У поверхности Земли создаётся область низкого давления, воздух прогревается медленнее у воды, вода нагревается медленнее. И над поверхностью воды воздух будет тяжелее и холоднее).

Ночной бриз.

- А что происходит ночью? (ответы детей – ветер двигается с суши на водоём) (рис. 4)

- Почему? (ответы детей) (щелчок мыши – 3 слайд)


Рис. 3 Рис. 4


Вывод: воздух двигается из области высокого давления в область низкого давления, т.к. земная поверхность по-разному нагревается.

Проверка своих наблюдений и выводов с использованием слайдов

3) Формирование определения «Ветер».

термин + ключевое слово + пояснение

Ветер – движение воздуха из области высокого давления в область низкого давления

- что такое бриз? (ответы детей)

(после ответа щелчок мыши – дети сравнивают правильно – ли они дали определение бриза)

Бриз – это ветер, который меняет своё направление два раза в сутки, днём - дует на сушу, ночью - в океан.

Запись определения «ветер» и «бриз».

4). Первичное закрепление.

- Что является главной причиной образования ветра?

(Главная причина образования ветра – это изменение атмосферного давления над разными участками поверхности, которое зависит от нагрева солнцем).

Работа на доске.

Учитель делает запись.

745 748

760 730

- в каком направлении будет дуть ветер? (ответы и пояснения детей)

745 748

760 736

- Почему летним днём из леса веет холодком?

- Каково происхождение ветерка на берегу реки летним жарким днём?

5). Объяснение образования муссонов (Слайд)

На Земле есть места, где образуются более крупные ветра, которые оказывают влияние на природу тех мест, куда они дуют.

На слайде изображен рисунок с участками Земли (Евразия, Африка, Австралия, Тихий океан).

- Где мы с вами оказались?

- Что мы с вами видим? (континенты и океаны)

- О чём мы будем говорить? (какие ветра образуются на границе между континентом и океаном).

Что такое муссоны?

Работа по учебнику.

Детям предлагается открыть 39 параграф учебника, найти пункт «муссоны» и самостоятельно прочитать.

Дети отвечают устно, а учитель записывает ключевые слова на доске:

- Муссоны – это ветра, которые меняют своё направление 2 раза в год: летом- с океана на сушу, зимой – с суши на океан.

- Почему?

Дети самостоятельно формулируют причину.

Где формируются «муссоны»

Работа по слайду и рисунку 74 учебника:

- где образуются муссоны?

(на границе Евразии и Тихого, Евразии и Индийского океанов)

Это интересно:

Самое большое количество осадков, 12000 мм в год выпадает в деревне Черапунджи, на северо–востоке Индии, у подножия Гималаев. (учитель показывает место самого большого выпадения количества осадков в год, по рисунку)

Формирование определения «Муссон»

термин + ключевое слово + пояснение

Муссон – это ветер, который меняет своё направление два раза в год по сезонам: летом дует с океана на сушу, а зимой – с суши на океан.

6). Сила ветра

- что вы ещё знаете о ветре? (он бывает слабым или сильным)

- Скажите, от чего зависит сила ветра, её причины? (ответы детей)

Выполнение упражнения:

- В каком варианте ветер будет сильнее?

745 748

760 736

(Во 2 варианте).

- Почему?

Вывод: чем больше перепад атмосферного давления, тем ветер сильнее.

7). Шкала Бофорта. Слайд.

- При помощи каких приборов определяется сила и направление ветра?

Сообщение учащегося о приборах, помогающих определить направление и силу ветра.

8). Выполнение практической работы – Построение «розы ветров» Слайд

Вычертить основные и промежуточные стороны горизонта.

Принять условно, что одному отрезку на графике соответствует определённое количество дней.

Подсчитать, сколько дней в течение месяца ветер дует в данных направлениях.

На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.

Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют. В центре рисуют кружочек, в котором записывают число дней без ветра.

Учащиеся выполняют практическую работу, строят «розу ветров»

Дети сравнивают своё построение графика с графиком слайда.

После демонстрации построения розы ветров:

- Что такое «роза ветров»?

- Что является основой для построения графика?

- Что необходимо, чтобы построить график? (данные о ветре (откуда дул, сколько дней), линейку, карандаш, резинку).

- Какой вывод можно сделать по графику? (ветер с севера дул дольше – 12 дней).

9). Значение ветра.

Работа с учебником.

Найдём в параграфе п. 4., стр. 119 – текст о значении ветра.

- В течение 4 минут изучите его и выделите основные значения ветра в жизни земли и человека.

Работа в парах. Дети читают текст и рассказывают друг другу о прочитанном.

Расскажите друг другу, что вы узнали нового из этого пункта.

- ветер переносит влажный воздух с океана на сушу,

- ветер уносит загрязнённый воздух из городов,

- ветер помогает передвигаться по океанам, подгоняя парусные корабли,

- ветер помогает вырабатывать электричество,

- ветер используется на ветряных мельницах.

Вывод: ветер играет большую роль в жизни Земли и человека.


IV. Закрепление изученного материала.

Вопросы к параграфу:

- Что такое ветер?

- Назовите главную причину образования ветра?

- Какие ветры вы знаете? Как они дуют?


V. Итог урока и задание на дом: п. 39 – читать, приготовить пересказ, № 4, 35 – письменно в тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]