Атмосферные осадки

География 6 класс - Поурочные планы

Атмосферные осадки

Цели урока: сформировать понятие «атмосферные осадки»; выявить причины формирования различных видов атмосферных осадков; выявить положительные и отрицательные значения атмосферных осадков.

Оборудование: климатическая карта мира 0.6, атласы, контур. карты.

Ход урока

I. Организация учащихся на урок.


II. Проверка домашнего задания.

1). Работа по вариантам.

I вариант.

Что такое водяной пар? Как он образуется и поступает в воздух?

Назовите типы облаков, образующихся на высоте:

а) 6000 метров;

б) не более 2000 метров.

II вариант

Какие различают облака? Как они образуются?

Какие условия необходимы для того, чтобы водяной пар, содержащийся в воздухе, перешел в жидкое состояние?

III вариант.

1. Что называется абсолютной и относительной влажностью?

2. Какие характеристики погоды можно определить, зная, сколько влаги содержится в воздухе?


2) Решение задач

1) Определите относительную влажность воздуха, если при температуре +10 °С в воздухе содержалось 1 г воды.

Решение:

9 г - 100% х = 1г. х 100% =11%

9г.

1 г - х%

Ответ: относительная влажность 11%

2) Относительная влажность воздуха 75% при температуре +30 °С. Определить сколько граммов воды не хватает до насыщения?

Решение:

30 г - 100%

Х= 30г. х 75% = 22,5 г

х г - 75% 100%


Ответ: до насыщения воздуха не хватает 7,5 г воды.


III. Изучение нового материала.

- Что происходит в дальнейшем с водяным паром в облаках?

В облаках происходит конденсация водяных паров, капельки сливаются.

Выпадают осадки.

- Какова тема урока?

Учитель записывает число, тему урока. «Атмосферные осадки»

- Что мы будем изучать?

1) Что такое осадки?

2) Почему выпадают осадки?

3) Виды осадков?

4) Измерение количества осадков.

Осадки – это влага, которая выпадает из атмосферы на земную поверхность.

Капельки Воды в облаках находятся все время в движении. Они сталкиваются, сливаются и постепенно становятся все больше и тяжелее. Когда капельки становятся настолько тяжелыми, что не могут держаться в воздухе, начинается дождь. Осадки участвуют в Мировом круговороте воды.

• Виды осадков.

Дождь, снег, иней, крупа, морось, роса, изморось, град.



- Дождь, жидкие осадки, выпадающие из облаков в виде капель размером от 0,5 мм и более. Различают ливневые и обложные дожди. Ливневые осадки обычно кратковременные, с резкими колебаниями интенсивности, часто сильные; выпадают из кучево-дождевых облаков. Обложные дожди выпадают из слоисто-дождевых (или слоистых) облаков, они более равномерные, более длительные, обычно менее интенсивные, чем ливневые.

- Морось, жидкие осадки, выпадающие обычно из слоистых облаков; состоят из очень мелких капель, которые не дают кругов на воде и не ощутимы на лице как отдельные капли. Капли падают с такой малой скоростью, что кажутся висящими в воздухе.

- Снег, твердые осадки, выпадающие в холодное время года из многих видов облаков, в особенности из слоисто-дождевых, высокослоистых, в виде ледяных кристаллов, обычно имеющих форму 6-лучевых звездочек; встречаются также игольчатые кристаллы, иногда 3-х или 12-лучевые звездочки.

- Град, осадки в виде твердых ледяных частичек, чаще круглой, иногда неправильной формы, размеры, которых иногда с горошину или мельче, иногда до 15-20 см в диаметре. Град выпадает в теплое время года из кучево-дождевых облаков.

- Крупа, твердые осадки в виде частичек неправильной (в отличие от снежинок) формы, снегоподобных или ледяны (снежная и ледяная крупа). Обычно наблюдается в переходные сезоны года (весна, осень), бывает зимой.

- Роса, капли воды, оседающие на поверхность земли, растения, предметы при конденсации водяного пара в воздухе в результате понижения температуры с наступлением ночи.

- Иней, тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающихся из водяного пара атмосферы на охлажденные поверхности, почвы, травы, предметы. Обычно образуется в ясные тихие ночи в холодный период.

- Изморось, термин, объединяющий два разных понятия.

1) Кристаллическая изморось, отложения льда в виде кристаллов на ветвях деревьев, проводах, возникающие при тумане, обычно в тихую морозную погоду;

2) Зернистая или плотная снегообразная масса, образующаяся при тумане и ветре обычно на вертикальных или наклонных поверхностях с наветренной стороны, на столбах, опорах линий электропередач. Зернистая изморось может образовывать гребни с зубцами, направленных против ветра, длиной до 1-1,5 м и часто создает нагрузки, из-за которых сооружения рушатся. Это явление широко распространено на Кольском полуострове.

Осадкомер и его устройство

- Количество осадков измеряется с помощью осадкомера. Он похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. Затем воду выливают в измерительный стакан и измеряю толщину водяного слоя в мм. Осадкомер снимают 2 раза в сутки в 7 и 19 ч. Количество осадков за сутки вычисляется путем сложения результатов двух измерений.

Количество осадков за месяц равно сумме осадков, выпавших за все дни этого месяца.

Что называют годовым количеством осадков? (отвечают дети с помощью учебника)

Годовое количество осадков равно сумме осадков, выпавших за все месяцы этого года.

Работа с диаграммой годового количества осадков.

- Для того чтобы наглядно представить количество осадков, выпадающих ежемесячно, строят столбиковые диаграммы.

Научимся чертить столбиковые диаграммы годового количества осадков:

1) Чертим систему координат с точкой отсчета в левом нижнем углу.

2) По вертикальной оси откладываем количество осадков в мм, масштаб выбираем произвольный.

3) По горизонтальной оси отмечаем месяца, начиная с января, масштаб в 1 см – 1 месяц.

4) Откладываем отрезок вверх такой длины, которая соответствовала бы количеству осадков за данный месяц.

5) Чертим, столбик шириной в 1 см, высотой, соответствующей количеству осадков.

При построении используем таблицу данных:

Январь 30 мм.

Февраль 26 мм.

Март 25 мм.

Апрель 34 мм.

Май 45 мм.

Июнь 62 мм.

Июль 71 мм

Август 60 мм.

Сентябрь 55 мм.

Октябрь 49 мм.

Ноябрь 37 мм.

Декабрь 34 мм.

· В какие месяцы года выпало наибольшее количество осадков?

· В какое время года?

· От чего зависит количество осадков? (От географического положения (наличие поясов низкого и высокого атмосферного давления. Положение местности по отношению к морю или океану. Влияния преобладающих ветров).

• Значение атмосферных осадков.



IV. Закрепление материала.

Ответьте на вопросы :

- Если вынести нож на мороз и, когда он охладится, снова внести в теплую комнату - нож запотеет и покроется капельками воды. Отчего это происходит? Почему иногда запотевают окна в комнатах?

- В каких местах в вашей местности бывают особенно сильные туманы? Отчего они образуются?

- Рассмотрите карту осадков и укажите:

а) где на земном шаре выпадает особенно много осадков;

б) много ли выпадает осадков на экваторе;

в) где на земном шаре проходят пояса пустынь (укажите на карте). Чем вызвано их образование в этих местах?


V. Домашнее задание: § 40.


VI. Дополнительный материал (если осталось время на уроке)

Можно ли вызвать искусственный дождь?

«Сидишь в кабинете под самыми облаками и принимаешь заявки по радио.

Алло, алло, дежурный по погоде слушает. Кто говорит?

Колхоз имени Пушкина.

Что заказываете?

Дождь на сорок пять минут.

Какой вам?

- Помельче, вроде грибного.

Есть, заказ принят. Прошу приготовиться.

И пожалуйста, включаешь рубильник - дождь на сорок пять минут».






Для любых предложений по сайту: [email protected]