Изображение на плане неровностей земной поверхности

География 6 класс - Поурочные планы

Изображение на плане неровностей земной поверхности

Цели урока: Сформировать представление о способах изображения рельефа на типографических картах. Ознакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная высота, берг-штрихи, горизонтали. Научить определять абсолютную высоту и вычислять относительную.

Оборудование: карточка с терминами: берг-штрих, горизонталь, абсолютная высота; схематические изображения холма и ямы, с разной крутизной склонов, атласы, учебник.

Ход урока

I. Орг. момент.


II. Проверка домашнего задания.

Проверочная работа по вариантам.

Определите азимуты на предметы.


III. Изучение нового материала.

- Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности? (ответы учеников)

- Вы не можете ответить мне на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой нашего урока.

(В тетрадь число и тема урока.)

- Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода поднимается на несколько метров, до отметки 2 м. Затапливается ли дом, который вы купите, водой.

Рисунок на доске.

У нас с вами сейчас две версии: затопит и не затопит.

- Почему вы не можете мне сказать сразу: затопит или нет? (не знаем, на какой высоте находится домик по отношению к реке).

В этом нам с вами может помочь специальный инструмент называется он – нивелир (демонстрация прибора).

Нивелир представляет собой деревянный брусик длиной 1 м с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом.

Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1 м, вбитый колышек показывает превышение в 1 м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма.

В нашем случае вершина холма оказалась на высоте 3 м. Зальет ли наш домик водой? (нет)

Мы нашли высоту склона относительно реки. Прочтите в учебнике стр. 21 и ответьте на вопрос: какую высоту мы нашли – относительную или абсолютную? (относительную - превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой)

На доске рисунок.

К доске вызвать двух учащихся, каждый измеряет по нивелиру высоту склонов: западного и восточного.

У западного склона высота – 3 м, у восточного – 2 м.

- Какая же высота у данного холма?

Чтобы правильно ответить на вопрос, нам необходимо выяснить, а что же такое абсолютная высота.

Найдите определение в учебнике стр. 19 (это превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.)

- Чего не хватает на нашем рисунке? (уровня морового океана)

Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы. Взгляните на топографическую карту в ваших атласах, как изображается там высота местности? (Коричневыми линиями и точками отметок высот)

Взгляните на доску.

Определите абсолютную высоту холма (159,3 м)

Относительная высота относительно западной подошвы (159,3 – 127 = 32,3 м)

Относительно восточной подошвы (159,3 – 140 = 19,3 м)

Абсолютная высота – измеряется относительно моря.

Относительная высота – относительно его подошвы.

Определите абсолютную высоту точки А (дети затрудняются ответить на этот вопрос).

- Для этого необходимо заполнить отметки высот, а можно показать с помощью горизонталей – линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой.

Горизонтали проводят по типографической карте через 1, 5, 10, 15, 25, 50 метров.

- Представьте, что вы пошли на экскурсию.

Придя к холму, вас разбили на 4 группы и дали задание: измерить высоту склонов (западного, восточного, северного, южного). Вы это сделали, а затем один из вас в каждой группе взял ведро с краской и побежал соединять вбитые колышки. Причем один соединил все колья с отметкой 1 м, другой 2 м, третий 3 м и т. д. Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидели? (линии)

Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1 м.

Если сечение 1 м, то горизонтали будут 1, 2, 3, 4, 5 и т. д.

Если сечение 5 м, то горизонтали будут 5, 10, 15, 20 и т. д.

- Как же нам определить по какому склону легче всего подняться на вершину? Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.

На доске изображения холма и ямы.

- Чем отличаются эти рисунки?

Эти черточки называются берг-штрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма.


IV Закрепление.

Какая форма рельефа изображена на рисунке? (холм)

Какова абсолютная высота? (49 м)

Через сколько метров проведены горизонтали? (10 м)

Определите относительную высоту склона (39 м)

Какой склон более крутой? (северо–восточный)


V. Подведение итогов урока и задание на дом: § 6, вопрос 4, 5 письменно. Линейка, карандаш.

Начертите холм, абсолютная высота которого 23 м, относительная 18 м, северный склон пологий, южный крутой, сечение горизонтали 5 м.






Для любых предложений по сайту: [email protected]