Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год
Строение земного шара - ЛИТОСФЕРА
Планируемые образовательные результаты
В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:
На предметном уровне
Давать определения терминов, понятий по тематике урока; описывать внутреннее строение Земли; сопоставлять и выделять особенности внутренних слоёв Земли; составлять описания процесса изучения человеком земных недр; обосновывать роль науки в изучении недр Земли; показывать на картах расположение самой глубокой скважины в мире; определять состав литосферы; моделировать географические объекты и явления.
На метапредметном уровне
Познавательные. Находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать (в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематическую информацию; формулировать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
Регулятивные. Определять цель, проблему в процессе деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.
Коммуникативные. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т. ч. вести диалог с автором текста); различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, распределять роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); разрешать конфликты.
Личностные. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т. ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать и проявлять себя гражданином России.
На личностном уровне
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированностъ учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание роли движений земной коры в формировании рельефа и жизни человека; принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в литосфере.
Решаемая учебная проблема
Каково значение слоёв Земли для человека?
Основные понятия
Медленные (вековые) движения земной коры, быстрые движения земной коры, землетрясение, эпицентр, очаг землетрясения, сейсмология, сейсмограф, сейсмический пояс, вулкан, вулканический конус, магма, лава.
Оборудование
Учебники, географические атласы.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
I. Актуализация знаний
Давайте вспомним
1. Какое место занимает наша планета в Солнечной системе?
2. Как устроена наша планета?
3. Что такое природа?
4. Что такое литосфера?
5. Чем отличается литосфера от других оболочек Земли?
II. Изучение нового материала
Давайте подумаем
Очень часто Землю по её внутреннему строению сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать этим сравнением? Проверьте свои предположения, используя рисунок 28 на с. 57 учебника.
Прочитайте с. 57—58 учебника и ответьте на вопрос: каково значение слоёв земли для человека?
Давайте запомним
Внутреннее строение Земли имеет слоистую структуру, она состоит из трёх слоёв. Демонстрация схемы “Внутреннее строение Земли”, показ мультимедийной презентации “Литосфера”.
Даётся объяснение понятия ядра, его размеров, температуры, состава. Сравнение с Солнцем.
Работа в тетрадях, заполнение таблицы “Характеристика оболочек Земли”.
Название слоя |
Размер слоя |
Состав слоя |
Температура слоя |
Определение особенностей мантии, сравнение с ядром.
Давайте запомним
Продолжение работы с таблицей. Выделяют в таблице нижнюю, верхнюю и среднюю мантии.
Знакомство с характеристикой земной коры, используя текст учебника (работа в парах). Заполнение таблицы.
Сравнение земной коры с остальными слоями Земли. Земная кора — самая верхняя часть литосферы. Внешний облик Земли определяют выступы материков и впадины океанов.
Как же они образовались? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте установим, чем различаются океаническая и материковая земная кора.
Рассмотреть в атласе (с. 20) и учебнике (с. 58) схемы строения океанической и материковой земной коры, выявить отличительные признаки (мощность, состав).
Изучение недр Земли. Работа с текстом учебника, определение объектов изучения наук геологии и геофизики.
Разговор о литосфере
Задание: найти в тексте учебника определение понятия “литосфера”, записать в тетрадь.
Более 40 лет назад, в 1961 г., наши учёные обосновали техническую возможность вскрытия земной коры скважинами на глубину 15—18 км. Было решено исследовать континентальные недра пятью сверхглубокими скважинами, места заложения которых были выбраны на Кольском полуострове, в Прикуринской низменности (Азербайджан), на Урале, в Прикаспийской низменности, а также на одном из островов Курильской гряды.
25 мая 1970 г. на Кольском полуострове в целях комплексного исследования глубинных недр Балтийского кристаллического щита была начата проходка 15-километровой скважины, заложенной в 8 км от города Заполярного.
Какие же результаты проведённых в скважине исследований можно считать важнейшими? Здесь впервые в одном непрерывном разрезе удалось изучить породы, относящиеся к далёкому прошлому Земли, охватывающему период геологической истории от 3 до 1,6 млрд лет. Изучена метаморфическая зональность, обусловленная видоизменением горных пород в недрах земной коры под влиянием температуры, давления и химических воздействий, установлены закономерные изменения состава этих пород и их физических свойств с глубиной, и в итоге построен первый геолого-геохимический разрез самой древней земной коры.
На обширном фактическом материале впервые удалось доказать, что в пределах древних кристаллических массивов имеются подземные воды и газы на всех достигнутых бурением горизонтах. Результаты бурения показали, что континентальная земная кора во всём вскрытом интервале глубин насыщена полезными ископаемыми.
В Кольской сверхглубокой скважине проведены многочисленные геофизические исследования, которые позволили выяснить природу и характер электромагнитного, акустического и радиационного полей Земли. Было установлено, что изменение физических свойств горных пород и формирование геофизических границ в земной коре соответствуют ступенчатым изменениям температуры и теплового потока в земных недрах.
Бурение Кольской сверхглубокой скважины, конечной целью которого было на основе всестороннего анализа полученной информации решить ряд проблем геологии, создать точную модель строения Земли и разработать более совершенные принципы прогноза месторождений полезных ископаемых, имело исключительно важное значение для реализации всей программы изучения глубоких недр Земли.
III. Закрепление
— Постройте круговую диаграмму “Внутреннее строение Земли”, показав долю объёма ядра, мантии и земной коры в общем объёме планеты в %. (Ядро занимает примерно 17%, мантия — почти 83%, земная кора — менее 1%.)
— Объясните, почему мантию называют основной частью Земли.
— Расскажите, как изменяется температура в недрах Земли.
— Рассчитайте примерную температуру горных пород в угольной шахте, если её глубина 1600 м, а температура слоя земной коры, с которого начинается её повышение, составляет 5 °С.
IV. Домашнее задание
§ 9, вопросы и задания на с. 60—61, изготовить модель внутреннего строения Земли.
Оценки за урок.
Рефлексия
• Что тебе больше всего понравилось на этом уроке?
• Что было самым ценным из услышанного?
• Хотел бы ты что-нибудь изменить? Если да, то как именно и какова степень твоего участия в этом процессе?
• Какие умения и навыки ты приобрёл на уроке? Пригодятся ли они тебе в повседневной жизни, можно ли их использовать на других уроках?
• О чём из услышанного на уроке хотелось бы ещё поразмышлять? Почему ты считаешь это значимым?