Рельеф суши и дна Мирового океана - ЛИТОСФЕРА

Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год

Рельеф суши и дна Мирового океана - ЛИТОСФЕРА

Планируемые образовательные результаты

В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:

На предметном уровне

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; определять формы рельефа по типичным признакам; показывать на картах географические объекты по тематике урока; описывать и сопоставлять формы рельефа; устанавливать закономерности размещения форм рельефа по поверхности Земли; трансформировать географическую информацию из одного вида представления в другой.

На метапредметном уровне

См. метапредметные результаты по теме раздела “Литосфера”.

На личностном уровне

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированностъ учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики строения рельефа суши и дна Мирового океан; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы.

Решаемая учебная проблема

Все ли неровности земной поверхности являются формами рельефа?

Основные понятия

Рельеф, форма рельефа, горы, равнины, плоские равнины, холмистые равнины, низменности, возвышенности, плоскогорья, плато, низкие горы, средние горы, высокие горы, высочайшие горы, глубоководный жёлоб, срединно-океанический хребет.

Географические объекты

Гималаи, Эверест, Амазонская низменность, Западно-Сибирская низменность, Анды, Южная Америка, Среднерусская возвышенность, Валдайская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Гвианское плоскогорье, Гавайские острова.

Оборудование

Физическая карта полушарий, атлас для VI класса, контурные карты; картины “Горы Кордильеры” и “Центральные равнины”; рисунок-схема “Как образовались равнины”; рельефные таблицы: “Основные формы рельефа”, “Овраги”; стенд “Горные породы и минералы”; задания-звёздочки; план описания равнины (на столах учащихся).

Практическая работа

Определение по карте географического положения гор и равнин. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. Актуализация знаний

Эпиграф к уроку

Природа — единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.

Гёте

— Как вы думаете, почему именно такими словами начинается наш урок?

— Вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учёными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое. В процессе научных исследований нам с вами понадобится следующее оборудование:

1) атлас 6 класса, “Физическая карта полушарий”, “Физическая карта России”;

2) учебник § 14;

3) рабочая тетрадь.

— Итак, я вижу, что все и всё готово для научной работы, осталось только пожелать всем нам удачи, успехов и отправиться в путь.

II. Изучение нового материала

1. Рельеф Земли

Сегодня на уроке мы узнаем о формах рельефа суши и дна Мирового океана, познакомимся с новыми понятиями и определениями, такими, как “рельеф”, “форма рельефа”, “горы”, “равнины”, “глубоководный жёлоб”, “срединно-океанический хребет”, научимся составлять описание рельефа и обозначать крупнейшие формы рельефа на контурных картах. Латинское слово relevo означает “поднимаю”, а произошедшее отсюда одно из значений французского слова relief — “очертание”. В географии “рельеф” — это все неровности земной поверхности. Горы и равнины, хребты и долины, холмы и овраги — всё это формы рельефа Земли.

Сформулируем определение понятия.

Понятие


Что такое


Существенные признаки

Рельеф

=

неровности земной поверхности

+

• отличаются размерами, формой, происхождением, высотой над уровнем моря

— Какие силы формируют рельеф земной поверхности?

Составьте схему:

Внутренние силы — это быстрые и медленные движения земной коры, а также вулканизм. Внешние силы — это силы выветривания. Не будем забывать и про техногенные процессы, которые можно отнести к внешним силам. Внутренние силы создают неровности, а внешние, как правило, их сглаживают. Внутренние и внешние силы действуют одновременно, результатом их взаимодействия и является разнообразие форм рельефа.

Основные формы рельефа, благодаря которым поверхность Земли выглядит столь разнообразно, — это горы и равнины (рис. 61 учебника, с. 90). Они есть и на суше и на дне океанов.

Составим схемы:

Образы различных форм рельефа в своих произведениях описывали поэты, композиторы и художники.

2. Равнины

Вот как описывает равнину русский поэт-символист XX в. К.Д. Бальмонт в одном из своих произведений, которое он так и назвал — “Равнина”:

Как угрюмый кошмар исполина,

Поглотивший луга и леса,

Без конца протянулась равнина

И краями ушла в небеса.

И краями пронзила пространство,

И до звёзд прикоснулась вдали,

Затенив мировое пространство

Монотонной печалью земли...

Какой признак равнин вам удалось выделить? (Бесконечная, однообразная.) На уроке мы должны расширить знания о равнинах и причинах разнообразия равнинных территорий по высоте и характеру поверхности. Но прежде чем приступить к изучению этих вопросов, попробуем выделить основные признаки равнины, попытаться дать определение этому понятию, а также провести сравнение равнинных и горных форм рельефа (вывешиваются картины “Горы Кордильеры” и “Центральные равнины”). Посмотрите на картины. На одной из них показаны горы, на другой — равнина.

— Назовите главное отличие гор от равнин.

По характеру поверхности выделяются холмистые и плоские равнины.

Посмотрите на физическую карту мира и попытайтесь объяснить, какими признаками отличается холмистая равнина от плоской.

Перечислите основные признаки равнины:

— выровненный участок;

— бывают холмистые и плоские;

— нет расчленённости.

Попытайтесь дать определение равнины.

Понятие


Что такое


Существенные признаки

Равнина

=


+


Работа с физической картой России.

— Найдите на карте Восточно-Европейскую (Русскую) равнину. Что можно сказать о характере её поверхности? (Холмистая.) Как вы догадались? (Есть низменности и возвышенности.)

— Какими горными породами сложена поверхность равнины? (Песок, глина, галька, гравий.)

— Как чаще всего располагаются слои горных пород на равнинах? (Горизонтально.)

— Приведите примеры равнин, расположенных на территории России (Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.)

— Почему равнины называются по-разному: низменность, возвышенность, плоскогорье? (Они имеют различную высоту над уровнем моря.)

— Какая равнина самая высокая? (Среднесибирское плоскогорье.)

— Объясните образование понятия “плоскогорье”. (Плоские горы.)

Если плоскогорье имеет не очень большую площадь, то оно называется плато. Это французское слово означает “плоский”.

Работа с рисунком 65 учебника, с. 92 “Виды равнин по высоте”. Вопросы по рисунку:

— Какую преобладающую высоту имеет плоскогорье? (От 500 до 1000 м.)

— Какая форма рельефа имеет подобную высоту? (Низкие горы.)

— Как называются самые низкие равнины? (Низменности.)

— Каким способом они показаны на карте? (Тёмно- и светло-зелёными.)

— Какова высота Прикаспийской низменности? (-28 м.) Прикаспийская низменность — это бывший участок морского дна.

— Какую высоту имеют возвышенности? (От 200 до 500 м.)

— Каким цветом на карте они показаны? (Жёлтым.)

Составление схемы “Виды равнин” в тетрадях:

Работа с физической картой мира.

— Какая равнина самая большая по площади? (Амазонская низменность.)

— Где она расположена? (Южная Америка.)

— Приведите примеры крупных плоскогорий. (Аравийское, Бразильское, Декан.)

Все равнины имеют уклон. Так, Западно-Сибирская равнина имеет общий уклон в сторону Северного Ледовитого океана. По карте это можно увидеть по направлению течения рек Оби и Иртыша.

— Теперь мы должны выяснить, как образуются равнины.

1. Равнины, образованные в результате подъёма морского дна, — первичные. (Прикаспийская низменность.)

2. Равнины, образованные на месте горной страны в результате разрушения, — остаточные. (Казахский мелкосопочник.)

3. Равнины, созданные наносами рек, — наносные. (Индо-Гангская низменность.) Какие реки создали эту низменность? (Инд, Ганг.)

На уроках истории вы познакомились с равниной, образованной наносами двух рек. Назовите эту равнину? Какие реки её сформировали? Название одной из них дано по названию азиатского хищника. (Месопотамская низменность, реки Тигр и Евфрат.)

Познакомимся ещё с одним способом образования равнин. В некоторых районах земного шара много миллионов лет назад в земной коре произошли разломы, шла активная вулканическая деятельность. Через трещины в земной коре изливались лавовые потоки, которые заполнили неровности рельефа и превратили отдельные участки местности в равнину. Это — лавовые плато и траппы. Так образовались Среднесибирское плоскогорье и плоскогорье Декан.)

Вывод. По происхождению равнины бывают первичные, остаточные, наносные, лавовые плато.

III. Закрепление

Вопросы к учащимся

1. Происходит ли изменение поверхности равнин в настоящее время? (Да.)

2. Какие процессы изменяют поверхность равнин? (Ветер образует дюны; текучие воды — овраги.)

3. Как бороться с оврагами? (Высаживать деревья на склонах оврага.)

4. Человек может изменить облик равнины? (Да.)

Итак, мы познакомились с равнинами. Теперь выясним, насколько хорошо вы усвоили эту тему.

1. Практическая работа “Описание равнины по карте”

Описание любого географического объекта всегда нужно начинать с определения его географического положения (шаги 1-3).

1. Называем равнину. Найдём её на карте и определим, на каком материке, в какой его части и в каком государстве она находится.

2. Определяем размеры равнины (проводим расчёты, используя масштаб карты).

3. Определяем, как расположена равнина относительно других объектов (гор, рек, морей).

4. Определяем среднюю и максимальную абсолютные высоты равнины.

5. Определяем общий характер поверхности равнины (плоский, холмистый).

6. Определяем направление понижения рельефа (по направлению течения рек).

7. Определяем географические объекты, расположенные на равнине (крупные реки, озёра, города).

2. Работа с контурной картой

“Обозначение на карте крупнейших равнин России”

1. Находим указанные географические объекты на физической карте атласа и определяем их размещение (используем географические координаты и основные ориентиры — реки, горы и т. д.).

2. Находим местоположение равнин (гор, рек, озёр, городов и т.д.) на контурной карте и по найденным ориентирам.

3. Послойной окраской обозначаем географические объекты, используя шкалу высот и глубин: равнины — зелёным цветом, горы — коричневым.

4. Аккуратно подписываем названия указанных географических объектов: сухопутных — чёрным цветом, водных — синим.

Равнины — наиболее заселённые участки суши. Так повелось с древних времён, когда главным ресурсом для людей были плодородные почвы. На равнинах гораздо удобнее заниматься земледелием, чем в горах. Поэтому там и разместилось большинство населения Земли. И в наши дни преимущества равнин сохраняются: на них гораздо удобнее строить города, дороги, крупные промышленные предприятия. Очень густо заселены равнины, сложенные наносами крупных рек. Например, в дельтах, там, где реки впадают в море. Вы изучаете историю Древнего мира. Вспомните, как образовались плодородные почвы Египта. Пожалуй, самая населённая дельта в мире находится в Индии и Бангладеш — это общая дельта рек Ганга и Брахмапутры. Здесь высокое плодородие почв, поэтому даже такое плотное население может прокормиться рисом, выращиваемым в этой дельте. Древнегреческий историк и географ Геродот обратил внимание, что нижняя часть долины Нила в Египте по своей форме напоминает перевёрнутую букву греческого алфавита — дельту (от неё образовалась и русская буква Д).

3. Горы

Большая часть населения проживает на равнинах, однако неповторимое разнообразие природе Земли придают горные области.

— Как устроены горные области?

На первый взгляд горные области кажутся хаотичным нагромождением горных пиков, перевалов и ущелий. Горные вершины выстраиваются друг за другом в линию и образуют горный хребет. Его наиболее выступающая часть называется гребнем. От самых высоких горных хребтов в стороны отходят отроги — менее высокие хребты.

Горные хребты отделены друг от друга межгорными понижениями — долинами. Высоко в горах долины заняты, как правило, ледниками, ниже по ним несут свои воды быстрые горные реки.

Долины являются наиболее легкодоступной частью горной области, поэтому издавна по ним прокладывали дороги и тропы. Когда дорога должна была пересекать хребет, она проходила через перевал — самую низкую часть гребня.

Горы занимают примерно 40% территории суши. На картах они обозначены разными оттенками коричневого цвета. Очень редко встречается одиночная гора. Обычно несколько вершин выстроены в цепочку горных хребтов, вытянутую на большие расстояния. Группы горных хребтов, разделённых продольными понижениями — межгорными долинами, образуют горную страну, или горную систему.

В отличие от равнин горы — самые неровные участки земной поверхности. Если на равнинах колебания относительной высоты (разница между самой высокой и самой низкой точками) составляют не более 200 м, то в горах перепад высот гораздо больше — от сотен метров до нескольких километров. Горы различаются между собой по высоте.

— Давайте попробуем дать определение понятия гор как форме рельефа.

Горы — обширные участки суши или дна океана с большими перепадами высот, высоко поднятые над равнинами.

Посмотрите на физическую карту полушарий, и вы сразу увидите два гигантских горных пояса.

В Западном полушарии вдоль всего побережья Тихого океана тянутся Кордильеры и Анды. В Восточном полушарии это огромный пояс, пересекающий всю Евразию. К нему относятся горные системы Альп и Гималаев.

Сравните физическую карту мира с картой строения земной коры (см. атлас). В одних местах вы увидите, что самые высокие горы Земли повторяют очертания самых крупных разломов земной коры. Здесь активно действуют внутренние силы Земли и вздымаются высокие горы с острыми вершинами, крутыми склонами, глубокими ущельями. В других местах вы найдёте горы со средними и низкими высотами, их вершины часто сглажены, а склоны пологие. Это результат постепенного, длительного разрушения и выравнивания гор под действием внешних сил Земли. На географических картах названия гор подписываются по направлению их горных хребтов.

Горы отличаются по абсолютной высоте и размерам.

— Заполнение схемы (по тексту учебника, с. 69):

Высота, форма вершин и склонов гор определяются их возрастом и тем, как они образовались.

Где находятся высочайшие горы нашей планеты?

— Найдите в тексте учебника информацию о самой высокой горной вершине на нашей планете.

— Какое второе название у этой вершины?

— Какой горной системе она принадлежит?

— На каком материке находятся эти горы?

Самые высокие горные вершины альпинисты называют восьмитысячниками. Они поднимаются над уровнем моря более чем на 8 тыс. м. На нашей планете таких вершин всего 14, и все они расположены в Центральной Азии, в пределах горных хребтов Гималаев и их непосредственных соседей — хребтов Каракорума. Несколько вершин с абсолютными высотами более 7 тыс. м находятся в таких горных системах Центральной Азии, как Памир, Тянь-Шань, Кунь-Лунь и Гиндукуш.

На других материках самыми высокими горами являются: Анды в Южной Америке, Кордильеры в Северной Америке, вулкан Килиманджаро в Африке, массив Винсон в Антарктиде. В России самые высокие горы Кавказские, с высочайшей вершиной горой Эльбрус.

В высоких горах едва ли не самые суровые природные условия на всей Земле. Их искрящиеся на солнце заснеженные вершины считаются неприступными не только из-за крутых склонов. Низкие температуры, ветры ураганной силы, нехватка кислорода и солнечные лучи, оставляющие на коже ожоги, также представляют для альпинистов большие трудности.

— Давайте подумаем, как горы рождаются и развиваются.

Подобно живым существам, горы рождаются, взрослеют, а затем старятся. Жизнь гор коротка по сравнению с возрастом нашей планеты, но она в миллионы раз дольше жизни одного поколения людей.

Как вам известно, земная кора при всей своей кажущейся устойчивости является очень подвижной. Двигаясь в горизонтальном направлении, на одних участках она растягивается, на других, напротив, сжимается. Отдельные блоки земной коры могут смещаться вдоль разломов и в вертикальном направлении. При этом одни глыбы проваливаются, другие поднимаются вверх. Чаще всего в горных областях одновременно происходят и вертикальные, и горизонтальные движения земной коры.

Молодые горы выделяются своими крутыми склонами и изломанными контурами. К ним относятся самые высокие горные системы Земли, где сохраняется сейсмическая и вулканическая активность. На Земле есть два горных пояса. Один — Тихоокеанский — тянется вдоль побережья Тихого океана, другой — Альпийско-Гималайский — пересекает Евразию почти посередине, от Атлантического до Тихого океана.

Склоны гор перепахивают ледники, их точат горные реки. Деятельность внешних природных сил сглаживает горные вершины. Со временем горы приобретают мягкие очертания. Для них становятся типичными широкие неглубокие долины и пологие склоны горных хребтов.

Под конец жизни горы разрушаются до основания и превращаются в равнины. Активизация движений земной коры может привести к образованию новых, возрождённых гор.

— Какие горы легче всего разрушаются?

Легче всего разрушаются горы, сложенные известняками. Известняки пронизаны множеством трещинок, по которым легко просачивается дождевая вода. Она разъедает мягкие известковые породы. Со временем узкие трещинки превращаются в щели, а щели — в коридоры и туннели. Так возникают пещеры. Они могут достигать десятков и даже сотен километров в длину. Самая большая по протяжённости ходов пещера (74 км) — Мамонтова пещера в США, самая глубокая (1350 м) — пещера Пьер-Сен-Мартен во Франции. В России много пещер в Уральских горах, самая известная из которых — Кунгурская.

Пещеры могут также встречаться на равнинных территориях, поверхность которых сложена известняками.

— Какие стихийные процессы происходят в горах?

Многие разрушительные процессы в горах доставляют людям немало неприятностей, так как носят стихийный характер. К таким процессам относятся осыпи, обвалы, оползни, сели и лавины.

Под действием силы тяжести горные породы, плохо закреплённые на склоне, могут приходить в движение. Так образуются осыпи и обвалы. Смещение вниз по склону целого массива горных пород получило название оползня. Оползни распространены не только в горах, но и на крутых берегах рек, озёр, морей. Известно множество случаев, когда оползни баррикадировали шоссейные дороги и речные долины или уносили дома.

Особую опасность горные склоны представляют в весенний период. В результате таяния снегов и ледников происходит резкий подъём уровня воды в горных реках. Стремительные водные потоки захватывают с собой каменные глыбы, валуны разного размера, грязевые частички, стволы деревьев. Эта быстродвижущаяся масса воды, камней и грязи получила название селя. Сель движется сплошной стеной, высота которой может достигать 15 м. Причиной схода селевых потоков могут служить ливневые дожди, а также землетрясения и связанные с ними прорывы плотин на горных озёрах.

Весной в горах учащаются сходы снежных лавин — пришедших в движение огромных масс снега. Лавина движется вниз по склону, увлекая с собой всё новые и новые снежные массы. Нередко она захватывает обломки скал, стволы и ветви деревьев.

За одну секунду лавины могут “пробегать” до 100 м. Разрушение зданий или уничтожение лесов часто вызывается не самим снегом, а образующейся перед лавиной воздушной волной, которая обладает громадной ударной силой.

Лавины и сели — наиболее частые и широко распространённые в горах природные катастрофы. Они наносят значительный урон зданиям, дорогам, мостам, линиям электропередач. Катастрофические сходы селевых потоков и лавин нередко оборачиваются человеческими жертвами. Поэтому в горных районах ведётся активная работа по своевременному предупреждению этих стихийных бедствий.

Большая роль в развитии разрушительных процессов на склонах гор принадлежит человеку. Вырубка лесов и уничтожение травяного покрова вследствие неумеренного выпаса скота нарушают природную защиту склонов — растительность.

Практическая работа “Описание одной из горных систем по карте”

Найдите в атласе и нанесите на контурную карту горы: Кавказ, Альпы, Анды, Кордильеры, Уральские, Скандинавские, Гималаи, Аппалачи; вершины: Джомолунгма (Эверест), Эльбрус.

Порядок выполнения работы

1. Называем горы. Найдём их на карте и определим, на каком материке, в какой его части и в какой стране они находятся.

2. Определяем, в каком направлении и на сколько километров протянулись горы (проводим расчёты, используя масштаб карты), как расположены горы относительно других объектов (равнин, рек, морей).

3. Определяем среднюю и максимальную абсолютные высоты гор. Называем их наивысшую точку.

4. Определяем высоту и географические координаты наивысшей точки. Проследим направление течения рек, установим, в каком направлении происходит понижение рельефа.

5. Определяем, какие реки берут начало в горах, есть ли крупные озёра.

4. Рельеф дна Мирового океана

Неверно было бы думать, что у береговой линии континенты внезапно “заканчиваются”, резко обрываясь в океанскую бездну. Между океаном и материком существует достаточно протяжённая зона, которая называется подводной окраиной материка, она является его подводным продолжением.

— Давайте вспомним: чем отличается океаническая земная кора от материковой?

— Сколько на Земле океанов, как они называются?

— Можно ли по физической карте, используя шкалу глубин, установить неровности дна в океанах? В каком океане они наиболее заметны?

Откройте с. 74 учебника и рассмотрите рисунок 71. Опишите строение дна Атлантического океана.

Дно океанов покрыто толстым слоем воды. Поэтому люди долго не знали, как оно устроено. Только во второй половине XX в. были построены специальные суда и глубоководные аппараты, оснащённые современными приборами. Это позволило подробно изучать не только рельеф дна, но и океаническую земную кору, современные океанические осадки, зоны распространения вулканизма и землетрясений. Исследования показали, что дно океанов такое же неровное, как и поверхность суши. На нём множество глубоководных равнин, впадин, подводных гор. В рельефе океанического дна выделяют три главные части.

Материковые окраины начинаются с шельфа — выровненной отмели, которая обрамляет континенты. Благодаря незначительным глубинам шельфовая зона является самой прогретой, самой освещённой и самой богатой живыми организмами частью Мирового океана. Именно на шельфе вылавливается большая часть рыбы, которую мы употребляем в пищу. В мощных толщах шельфовых осадочных пород обнаружены значительные запасы нефти и природного газа.

Шельф распространён до глубины 200 м, после чего наклон дна существенно увеличивается, и начинается материковый склон. Он похож на большой уступ, который по периметру опоясывает материки. Здесь проходит истинная граница континентов и океанов, и подводная окраина материка сменяется ложем океана.

Какие формы рельефа есть на океанском дне?

На дне океанов есть горы и равнины. Одна из главных форм рельефа дна океанов — система срединно-океанических хребтов. Протянувшись на 60 тыс. км, что почти в полтора раза больше длины земного экватора, они гигантским ожерельем опутали всю нашу планету. Своё название срединно-океанические хребты получили благодаря тому, что занимают центральное положение на дне океанов. Лишь в Тихом океане “горное ожерелье” сдвинуто к его восточной окраине, образуя Восточно-Тихоокеанское поднятие. Иногда хребты возвышаются над поверхностью воды и образуют острова. Примером такого острова является Исландия.

— Найдите на физической карте мира срединно-океанические хребты. Что они вам напоминают?

Срединно-океанические хребты — одни из самых активных участков земной коры, где часто происходят землетрясения и извержения вулканов. Они являются границами раздвигающихся литосферных плит. По мере того как плиты расходятся, расплавленные породы из недр Земли устремляются к поверхности и закрывают образовавшуюся брешь. Так рождается земная кора. Некоторые вершины хребтов поднимаются над уровнем воды и образуют острова.

— Найдите срединно-океанические хребты на карте в атласе. Приведите примеры для каждого океана.

Ложе океанов располагается по обе стороны от срединно-океанических хребтов. Оно занимает около половины площади океанов.

Самые крупные формы рельефа океанического ложа — глубоководные равнины. Их дно (котловины) лежит на глубине от 3 до 6 км. Поверхность подводных равнин покрывает ил, который состоит из нерастворимых остатков мелких морских организмов. Слой ила тонкий (200—500 м), так как накапливается очень медленно — 1 мм за 1000 лет.

Подводные равнины отделены друг от друга подводными хребтами. Это цепочки потухших или действующих вулканов, протягивающиеся иногда на тысячи километров. Вершины некоторых вулканов поднимаются над водой в виде островов. Таким примером являются Гавайские острова в Тихом океане.

Гора Эверест (Джомолунгма) по высоте уступает потухшему вулкану Мауна-Кеа на острове Гавайи. Его высота над уровнем моря 4205 м. Однако от основания дна океана он возвышается на 9100 м.

Другой не менее выдающейся формой рельефа океанского дна являются глубоководные желоба. Это самые глубокие участки Мирового океана.

Глубоководные желоба — это длинные, узкие и очень глубокие океанические впадины. Они располагаются над глубинными разломами, вдоль которых сталкиваются литосферные плиты. Поэтому рядом с ними проявляется вулканизм и часты сильные землетрясения.

— Найдите на физической карте мира подводные объекты, обозначенные тёмно-синим цветом. Что это за объекты? (Глубоководные желоба, или впадины.)

Назовите некоторые из них. Попробуйте найти самый глубоководный желоб. Как он называется и чему равна его глубина?

Глубина Марианского желоба в Тихом океане достигает 11022 м.

— Найдите его на карте и, учитывая масштаб карты, определите его протяжённость.

— Решите географическую задачу: “Высота самой высокой горной вершины России — г. Эльбрус — 5642 м. Будет ли видна вершина Эльбруса, если её разместить на дне Марианской впадины? На сколько метров над поверхностью океана будет возвышаться гора, равная по высоте двум Эльбрусам?”

IV. Закрепление

— Давайте совершим морское путешествие от восточных берегов Евразии до западных берегов Южной Америки через Тихий океан.

— Выберите параллель, вдоль которой вы будете совершать путешествие. Перечислите все объекты, встречающиеся на вашем пути. Не забудьте определить глубину и высоту этих объектов.

— Назовите основные части дна Мирового океана.

— Что такое срединно-океанические хребты? Где они расположены?

— Какой рельеф имеют глубоководные равнины?

— Чем отличаются переходные зоны Тихого и Атлантического океанов?

Решение тестовых заданий

1. Укажите пролив, разделяющий Евразию и Северную Америку.

A. Гибралтарский;

Б. Берингов;

B. Магелланов;

Г. Босфор.

2. На рисунке буквой А обозначен:

A. Материковая отмель;

Б. Материковый склон;

B. Ложе океана;

Г. Глубоководный жёлоб.

3. Укажите верное утверждение.

A. Самый глубокий океан Земли — Индийский.

Б. Средняя солёность вод Мирового океана составляет 35%о.

B. Большую часть гидросферы составляют подземные воды.

Г. Средиземное море является частью Индийского океана.

V. Домашнее задание

§ 14, подписать на контурной карте крупнейшие равнины и горные системы земного шара, глубоководные желоба и острова.






Для любых предложений по сайту: [email protected]