Итоговый урок по теме Атмосфера - АТМОСФЕРА

Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год

Итоговый урок по теме Атмосфера - АТМОСФЕРА

Планируемые образовательные результаты

В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:

На предметном уровне

См. предметные результаты по теме раздела “Атмосфера”.

На метапредметном уровне

См. метапредметные результаты по теме раздела “Атмосфера”.

На личностном уровне

См. личностные результаты по теме раздела “Атмосфера”.

Форма проведения урока

Урок-игра.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Предварительный этап

Класс делится на четыре команды, в каждой из них выбирается капитан. Так же выбираются члены жюри (2—3 человека) — учащиеся данного класса, которые будут оценивать работы и вносить результаты в итоговую таблицу.

Правила игры. Устные ответы 1, 3, 5 этапов оцениваются по 1 баллу за верный ответ. За каждое правильное слово кроссворда команда получает по 1 баллу. За правильно решённые задачи и построенный график команда получает 5 баллов.

Таблица результатов

Команда

Этап

1

2

3

4

I





II





III





IV





V





VI





VII





VIII





IX





X





XI





XII





Всего





Рабочий (основной) этап

I. Разминка

1. Что такое атмосфера?

2. Как происходит нагревание воздуха в атмосфере?

3. Как изменяется температура воздуха с высотой?

4. Почему атмосферное давление изменяется с высотой?

5. Назовите основные виды облаков.

6. Что такое атмосферное давление?

7. Что такое амплитуда колебания суточных температур?

8. Какая главная причина образования ветра?

9. При какой погоде суточная амплитуда температур больше: при облачной или ясной? Почему?

10. От чего зависит количество осадков?

11. Что такое абсолютная влажность воздуха?

12. От чего зависит относительная влажность воздуха?

II. Решите кроссворд

По вертикали: 1. Прибор для измерения температуры воздуха. (Термометр.) 2. Скопление в атмосфере на значительной высоте мельчайших капелек льда, выделившихся при охлаждении воздуха, насыщенного водяными парами. (Облако.) 3. Прибор для определения направления и силы ветра. (Флюгер.) 4. Газообразная оболочка Земли. (Атмосфера.)

По горизонтали: 1. Нижний слой атмосферы от поверхности Земли до высоты 8—18 км. (Тропосфера.) 2. Капельки воды утром на траве. (Роса.) 3. Один из видов атмосферных осадков. (Снег.) 4. Прибор для измерения давления воздуха. (Барометр.)

III. Очевидное и вероятное

Ученики должны объяснить некоторые явления из окружающей нас повседневной жизни. Данный этап носит устный характер, проводится одновременно с разгадыванием кроссворда.

1. Почему в квартирах форточки устанавливают вверху, а батареи внизу?

2. Почему вода в реке летним вечером как парное молоко?

3. Почему жарким летним днём отдельные предметы кажутся колеблющимися?

4. Почему люди летом предпочитают носить светлую одежду, а зимой — тёмную?

5. Почему термометр на солнце показывает более высокую температуру, чем в тени?

IV. Чёрный ящик

В чёрном ящике лежат карточки с изображениями приборов, необходимых для измерения показателей атмосферного воздуха. При возможности в чёрный ящик можно положить сам прибор.

Прибор для измерения количества выпадающих осадков? (Осадкомер.)

Прибор для измерения температуры воздуха? (Термометр.)

Прибор для определения направления ветра? (Флюгер.)

Прибор для определения атмосферного давления. (Барометр-анероид.)

V. Посчитаем

Командам предлагается несколько простых географических задач.

1) Покрыты ли снегом вершины Урала летом, если известно, что у подножия гор средняя температура июля составляет +15 °С?

2) Определите амплитуду температур за день, если в 1 ч ночи — +5 °С, 7 ч утра — +7 °С, 13 ч — +9 °С, 19 ч — +6 °С.

3) Определите, на какой высоте от уровня моря расположен наш населённый пункт, если атмосферное давление на уровне моря 760 мм рт. ст., а у нас — 750,1 мм рт. ст.

4) Самолёт летит на высоте 7 км. Какая температура воздуха за бортом самолёта, если у земной поверхности она составляет + 24 °С?

Правильный ответ за каждое задание оценивается в 1 балл.

VI. Дальше-дальше...

Команды должны дать как можно больше правильных ответов.

1. Движение воздуха в горизонтальном направлении — это...

2. Воздушная оболочка Земли — это...

3. Вся вода, выпавшая на земную поверхность, — это...

4. Главная причина образования ветра — это...

5. Ветер, меняющий своё направление 2 раза в сутки, — это...

6. Какое атмосферное давление считается нормальным?

7. Как называется состояние тропосферы в данном месте в данный момент?

8. Ветер, меняющий своё направление 2 раза в год — это...

9. В какой точке Земли дуют только южные ветры?

10. Как называются характерные типы погод для данной местности?

VII. Четвёртый лишний

В списке одно слово лишнее. Найдите его и обоснуйте свой выбор.

— Дождь, град, бриз, иней.

— Барометр, термометр, мусон, осадкомер.

— Бриз, дождь, муссон, ветер.

— Стратосфера, тропосфера, атмосфера, гидросфера.

Правильный ответ — 1 балл.

VIII. Угадайка

Разгадывание загадок. Правильный ответ — 0,5 балла.

Загадки:

1) Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка?

(Дождь)

2) Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(Снег)

3) Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила.

(Гроза)

4) По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течёт вода.

(Туча)

5) Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

(Облака)

6) И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

(Иней)

7) Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них не въехать, ни войти!

(Радуга)

8) Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет.

(Ветер)

9) Раскалённая стрела

Дуб свалила у села.

(Молния)

10) Басовитый и серьёзный,

У него характер крут:

Заворчит он очень грозно —

Все сейчас же убегут!

(Гром)

IX. В ритме солнца

Определите и укажите стрелкой, откуда и куда будет дуть ветер в следующих случаях:

A) 757 мм    764 мм

Б) 762 мм    760 мм

B) 771 мм    763 мм

Г) 520 мм    766 мм

Х. Климат

Команды должны определить географические координаты городов и назвать особенности климата этих городов.

1. По координатам определите города и установите: где климат теплее и почему?

60° с.ш. 30° в.д.; 51° с.ш. 30° в.д.

2. Какой климат будет в городе с координатами 20° с.ш. 100° з.д. Какой это город?

3. Определите координаты г. Москвы и Санкт-Петербурга. Какое влияние на климат этих городов оказывает Атлантический океан?

4. По координатам определите названия городов и определите тип их климата.

66° с.ш. 67° в.д.; 52° с.ш. 72° в.д.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

XI. Каламбур

Каждой команде выдаются карточки с текстом, в котором есть географические ошибки. Задача команд — найти как можно больше ошибок (баллы выставляются по количеству правильно найденных ошибок в тексте — до 5 баллов).

XII. Разгадываем ребусы

№ п/п


Ответ

1

Температура

2

Заморозок

3

Влажность

4

Облако

5

Туман

6

Жара

7

Воздух

Наш урок мы заканчиваем конкурсом.

XIII. Прочитайте слово

Для того чтобы прочитать зашифрованное слово, необходимо определить географические координаты зашифрованных объектов. Из первых букв полученных слов сложить новое слово.

6° с.ш. 11° в.д. (Осло)

59° с.ш. 25° в.д. (Таллин)

52° с.ш. 0° в.д. (Лондон)

52° с.ш. 104° в.д. (Иркутск)

55 ° с.ш. 61° в.д. (Челябинск)

69° с.ш. 87° в.д. (Норильск)

19° с.ш. 97° з.д. (Орисаба)

Судя по этому конкурсу, вы с заданием справились на “отлично”!

Заключительный этап

— Подводятся итоги игры, определяются команды победителей и призёров, проходит награждение, выставляются отметки;

— выдаётся домашнее задание (по итогам игры даются рекомендации по выполнению домашнего задания: для успешно справившихся — творческое задание, для остальных — задания на повторение и закрепление знаний по теме; учебник, с. 142—144, тестовые задания).






Для любых предложений по сайту: [email protected]