Поурочные разработки по географии - География Материки, океаны, народы и страны - Страноведение 7 класс И. В. Душина
Изменение природы человеком - Природа Земли и человек
Дата……
День……
Цели урока: раскрыть существенные признаки понятия “природопользование”, определить различия между рациональным и нерациональным природопользованием; убедить в необходимости сохранения и охраны географической среды; познакомить с глобальными проблемами человечества.
Средства обучения: карты мира (физическая, природных ресурсов, экологических проблем, глобальных проблем человечества); учебные картины и таблицы по теме урока, экранные пособия (слайды, учебные видеофильмы, мультимедийные программы).
Основные представления и понятия: природопользование, нерациональное природопользование, загрязнение и истощение природных ресурсов, рациональное природопользование, охрана и преобразование природы, равновесие между хозяйственной деятельностью и устойчивым развитием природной среды, качество окружающей среды, государственный контроль за состоянием природной среды и за источниками ее загрязнения, международное сотрудничество в деле охраны природы.
Межпредметные связи: устойчивость живых организмов к изменениям природной среды (биология).
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Природа и человек
Беседа. Актуализация знаний: индивидуальная работа с вопросами учебника, стоящими перед § 61, стр. 270.
2. Рациональное природопользование
Объяснение учителя. Введение понятия “природопользование”. Истощение природных богатств, нерациональное природопользование.
Задание. На основе знаний о природе материков и отдельных стран привести примеры истощения видов природных ресурсов, примеры различных масштабов изменения природы на материках.
Практическая работа: на контурной карте отметить ареалы в пределах природных зон суши и акваторий океанов, где проявляется загрязнение и истощение природы.
3. Рациональное природопользование
Объяснение учителя. Существенные признаки рационального природопользования, равновесие между хозяйственной деятельностью и устойчивым развитием природы, качество среды.
Беседа. Актуализация личного опыта учащихся и опорных знаний: примеры рационального природопользования в разных странах. Приведите примеры природопользования в своей местности.
Задание. Проведите анализ рис. 192 учебника (стр. 272) и обоснуйте необходимость именно такого природопользования в Австралии.
4. Международное сотрудничество в деле использования и охраны природы
Беседа. Актуализация знаний о свойствах географической оболочки, о круговоротах веществ в ней. Объяснить причины необходимости международного сотрудничества в охране и использовании природных ресурсов.
Рассказ учителя. Международные и государственные меры, направленные на сохранение и охрану природной среды; охрана Всемирного природного и культурного наследия.
Практическая работа. Под руководством учителя нанести на контурную карту наиболее значимые памятники Всемирного природного и культурного наследия, которые находятся в странах, расположенных на разных континентах, и океанах.
Закрепление изученного
Каковы источники загрязнения географической среды на суше и в акваториях океана?
Какими путями и чем загрязняются: земная кора, воздух, воды, живые организмы, почва?
Какими средствами можно добиться равновесия между хозяйственной деятельностью и устойчивым развитием природной среды?
Какой тип природопользования характерен для местности, где вы живете?
Какие усилия предпринимаются населением вашей местности для сохранения и улучшения окружающей среды? Что лично вы сделали для сохранения и улучшения природы?
Какие памятники природы и культуры есть в вашей местности? В каком состоянии они находятся?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку