Население и страны Южной Америки

География 7 класс - Поурочные планы

Население и страны Южной Америки

Цели и задачи: Познакомить учащихся с современным населением Южной Америки, его расовым и этническим составом, внешними признаками и особенностями, расселением по материку; рассмотреть политическую карту, научить группировать страны по величине территории, географическому положению и другим признакам.

Сформировать у них представление об истории заселения Южной Америки, о древних цивилизациях и государствах, об особенностях размещения населения; продолжить формировать у учащихся умение составлять комплексную характеристику государства, устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы и населением, работать с комплексными географическими картами и другими источниками информации, работать в группах.

Развивать интерес к географии, и историческим событиям; воспитывать потребность в географических знаниях, уважение к народам населяющим нашу планету, трудолюбие.

Оборудование: Политическая карта Южной Америки, карта народов и размещения населения, физическая, климатическая, природных зон; таблицы, схемы, картины

Методы формы. Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, репродуктивный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа, рассказ; коллективная, индивидуальная групповая, дифференцированная.

Тип урока. Изучение нового материала.

Межпредметные связи. История: колониальное прошлое народов Южной Америки, Тордесильяский договор 1494 года.

Термины и понятия. Древняя цивилизация, индейцы, метисы, мулаты, самбо, этнос, язык, религия, плотность населения, колония, государство.

Номенклатура. Древние цивилизации: Чавин, Наска, Тауантинсуйу – государство инков; государства: Бразилия, Аргентина, Перу; Венесуэла, Колумбия, Чили, Боливия.

Имена. Х. Колумб, С. Боливар, Ф. Писсаро.

Справочно–информационный материал.

Страны Южной Америки:

Название страны

Площадь (тыс. кв. км)

Население (млн. чел.)

Аргентина

2777

35,5

Боливия

1099

7,8

Бразилия

8512

163,1

Венесуэла

916

23,6

Колумбия

1142

37,7

Перу

1258

24

Чили

757

14,3


Крупнейшие индейские народы:

Кечуа 14,87 млн. чел.

Аймара 2,55 млн. чел.

Арауканы 870 млн. чел.

Чибча 635 тыс. чел.

Араваки 400 тыс. чел.


Ход урока

I. Организационный этап.


II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Объяснение учителем.

В науке существует несколько гипотез заселения материка. Южная Америка – родина древних цивилизаций. Первыми, кто возвёл на американской земле величественные дворцы и храмы, создал сложную и удивительную культуру, были не ацтеки, не инки, и не майя. Более 3 тыс. лет назад на территории Мексики процветали города ольмеков. Они, по предположениям учёных, и являются предками первых майя. Почти 2 тыс. лет назад майя изобрели иероглифическую письменность, они известны как замечательные астрономы.

Сообщения учащихся I группы о древних цивилизациях.

Первые люди попали в Анды через Панамский перешеек, земледелия они не знали, поэтому они в основном занимались собирательством, охотой и рыболовством. Спустя много лет они окультурили дикую кукурузу, начали изготовлять посуду, одомашнили гуанако – близких родственников верблюдов.

Задолго до появления знаменитой империи инков на склонах перуанских Анд существовали могучие государства – Чавин, Паракас, Мочика. Центр государства Чавин находился в 462 км от Лимы на высоте 3180 м над уровнем моря.

Путь развития инков можно проследить только с 1438 года. До испанского завоевания правитель инков Пачакутек превратил своё государство в огромную могущественную империю, которая простиралась на 5000 км от юга современной Колумбии до севера Чили и Аргентины. Свою страну они называли Тауантинсуйа (Четыре стороны света), полагая что все ещё не завоёванные земли со временем подчинятся им.

Аймара – умелые ткачи и строители тростниковых лодок – плели для своих селений на озере Титикака плавучие острова из тростника-тотора.

Индейцы оказали испанским и португальским завоевателям отчаянное сопротивление, но были побеждены и подвергнуты безжалостному уничтожению. Коренное население до настоящего времени сохранилось только в самых труднодоступных районах материка – в амазонской сельве (народы бороро, гуахибо, ботокуды), на севере Тихоокеанских экваториальных лесов (чоко, эмбера) и в горных “медвежьих углах” (мотилоны, араваки, яганы).

Конкистадоры во главе с Франсиско Писарро за 10 лет полностью овладела Центральными Андами, заставив индейцев работать на себя. Почти вся Южная Америка была разделена между Испанией и Португалией. По Тордесильясскому договору 1494 г. к Португалии отошла только северо-восточная оконечность Южной Америки, а к Испании - все остальные земли. Местный народ вёл освободительную борьбу против колониальной зависимости. Симон Боливар возглавил армию повстанцев и освободил Венесуэлу, Перу и др. страны от испанских колонизаторов. Поэтому одна из освобождённых территорий была названа Боливией.

В настоящее время в Южной Америке живут представители всех трёх рас человечества. Среди населения материка шло смешение рас, языков, традиций, нравов. Состав населения приобрёл чрезвычайную сложность.


Работа с таблицей “Новые термины и понятия”.

Составление схемы.


img1.jpg (32712 bytes)


Кого называют метисами? Самбо? Мулатами?

Работа в группах.

III группа

Нанесите на контурную карту крупнейшие по площади страны и их столицы.

II группа

Используя энциклопедии сделать характеристику стран Южной Америки по плану:

а) площадь;

б) население;

в) столица;

г) государственный язык;

д) основная религия;

I группа

По карте “Народы и плотность населения” опишите:

Какая территория наиболее заселена? Почему?

Какая наименее? Почему?

Назовите и покажите на карте распространение наиболее крупных народов.


III. Этап усвоения новых знаний.

1. Отчёт групп о выполненной работе.

План отчёта:

Расскажите о плотности населения и причинах неравномерности расселения населения.

Назвать и показать крупные страны Южной Америки со своими столицами.

Какие страны имеют самую большую площадь?

Какова численность населения у этих стран?

Какой язык считается государственным? Почему?

Какая религия у большинства этих народов?

Почему преобладает христианство?

2. Самостоятельная работа по группам.

Опишите страну по плану ( стр. 279 ), предварительно прочитав статьи учебника:

I группа II группа III группа

Перу Бразилия Аргентина


IV. Этап закрепления новых знаний.

Каково происхождение населения современной Южной Африки?

Почему на западе материка в Андах высокая плотность населения: ведь в горах, как правило население редкое?

Как географическое положение Бразилии отражается на её природе?

Какие природные богатства используют в стране для развития промышленности и сельского хозяйства?

Чем объяснить большие контрасты в природе Перу? Какими природными богатствами обладает страна?

Что вы можете сказать о составе населения стран Южной Америки.


V. Этап информации учащихся о домашнем задании.

Прочитать статью в учебнике:

I группа II группа III группа

Бразилия Аргентина Перу






Для любых предложений по сайту: [email protected]