Особенности рельефа Евразии, его развитие

География 7 класс - Поурочные планы

Особенности рельефа Евразии, его развитие

Цели урока:

образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии;

воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;

развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами, компьютерами.

Оборудование: физическая карта полушарий и Евразии, тетради, дидактические карточки, раздаточный материал со списком номенклатуры.

Ход урока

I. Орг. момент (1 мин.)


II. Проверка знаний и умений (5 мин.)

А) индивидуальные карточки -3 чел.

Б) Игра "Крестики – нолики"

3

6

8

5

9

1

2

4

7

Класс делится на 2 команды (команда – «крестики», команда – «нолики»). Для того, чтобы игроки имели возможность вписать свой значок в клеточку, нужно правильно ответить на географические вопросы. Ряд может быть любым – по горизонтали, вертикали и диагонали.

Вопросы:

Что такое литосфера? (Каменная оболочка земли.)

Что такое рифт? (Разлом в земной коре.)

Частью какой плиты является Африкано-Аравийская платформа? (Африканская.)

Почему материк Австралию называют самым спокойным материком в геологическом отношении? (Нет действующих вулканов и областей землетрясений.)

Что обозначают эти цифры 1960, 1970, 1985 г.? (Землетрясения в Южной Америке, в Андах.)

Почему говорят, что в Антарктиде продолжается ледниковый период?

Высочайшая вершина Африки? (Килиманджаро.)

Высочайшая точка Анд и всего западного полушария? (г. Аконкагуа – до 6960 м.)

Какие крупные формы рельефа характерны для Северной Америки? (Кордильеры, Аппалачи, Центральные равнины, Великие равнины, Примексиканская низменность, Миссисипская низменность, Приатлантическая низменность, Скалистые горы).


III. Актуализация знаний и умений (3 мин.)

Эпиграф:

"Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний".

К. Паустовский

Нам предстоит, исследовать особенности и основные этапы формирования рельефа Евразии.

Евразия – значительно выше других материков. На ее территории расположены высочайшие горные системы земного шара. Самая высокая из них – Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848 м). Равнины Евразии отличаются огромными размерами и тянутся на тысячи км. В Евразии особенно велики колебания высот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9 км.

Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? Почему говорят, что Евразия исключительно богата ПИ?

На эти вопросы мы будем искать ответы в течение урока, используя знания, полученные на уроках географии, истории.


IV. Изучение нового материала

Как появился материк Евразия? (200 млн. л.н. – Пангея, 135 млн. л.н – Гондвана, Лавразия – настоящее время (6 материков).

Работа с атласом стр. 4–5.

Предлагается дать анализ строения земной коры Евразии?

В основе материка лежит Евроазиатская ЛП; есть столкновение с Африканской, Тихоокеанской плитами; в местах столкновения плит расположены сейсмические пояса: Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский. В центральных районах Евразии преобладают платформы, а в южных и восточных – горные области, следовательно, на севере и западе преимущественно расположены равнины, а на юге и востоке – горы.

Обратить внимание, что горные области Евразии отмечаются разными цветами. С чем это может быть связано? (разный возраст горообразования). Сопоставляя карты атласа заполнить таблицу (стр. 4-5, стр. 26-27).


Задание №1

Рельеф Евразии, внутреннее строение земной коры


Строение земной коры

Соответствующие формы рельефа (заполнить)

Древние платформы


Восточно-Европейская

Восточно-Европейская (Русская) равнина

Сибирская

Среднесибирское плоскогорье

Индийская

Декан плоскогорье

Китайско-Корейская

Великая китайская равнина

Области складчатости

Древняя

Уральские, Алтай, Саяны, Тянь-Шань, Западно-Сибирская равнина

Гоби, Скандинавские

Средняя


Верхоянский хр., хр. Черского, хр. Сихоте–Алинь, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Кунь-Лунь.

Новая


Памир, Кавказ, Срединный хр., Гималаи.

Апеннины, Карпаты

Иранское нагорье Пиренеи, Альпы


Вывод: Происхождение позднее горообразовательные процессы соединили эти платформы, расширив площадь материка. В дальнейшем к Евразии присоединились платформы – осколки древней Гондваны, лежащие в основании полуостровов Аравийский и Индостан. На южных границах Евразийской плиты, на ее стыке с соседними плитами, происходили и происходят мощные горообразовательные процессы, которые привели к образованию высочайших горных систем.

Какие закономерности вы заметили? Что соответствует складчатым областям, а что платформам? (Складчатым областям соответствуют горы, а платформам – равнины и плоскогорья).

Как и на других материках, основная часть населения Евразии живет на равнинах. Одна из самых больших на земном шаре – это Западно-Сибирская равнина.

До последнего поднятия земной коры на месте нынешней равнины плескались волны древнего моря. Поэтому ее поверхность, сложенная морскими и континентальными породами осадочного происхождения, довольно ровная. Древние ледники оставили на поверхности равнин в северной части Евразии моренные гряды.

Я знаю – где-то есть заветная гора.

Я верю, что придет прекрасная пора.

И, может быть, не раз придется отступать –

Я должен там когда-то побывать.

Как и равнины, горы Евразии различны по происхождению и возрасту. Горы новой складчатости образуют 2 гигантских пояса, расположенных на восточной и южной окраинах материка. Альпийско-Гималайский пояс протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до тихого океана. В него входят Пиренеи, Альпы, Карпаты. Кавказ, Памир, Гималаи.

Тихоокеанский пояс складчатых гор начинается на Камчатке и заканчивается на больших Зондских островах. В Евразии он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов – это действующие и потухшие вулканы.

Значительно старше Скандинавские горы, Урал, Тянь-Шань, Алтай. Они появились в эпоху древней складчатости. Под влиянием внешних процессов в течение многих млн. лет горы были сильно разрушены. В некоторых из них в дальнейшем произошли новые поднятия, например на Урале, Тянь-Шане, Алтае. На рельеф Евразии большое влияние оказало и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Древний ледник покрывал также многие е горные хребты. Земная кора материка формировалась во все геологические эры.

Равнины и горы Евразии имеют самую разную высоту.


Задание №2. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот:


Форма рельефа

Высота, м

Западно-Сибирская равнина

0-200 м

6

Среднесибирское плоскогорье

свыше 1000 м
г. Камень-1664 м

4

Восточно-Европейская равнина

200-1000 м
Хибины 1191 м

5

Прикаспийская низменность

ниже 0 м (-28 м ниже уровня моря)

7

Уральские горы

г. Народная 1895 м

3

Нагорье Тибет

Свыше 5000 м

1

Иранское нагорье

4547 м

2


Доклады учащихся (Альпы, Тибет, Гималаи – климатический рубеж между Центральной и Южной Азией)

Вывод: Азия выше Европы (3/4 Азии занимают горы), самая высокая точка материка – г. Джомолунгма (8848 м), самое низкое место – впадина Мертвое море (-400 м).

На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».

Работа с учебником стр. 234-235 – используя учебник, атлас, знания полученные ранее отвечают на вопросы задания №4


Задание № 3. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя карты атласа, установите соответствие:

1. Везувий

А. Пол – в Камчатка

2. Этна

Б. Зондские о-ва

3. Кракатау

В. Остров Сицилия

4. Ключевская Сопка

Г. Японские о-ва

5. Фудзияма

Д. Аппенинский пол-в

Ответ: 1. Д, 2. В, 3. Б, 4. А, 5. Г.

Итак, мы рассмотрели рельеф, внутренне строении земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.)

Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)

Работа с атласом стр. 6.


Задание № 5. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:

1. Район Персидского залива

А. Драгоценные камни

2. Пол-в Малакка

Б. Железная руда

3. О-в Шри-Ланка

В. Нефть, газ

4. Горы Скандинавские

Г. Оловянные р., Д. Медные р.

5. Север Великой Китайской равнины

Е. Кам. уголь

Ответ: 1. В., 2. Г, 3. А. 4. Б, Д, 5. Е, В.

Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии.

(Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.)


V. Закрепление (5 мин.)

СЛАЙД 19

Тестовый контроль

Территорию Евразии в отличие от других материков формирует:

1. одна крупная древняя платформа,

2. несколько относительно мелких древних платформ.

К древним платформам на территории Евразии относятся:

1. Южно-Американская и Сибирская

2. Сибирская и Восточно-Европейская

3. Восточно-Европейская и Австралийская

Установите соответствие:

Платформа

Равнина

1. Сибирская

А) Западно-Сибирская

2. Индийская

Б) Великая Китайская

3. Китайско-Корейская

В) Декан (плоског.)
Г) Среднесибирское (плоског.)

Установите соответствие:

Горы

Возраст складчатости

1. Карпаты

А) Древний (Pz)

2. Скандинавские

Б) Средний (Mz)

3. Верхоянский хребет

В) Новый (Kz)

Нормы оценок:

Без ошибок – оценка –«5»

1 ошибка – оценка –«4»

2 ошибки – оценка –«3»

Более 2 ошибок – оценка –«2»

Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале урока, что можно сказать: Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? (причина: история развития материка, разнообразие форм рельефа).


VI. Домашнее задание

§ 60, § 61 .

Отметить на контурных картах изученные географические объекты

.





Для любых предложений по сайту: [email protected]