География 7 класс - Поурочные планы
Особенности рельефа Евразии, его развитие
Цели урока:
образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии;
воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;
развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами, компьютерами.
Оборудование: физическая карта полушарий и Евразии, тетради, дидактические карточки, раздаточный материал со списком номенклатуры.
Ход урока
I. Орг. момент (1 мин.)
II. Проверка знаний и умений (5 мин.)
А) индивидуальные карточки -3 чел.
Б) Игра "Крестики – нолики"
3  | 
6  | 
8  | 
5  | 
9  | 
1  | 
2  | 
4  | 
7  | 
Класс делится на 2 команды (команда – «крестики», команда – «нолики»). Для того, чтобы игроки имели возможность вписать свой значок в клеточку, нужно правильно ответить на географические вопросы. Ряд может быть любым – по горизонтали, вертикали и диагонали.
Вопросы:
Что такое литосфера? (Каменная оболочка земли.)
Что такое рифт? (Разлом в земной коре.)
Частью какой плиты является Африкано-Аравийская платформа? (Африканская.)
Почему материк Австралию называют самым спокойным материком в геологическом отношении? (Нет действующих вулканов и областей землетрясений.)
Что обозначают эти цифры 1960, 1970, 1985 г.? (Землетрясения в Южной Америке, в Андах.)
Почему говорят, что в Антарктиде продолжается ледниковый период?
Высочайшая вершина Африки? (Килиманджаро.)
Высочайшая точка Анд и всего западного полушария? (г. Аконкагуа – до 6960 м.)
Какие крупные формы рельефа характерны для Северной Америки? (Кордильеры, Аппалачи, Центральные равнины, Великие равнины, Примексиканская низменность, Миссисипская низменность, Приатлантическая низменность, Скалистые горы).
III. Актуализация знаний и умений (3 мин.)
Эпиграф:
"Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний".
К. Паустовский
Нам предстоит, исследовать особенности и основные этапы формирования рельефа Евразии.
Евразия – значительно выше других материков. На ее территории расположены высочайшие горные системы земного шара. Самая высокая из них – Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848 м). Равнины Евразии отличаются огромными размерами и тянутся на тысячи км. В Евразии особенно велики колебания высот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9 км.
Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? Почему говорят, что Евразия исключительно богата ПИ?
На эти вопросы мы будем искать ответы в течение урока, используя знания, полученные на уроках географии, истории.
IV. Изучение нового материала
Как появился материк Евразия? (200 млн. л.н. – Пангея, 135 млн. л.н – Гондвана, Лавразия – настоящее время (6 материков).
Работа с атласом стр. 4–5.
Предлагается дать анализ строения земной коры Евразии?
В основе материка лежит Евроазиатская ЛП; есть столкновение с Африканской, Тихоокеанской плитами; в местах столкновения плит расположены сейсмические пояса: Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский. В центральных районах Евразии преобладают платформы, а в южных и восточных – горные области, следовательно, на севере и западе преимущественно расположены равнины, а на юге и востоке – горы.
Обратить внимание, что горные области Евразии отмечаются разными цветами. С чем это может быть связано? (разный возраст горообразования). Сопоставляя карты атласа заполнить таблицу (стр. 4-5, стр. 26-27).
Задание №1
Рельеф Евразии, внутреннее строение земной коры
Строение земной коры  | 
Соответствующие формы рельефа (заполнить)  | 
|
Древние платформы  | 
Восточно-Европейская  | 
Восточно-Европейская (Русская) равнина  | 
Сибирская  | 
Среднесибирское плоскогорье  | 
|
Индийская  | 
Декан плоскогорье  | 
|
Китайско-Корейская  | 
Великая китайская равнина  | 
|
Области складчатости  | 
Древняя    | 
Уральские, Алтай, Саяны, Тянь-Шань, Западно-Сибирская равнина Гоби, Скандинавские  | 
Средняя  | 
Верхоянский хр., хр. Черского, хр. Сихоте–Алинь, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Кунь-Лунь.  | 
|
Новая  | 
Памир, Кавказ, Срединный хр., Гималаи. Апеннины, Карпаты Иранское нагорье Пиренеи, Альпы  | 
|
Вывод: Происхождение позднее горообразовательные процессы соединили эти платформы, расширив площадь материка. В дальнейшем к Евразии присоединились платформы – осколки древней Гондваны, лежащие в основании полуостровов Аравийский и Индостан. На южных границах Евразийской плиты, на ее стыке с соседними плитами, происходили и происходят мощные горообразовательные процессы, которые привели к образованию высочайших горных систем.
Какие закономерности вы заметили? Что соответствует складчатым областям, а что платформам? (Складчатым областям соответствуют горы, а платформам – равнины и плоскогорья).
Как и на других материках, основная часть населения Евразии живет на равнинах. Одна из самых больших на земном шаре – это Западно-Сибирская равнина.
До последнего поднятия земной коры на месте нынешней равнины плескались волны древнего моря. Поэтому ее поверхность, сложенная морскими и континентальными породами осадочного происхождения, довольно ровная. Древние ледники оставили на поверхности равнин в северной части Евразии моренные гряды.
Я знаю – где-то есть заветная гора.
Я верю, что придет прекрасная пора.
И, может быть, не раз придется отступать –
Я должен там когда-то побывать.
Как и равнины, горы Евразии различны по происхождению и возрасту. Горы новой складчатости образуют 2 гигантских пояса, расположенных на восточной и южной окраинах материка. Альпийско-Гималайский пояс протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до тихого океана. В него входят Пиренеи, Альпы, Карпаты. Кавказ, Памир, Гималаи.
Тихоокеанский пояс складчатых гор начинается на Камчатке и заканчивается на больших Зондских островах. В Евразии он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов – это действующие и потухшие вулканы.
Значительно старше Скандинавские горы, Урал, Тянь-Шань, Алтай. Они появились в эпоху древней складчатости. Под влиянием внешних процессов в течение многих млн. лет горы были сильно разрушены. В некоторых из них в дальнейшем произошли новые поднятия, например на Урале, Тянь-Шане, Алтае. На рельеф Евразии большое влияние оказало и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Древний ледник покрывал также многие е горные хребты. Земная кора материка формировалась во все геологические эры.
Равнины и горы Евразии имеют самую разную высоту.
Задание №2. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот:
Форма рельефа  | 
Высота, м  | 
№  | 
Западно-Сибирская равнина  | 
0-200 м  | 
6  | 
Среднесибирское плоскогорье  | 
свыше 1000 м    | 
4  | 
Восточно-Европейская равнина  | 
200-1000 м  | 
5  | 
Прикаспийская низменность  | 
ниже 0 м (-28 м ниже уровня моря)  | 
7  | 
Уральские горы  | 
г. Народная 1895 м  | 
3  | 
Нагорье Тибет  | 
Свыше 5000 м  | 
1  | 
Иранское нагорье  | 
4547 м  | 
2  | 
Доклады учащихся (Альпы, Тибет, Гималаи – климатический рубеж между Центральной и Южной Азией)
Вывод: Азия выше Европы (3/4 Азии занимают горы), самая высокая точка материка – г. Джомолунгма (8848 м), самое низкое место – впадина Мертвое море (-400 м).
На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».
Работа с учебником стр. 234-235 – используя учебник, атлас, знания полученные ранее отвечают на вопросы задания №4
Задание № 3. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя карты атласа, установите соответствие:
1. Везувий  | 
А. Пол – в Камчатка  | 
2. Этна  | 
Б. Зондские о-ва  | 
3. Кракатау  | 
В. Остров Сицилия  | 
4. Ключевская Сопка  | 
Г. Японские о-ва  | 
5. Фудзияма  | 
Д. Аппенинский пол-в  | 
Ответ: 1. Д, 2. В, 3. Б, 4. А, 5. Г.
Итак, мы рассмотрели рельеф, внутренне строении земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.)
Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)
Работа с атласом стр. 6.
Задание № 5. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:
1. Район Персидского залива  | 
А. Драгоценные камни  | 
2. Пол-в Малакка  | 
Б. Железная руда  | 
3. О-в Шри-Ланка  | 
В. Нефть, газ  | 
4. Горы Скандинавские  | 
Г. Оловянные р., Д. Медные р.  | 
5. Север Великой Китайской равнины  | 
Е. Кам. уголь  | 
Ответ: 1. В., 2. Г, 3. А. 4. Б, Д, 5. Е, В.
Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии.
(Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.)
V. Закрепление (5 мин.)
Тестовый контроль
Территорию Евразии в отличие от других материков формирует:
1. одна крупная древняя платформа,
2. несколько относительно мелких древних платформ.
К древним платформам на территории Евразии относятся:
1. Южно-Американская и Сибирская
2. Сибирская и Восточно-Европейская
3. Восточно-Европейская и Австралийская
Установите соответствие:
Платформа  | 
Равнина  | 
1. Сибирская  | 
А) Западно-Сибирская  | 
2. Индийская  | 
Б) Великая Китайская  | 
3. Китайско-Корейская  | 
В) Декан (плоског.)   | 
Установите соответствие:
Горы  | 
Возраст складчатости  | 
1. Карпаты  | 
А) Древний (Pz)  | 
2. Скандинавские  | 
Б) Средний (Mz)  | 
3. Верхоянский хребет  | 
В) Новый (Kz)  | 
Нормы оценок:
Без ошибок – оценка –«5»
1 ошибка – оценка –«4»
2 ошибки – оценка –«3»
Более 2 ошибок – оценка –«2»
Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале урока, что можно сказать: Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? (причина: история развития материка, разнообразие форм рельефа).
VI. Домашнее задание
§ 60, § 61 .
Отметить на контурных картах изученные географические объекты
.