География 7 класс - Поурочные планы
Климатические пояса Земли
Цели урока: называть и показывать климатические пояса; раскрыть закономерности в выделении климатических поясов планеты; сформировать представление о размещении поясов, об особенностях каждого пояса; дать представление об основных и переходных климатических поясах. Оборудование: физическая карта мира, климатическая карта мира, контурные карты, карточки для проверки домашнего задания.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Устный опрос по вопросам:
- Как отличаются климаты отдельных мест?
- Как распределяются пояса атмосферного давления на Земле?
- Расскажите о постоянных ветрах.
- Расскажите о воздушных массах
- Какова роль воздушных течений в формировании климата?
III. Изучение нового материала.
1. Мы с вами изучили, что распределение солнечного тепла и атмосферных осадков на Земле неравномерно. Поэтому и климаты Земли очень разнообразны. Известный ученый Б. П. Алисов выделил на Земле 13 климатических поясов, которые отличаются друг от друга температурными условиями и воздушными массами.
Климатические пояса делятся на основные и переходные. В названиях переходных поясов присутствует приставка «суб», что в переводе с латинского обозначает «под».
Задание. Основываясь на тексте учебника, климатической карте мира, карте климатических поясов и областей мира, заполните таблицу.
Основные климатические пояса  | 
Воздушные массы  | 
Географическое положение  | 
Среднегодовое кол-во осадков  | 
Давление, типы токов  | 
Ветры  | 
Особенности  | 
Экваториальный  | 
ЭВ  | 
00  | 
Более 2000 мм  | 
НД, восходящие  | 
Пассаты  | 
|
Тропический  | 
ТВ  | 
300  | 
Мало  | 
ВД, нисходящие  | 
Пассаты  | 
|
Умеренный  | 
УВ  | 
650  | 
Значительное  | 
НД, восходящие  | 
Западные  | 
выражены времена года  | 
Арктический, антарктический  | 
АВ  | 
900  | 
мало  | 
ВД, нисходящие  | 
Ю-В  | 
2. Работа с климатической картой. Вопросы и задания:
- Покажите и назовите климатические пояса.
- Покажите и назовите основные пояса.
- Покажите и назовите переходные пояса.
- Какие из них повторяются в Северном и Южном полушариях?
- Какие занимают большую территорию?
3. Работа с таблицей.
Вопросы:
1) В каком климатическом поясе весь год наблюдается высокая температура и выпадает значительное количество осадков?
2) Длинная и суровая зима здесь сменяется коротким летом, связанным с приходом воздушных масс умеренных широт.
3) Ясно выражены зима и лето. Годовое количество осадков в целом значительное, преобладающие в этих широтах западные ветры приносят их преимущественно в западные части материков.
4) Лето очень жаркое и дождливое, зима теплая, но сухая.
5) Зимой сюда приходят умеренные воздушные массы, которые приносят осадки в виде зимних дождей.
6) Круглый год господствует сухая и холодная арктическая воздушная масса.
7) Этот климат формируют экваториальная и тропическая воздушные массы.
8) В течение года господствует тропическая воздушная масса, которая летом имеет очень высокую t, а зимой чуть прохладнее.
9) Господствуют тропическая воздушная масса и воздушная масса умеренных широт.
10) В течение года господствует воздушная масса умеренных широт.
4. Климатообразующие факторы

IV. Подведение итогов урока и задание на дом: § 8, Задания на стр. 44-45.