ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ - ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ - ПРИРОДА

География России - Природа 8 класс

ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ - ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ - ПРИРОДА

Задачи: сформировать понятие «почвенные ресурсы»; познакомить учащихся с причинами развития эрозии почв и методами борьбы с эрозией; рассмотреть роль мелиорации в повышении плодородия почв; сформировать умение прогнозировать изменение почвенного плодородия в результате хозяйственной деятельности человека и убеждение в необходимости бережного использования почвенных ресурсов, проведения комплексных мероприятий по охране почв и восстановлению их плодородия.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Закономерности распространения почв».

Возможные варианты проверки:

1. Индивидуальный устный опрос.

1) Почему на территории России образуются разные типы почв? Какова закономерность в размещении почв на равнинах и в горах?

2) Сравните черноземы и тундрово-глеевые почвы по свойствам и условиям почвообразования.

3) Сравните бурые полупустынные почвы и красноземы по свойствам и условиям почвообразования.

2. Письменный опрос по карточкам.

КАРТОЧКА 1

1) Охарактеризуйте серые лесные почвы.

2) В каких условиях почвы подвергаются засолению?

КАРТОЧКА 2

1) Охарактеризуйте краснозёмы и желтозёмы.

2) Почему при малом количестве опада почвы пустынь при их поливе становятся плодородными?

КАРТОЧКА 3

1) Охарактеризуйте бурые полупустынные почвы.

2) В лесной зоне значительно больший опад, чем в степях. Однако чернозёмы значительно плодороднее лесных почв. Какими причинами это объясняется?

3. Проверка умений работать с почвенной картой.

1) Определите, какие типы почв занимают наибольшие площади.

2) В каком направлении основные типы почв сменяют друг друга?

3) Какая часть России, западная или восточная, имеет большее разнообразие почвенного покрова и какими причинами это объясняется?

4) Перечислите типы почв на Западно-Сибирской равнине.

5) Какие типы почв характерны для юга европейской части России?


II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

В процессе вводной беседы учитель актуализирует имеющиеся у учащихся знания об охране почв и мерах по улучшению их плодородия.

• Как используются почвы человеком?

• От чего следует защищать почву?

• Приведите примеры простейших способов защиты почвы.


III. Получение новых знаний.

1. На первом этапе лекции учащиеся усваивают объяснение учителя о земельных ресурсах в целом, дают оценку обеспеченности России земельными ресурсами. Затем формируется понятие «почвенные ресурсы».

Учитель. Очень часто смешиваются понятия «земельные ресурсы» и «почвенные ресурсы». Земельные ресурсы — это земли, которые можно использовать в различных целях, а почвенные - только в сельском и лесном хозяйстве. В этих отраслях земля - средство производства. Наиболее ценные сельскохозяйственные угодья - пашни, которые расположены в зоне степей, лесостепей и смешанных лесов. Это в основном чернозёмные и темно-каштановые почвы. Здесь сосредоточена основная зона земледелия. Плодородные почвы сочетаются с умеренным климатом и достаточным увлажнением.

Следует уделить внимание анализу диаграммы «Земельный фонд России» и картосхемы «Основные направления использования земельных ресурсов» (эта картосхема приведена в учебнике Раковской Э. М., Бариновой И. И. География России. 8 кл. 1995. С. 98).

2. Далее рассматривается вопрос об изменении почвы в процессе хозяйственной деятельности.

Учитель. Нерациональное использование почвенных ресурсов является одной из причин эрозии и деградации почв.

Различают естественную и антропогенную эрозию почв. Естественная эрозия протекает медленно, за счет чего скорость почвообразовательного процесса, как правило, превышает процесс естественного разрушения почв. Естественная эрозия - это саморегулируемый процесс.

При возрастающей в последнее время антропогенной нагрузке на природную среду и, в частности, вследствие увеличения площадей пахотных земель происходит ускоренная человеком эрозия почв. Антропогенная эрозия протекает с разной степенью интенсивности. При соблюдении норм агротехнической обработки почв и применении современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур процессы антропогенной эрозии замедляются. Например, при правильном севообороте поля теряют 20 см почвы за 100 лет, а при монокультуре всего за 15 лет. Изменение химического состава почв вследствие химического загрязнения окружающей среды и избыточного внесения минеральных удобрений, ядохимикатов, гербицидов и пестицидов приводит к накоплению в почве соединений, оказывающих существенное влияние на рост и развитие растений. Употребление в пищу растений и продуктов растительного происхождения с избыточным содержанием нитратов, окислов тяжелых металлов и других химических соединений оказывает вредное воздействие на здоровье человека. Отрицательное воздействие на состояние почв оказывают вырубка лесов, чрезмерный выпас скота, усиливающие ветровую и водную эрозию почв, а также неправильное орошение, загрязнение почвы нефтепродуктами в местах добычи и переработки нефти и многое другое.

Для лучшего усвоения объясняемого материала учитель опирается на схему «Причины развития эрозии почв», которая приведена в учебнике на с. 99. В подготовленных классах можно подробнее рассказать о водной и ветровой эрозиях.

Учитель. Водная эрозия смывает сотни миллионов тонн плодородной почвы, образует рытвины, борозды, овраги. Тысячи гектаров теряют плодородие, за счет роста оврагов площадь пашни сокращается ежегодно на 100 тыс. га.

«Мы целый день ездили на маленьком газике от оврага к оврагу, спускались на их дно, где было душно и неуютно, с горечью глядели на повисшие над обрывом деревца с судорожно вытянутыми, напряженными корнями.

Когда-то под Каневом были сплошные леса. Но после 1861 года в них застучали топоры: сахарозаводчикам понадобились дрова. И сразу вдоль троп и дорог потянулись промоины. Они росли, соединялись, ветвились, превращались в страшные провалы. Беда гуляла по округе, разоряла крестьян. Овраги змеями подползали с самых неожиданных сторон и глотали пашни, сады, даже хаты. Каждый дождь и радовал крестьян, и пугал: во время дождя овраги превращались в стремительные, бурные реки мутной жижи. Особенно страшен был Хмелянский овраг - провал глубиной 70 м. В 1903 году во время ливня он вынес столько грунта, что перегородил реку Рось. Началось наводнение.

Еще один овраг поразил меня. Кругом расстилалось ровное поле с самым обыкновенным, едва заметным склоном. А посредине этакая непостижимая щель глубиной метров сорок. Задерненные края оврага старческой кожей провисали над пустотами, обрывались от собственной тяжести, сползали по осыпям».

(Карпов Г. В., Соловьев А. И. Хрестоматия по физической географии СССР. - С. 92-93.)

Учитель. Опасна и ветровая эрозия. Её результат - пыльные бури, выдувающие плодородный слой значительно или полностью. Они особенно часты в степных районах страны, на Северном Кавказе, в Заволжье, на Южном Урале.

«Бешено свистит ветер и несет тучи пыли над полями. Солнца не видно из-за темной мчащейся мглы. Временами оно красным шаром проглядывает на миг и снова исчезает. «Черным вихрем» зовет народ бешеные летние бури в степях и пустынях.

Вот бескрайнее пшеничное поле. Весенние зеленые всходы сплошным ежиком еще вчера радовали глаз. А сейчас кажется, что нет такой силы, которая спасла бы их: рыхлую почву слой за слоем уносит ветер - стелются по земле зеленые всходы пшеницы, уже показались белые прикорневые части стеблей. Новый порыв ветра, и стебель оголен до самого корешка. Ещё миг - и ветер подхватил пшеничный стебелек вместе с корешком, завертел в воздухе, снова подхватил и унес. А за первым стебельком выдуло из земли второй, третий, тысячный, и за полчаса поле оказалось прополотым, словно здесь и не было посева.

Но этого злодейства мало - «черный вихрь» унес и развеял самые плодоносные верхние слои почвы. Теперь нужна сотня лет, чтобы восстановить плодородие почвы естественным путем.

С диким свистом несется по степи «черный вихрь» и вдруг налетает на лесную защитную полосу - одну, вторую, третью. Деревья скрестили ветви, словно взялись за руки, и гневно зашелестели листвой. Вихрь все-таки прорвался через полосы, но потерял силу и уже не мог сдуть почву и унести всходы с полей, расположенных за полосами. Лес усмирил ветер. Теперь ему потребуется пробежать длинный путь для разбега по степям, чтобы снова набрать силу.

(Карпов Г. В., Соловьев А. И. Хрестоматия по физической географии СССР. - С. 92.)

Учитель. Большой ущерб приносит неправильно используемое орошение. Черноземы издавна считались неполивными землями. В настоящее время, чтобы увеличить урожаи, чернозёмы стали поливать. При этом теряется ценнейшее свойство - мелкокомковатая структура, почва уплотняется и становится похожей на глину. Содержание кислорода резко падает, а углекислоты увеличивается. Углекислота подавляет деятельность микроорганизмов. Орошение чернозёмов приводит к выносу из них питательных веществ и к засолению, необратимому их ухудшению и разрушению.

3. Поняв актуальность проблемы защиты почв от разрушения, учащиеся лучше усваивают понятие «мелиорация». Оно приведено в учебнике на с. 99, его можно выписать в тетрадь, т. к. оно входит в список ключевых слов темы. Для активизации учебного процесса учитель может предложить проблемную задачу: Почему при хорошей обеспеченности земельными ресурсами возникает необходимость мелиорации земель? Следует также ознакомить учащихся с различными видами мелиорации, выяснить, какие виды мелиорации проводятся на местных землях. Используя рисунок 45 на с. 100 в учебнике, учащиеся отвечают на вопрос: какие виды мелиорации проводятся в нашей стране; с чем связан выбор того или иного вида мелиорации? В заключение учитель обобщает ответы учащихся и говорит, что значение хорошо проведенной мелиорации велико. Однако порою мелиорация осуществляется необдуманно, без учета конкретных условий, в таких случаях она приносит больше вреда, чем пользы.

4. Заканчивая изучение темы о почвах и почвенных ресурсах, можно осветить вопрос «Почва и здоровье человека».

Учитель. Известно, что почва - среда обитания многочисленных низших животных и микроорганизмов, среди них есть болезнетворные, возбудители инфекционных заболеваний. Некоторые из них очень устойчивы, долго сохраняются в почве. Бактерии являются возбудителями таких опасных заболеваний, как сибирская язва, столбняк, газовая гангрена, ботулизм, брюшной тиф, дизентерия, холера. Они попадают в почву от больных людей. Заражение человека может произойти при обработке почвы, уборке урожая. Для предохранения от всех этих заболеваний необходимо тщательно соблюдать правила личной гигиены.


IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 17, подготовиться к контролю знаний.

Опережающее задание: приготовить реферат или сообщение о редких и исчезающих видах животных и растений, занесенных в Красную книгу России.






Для любых предложений по сайту: [email protected]