ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ - ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ - ПРИРОДА

География России - Природа 8 класс

ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ - ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ - ПРИРОДА

Задачи: сформировать понятия «природные условия», «природные ресурсы»; научить оценивать природно-ресурсный потенциал России и вашей области.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира».

Возможные варианты проверки:

1. Индивидуальный устный опрос.

1) Как влияют живые организмы на жизнь и хозяйственную деятельность человека?

2) Что такое биологические ресурсы? Охарактеризуйте виды биологических ресурсов и их использование человеком.

3) Что такое особо охраняемые природные территории? Назовите основные типы ООПТ. Охарактеризуйте один из типов.

2. Письменный опрос по карточкам.

КАРТОЧКА 1

1) Что такое заповедник? С какой целью создаются заповедники? Приведите примеры заповедников с указанием объектов охраны.

2) Как используются растительные ресурсы человеком?

КАРТОЧКА 2

1) Что такое памятник природы? Кто ввел этот термин? В чем отличие памятника природы от заповедника? Какие памятники природы вам известны?

2) Как используются человеком ресурсы животного мира?

КАРТОЧКА 3

1) Что такое национальный парк? В чем отличие национального парка от заповедника? Какие национальные парки вам известны?

2) Как используются растительные и животные ресурсы вашей области?


II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Вводная беседа проводится на основе вопросов, приведенных на с. 115 учебника.

• Какие из компонентов природы оказывают наибольшее влияние на жизнь и деятельность человека?

• В чем проявляется это влияние?

• Какие природные ресурсы вам известны?

• Какими природными ресурсами богата наша страна?

• Какие природные ресурсы имеет ваша область?

В процессе беседы учащиеся приходят к выводу о многообразии природных ресурсов и о богатстве России различными природными ресурсами.


III. Получение новых знаний.

1. Этот блок урока можно провести в виде лекции, а в подготовленном классе в виде беседы. Основные вопросы и термины записываются в тетрадь под диктовку учителя.

Учитель. Природные условия - это элементы природы, которые влияют на жизнь и деятельность человека, но на данном этапе не участвуют в материальном производстве.

К природным условиям относятся рельеф, климат, свойства почвенного и растительного покрова, характер залегания грунтовых и подземных вод, режим поверхностных вод, горногеологические условия добычи полезных ископаемых.

Природные условия рассматриваются не вообще, а с позиций развития сельского хозяйства, промышленности, транспорта, туризма, условий жизни людей и т. д. Так, например, природные условия Кавказа благоприятны для выращивания субтропических культур, развития туризма и неблагоприятно влияют на строительство дорог, населенных пунктов, объектов промышленности. Поэтому природные условия оцениваются как:

• благоприятные - положительно влияют на жизнь и здоровье человека, удобны для развития какой-либо отрасли хозяйства;

• неблагоприятные - мало пригодны для обитания человека, затрудняют или исключают развитие какой-либо отрасли хозяйства.

Далее учитель организует работу с картой «Степень благоприятности природных условий», которая приведена в атласе на с. 30.

1) По карте определите, какие территории нашей страны обладают наиболее благоприятными природными условиями для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Учащиеся называют центральную и южную часть Восточно-Европейской равнины, юг Сибири и Дальнего Востока. В западной части Русской равнины, на побережье Черного моря и в предгорьях Кавказа условия оцениваются как наиболее благоприятные. Это выражается в сочетании равнинного и возвышенного рельефа, умеренного климата, плодородных почвах, густой речной сети и т. д. Поэтому здесь сконцентрирована большая часть населения России.

2) В чем выражается неблагоприятность природных условий побережья Северного Ледовитого океана и северо-восточных районов России?

Отмечается резко континентальный климат территории, горный рельеф, полярный день и полярная ночь, вечная мерзлота.

При подведении итогов работы с картой нужно обратить внимание учащихся на то, что значительная часть территории России - прежде всего горно-таежные области на северо-востоке, Крайний Север, Сибирь - оцениваются как неблагоприятные и малоблагоприятные для жизни и хозяйственной деятельности человека. Это определяет неравномерность заселения территории страны.

3) Дайте оценку природных условий вашей области для жизни и деятельности человека. Объясните, какие именно компоненты природы и с какой точки зрения вы будете оценивать.

Это задание рекомендуется для подготовленных учащихся, которые хорошо ориентируются по картам атласа России и вашей области и быстро анализируют полученные данные.

2. Учитель. Природные ресурсы — это все компоненты природы, которые непосредственно используются человеком в различных целях.

Виды природных ресурсов по происхождению:

• минеральные (полезные ископаемые),

• земельные,

• водные,

• климатические,

• биологические.

Природные ресурсы по исчерпаемости:

• исчерпаемые - минеральные, земельные, биологические. Этот тип подразделяется на возобновимые и невозобновимые ресурсы. Возобновимые ресурсы могут быть восполнены в процессе производства, например, биологические. Невозобновимые ресурсы - большинство минеральных - восполнить нельзя.

• неисчерпаемы е - водные, климатические.

Россия обладает огромными запасами различных природных ресурсов.

Работа с текстом учебника (с. 117-118), картами атласа. Учитель организует беседу по следующим вопросам:

1) Какими минеральными ресурсами богата наша страна? (по карте «Тектоника и минеральные ресурсы» на с. 10-11 в атласе)

2) Где сосредоточены основные запасы минерального топлива - нефти, газа, каменного и бурого угля?

3) Какие крупные месторождения минеральных ресурсов расположены в полярных широтах?

4) Добыча каких полезных ископаемых осложнена сильной заболоченностью территории и наличием многолетней мерзлоты?

5) Какие полезные ископаемые добываются на территории Русской равнины?

6) Охарактеризуйте почвенно-климатические ресурсы России (по тексту учебника).

7) Охарактеризуйте водные ресурсы, используя карту в атласе на с. 16-17 и текст учебника. Назовите реки, имеющие наибольший объем многолетнего стока.

8) В чем особенность лесных ресурсов России? Назовите лекарственные растения, которые можно добывать в тайге (карта «Лекарственные растения» на с. 21 в атласе).

9) Каков рекреационно-ресурсный потенциал России? Назовите, используя карту «Рекреационные ресурсы», интересные объекты природы. С чем связана низкая туристская освоенность большей части территории нашей страны?

10) Дайте оценку природно-ресурсного потенциала вашей области. Какими природными ресурсами наиболее богата ваша область? (Выполняя это задание, учащиеся достигнут лучших результатов, если будут использовать атлас своей области).


IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 20.






Для любых предложений по сайту: [email protected]