ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ - КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ - ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

География России - Природа 8 класс

ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ - КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ - ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

Задачи: закрепить умение учащихся самостоятельно характеризовать географическое положение региона и устанавливать его влияние на формирование природных условий территории; сформировать целостную систему знаний об особенностях природы Западно-Сибирской равнины; совершенствовать умения работать с различными источниками географической информации.

Ход урока

I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

В процессе вводной беседы учитель мотивирует учащихся на получение новых знаний.

Учитель. На предыдущих уроках мы познакомились с Уралом, подробно рассмотрели природный район, по территории которого проходит граница между Европой и Азией. Сегодня мы начнем урок словами поэта А. Твардовского из поэмы «За далью - даль»:

Урал! Невольною печалью

Я отдаю прощанью дань...

А за Уралом - Зауралье,

А там своя, иная даль.

Посмотрите на карту и скажите, как же называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала? Да, за Уралом начинается Сибирь! Раньше само это слово холодило сердца людей, наводило ужас на них, ибо с ним было связано представление о каторге и ссылке. Недаром раньше говорили: «Кто в Сибири не бывал, тот и горя не видал». Сейчас мало кто не знает о Западной Сибири, т. к. там добываются российский газ и нефть. А что собой представляет природа Западной Сибири? У большинства эти представления ассоциируются с бескрайней тайгой и болотами. Однако это не совсем так. Перед нами стоит задача - изучить природу Западной Сибири, ее богатства и условия их освоения.


II. Получение новых знаний.

1. Изучение географического положения Западно-Сибирской равнины проводится методом самостоятельной работы учащихся с физической картой России. Учитель предлагает следующие задания и вопросы:

1) Опишите географическое положение Западно-Сибирской равнины.

2) В какой части равнины протяженность с запада на восток наименьшая, в какой - наибольшая?

3) Определите географическую широту крайних северной и южной точек региона.

4) Сравните географическое положение Западно-Сибирской и Восточно-Европейской равнин, найдите общие черты и различия.

В ходе работы учащиеся выявляют особенности ГП Западной Сибири и записывают их в тетрадь:

• большая протяженность равнины по широте и долготе;

• огромные размеры;

• расположение в умеренных и частично полярных широтах;

• удаленность от Атлантического и Тихого океанов;

• «открытость» к Северному Ледовитому океану.

5) Объясните, как «открытость» Западно-Сибирской равнины к Северному Ледовитому океану и удаленность ее от Атлантического и Тихого океанов сказывается на формировании ее природных условий.

2. Учащиеся уже усвоили, что многие особенности природных условий объясняются геологическими условиями и историей развития территории. Поэтому для выяснения природных особенностей нужно изучить геологическое строение. Анализируя тектоническую и геологическую карты в атласе, учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания:

1) На какой тектонической структуре расположена Западно-Сибирская равнина?

2) Что такое плита?

3) Какими породами она сложена?

4) Сопоставьте физическую и тектоническую карты и установите, как плита отражается в современном рельефе Западно-Сибирской равнины.

5) Назовите различия в рельефе Западно-Сибирской и Восточно-Европейской равнин, объясните их.

В хорошо подготовленных классах можно организовать заполнение сравнительной таблицы:


Признаки сравнения

Русская платформа

Западно-Сибирская плита

Возраст и состав фундамента

Докембрийский кристаллический

Палеозойский складчатый

Поверхность фундамента

Неровная (щиты, выступы, понижения)

Более ровная

Возраст осадочного чехла

Палеозойско-мезозойско-кайнозойский

Мезозойско-кайнозойский

Где имеется мощная толща четвертичных отложений?

На юго-востоке и северо-востоке

Повсюду


По мере заполнения таблицы учитель кратко рассказывает об истории формирования Западной Сибири, о её современном облике.

Учитель. В палеозое на месте равнины было море, в конце палеозоя, в герцинскую складчатость, здесь возникли высокие горы. В начале мезозоя они разрушились и образовали фундамент платформы. Вскоре фундамент был разбит на глыбы и приобрел ступенчатое строение с пологим понижением к центру низменности. В мезозое и кайнозое равнина испытывала опускания и не раз покрывалась морями. Мощная толща морских отложений покрыла древний фундамент и выровняла его поверхность. Мощность чехла в некоторых местах достигает трех и более километров.

Но современный рельеф Западно-Сибирской равнины сформировался в четвертичное время. В этом процессе принимали участие различные факторы, среди которых главным был ледник.

В начале четвертичного периода климат стал более холодным и влажным, наступило оледенение. Особенно мощным оно было на севере. Лед спускался с Урала, с гор Таймыра и Среднесибирского плоскогорья. Граница максимального оледенения проходит примерно по широте 60°. На низменность с разрушенных гор ледники принесли много глинисто-песчаного материала, который мощным чехлом покрыл формы доледникового рельефа. В одних местах он заполнил понижения, в других образовал гряды и холмы.

Ледник оказал большое влияние на рельеф и той части равнины, где его не было, т. е. на центральную и южную части. Дело в том, что реки были подпружены ледником и перед его южным краем образовался огромный водоем, в котором накапливались песчаные и глинистые отложения, постепенно заполнившие все понижения рельефа. Когда же ледник начал отступать, то водные потоки, образовавшиеся в результате таяния льда, направились на юг и частично размыли толщи этих озерно-речных отложений. Когда же ледник полностью отступил, то реки снова потекли на север и в толще ледниковых отложений проложили новые долины глубиной до 40 - 50 м.

Таким образом, современный рельеф низменности обусловлен её четвертичной историей, главным образом действием ледника, но ему предшествовала исходная равнинность в связи с платформенным строением территории. История формирования современного рельефа Западно-Сибирской равнины - яркий пример взаимодействия внутренних и внешних процессов Земли.

3. Изучение климатических условий на Западно-Сибирской равнине рекомендуется начать с анализа климатических карт:

Вопросы и задания:

1) Определите, в каких климатических поясах лежит равнина.

2) Как называется тип климата Западно-Сибирской равнины?

3) Какими основными признаками характеризуется континентальный климат умеренного пояса?

4) По климатической карте установите, как изменяются над равниной июльские температуры и чем это объясняется.

5) Объясните, почему зима над равниной повсеместно суровая, очень холодная, даже на юге равнины, на расстоянии 2500 км от побережья Северного Ледовитого океана.

Если с объяснением климатических особенностей возникает проблемная ситуация, то учитель объясняет, что над равниной зимой господствуют не только арктические воздушные массы, но и постоянно присутствует континентальный умеренный воздух из Восточной Сибири, который приходит в виде антициклона. Учащимся предлагается вспомнить, чем характеризуется антициклональное состояние погоды зимой и почему зимой над Сибирью образуется область с высоким атмосферным давлением.

6) Определите среднегодовое количество осадков на севере, средней части и на юге равнины.

7) Сопоставьте физическую и климатические карты и объясните, почему при равном среднегодовом количестве осадков на юге и севере тундра заболочена, а в лесостепях недостаточное увлажнение.

Это задание убеждает учащихся в том, что главной климатической характеристикой является коэффициент увлажнения местности, а не величина атмосферных осадков.

8) Сделайте обобщающий вывод о том, под влиянием каких факторов сформировался континентальный климат на Западно-Сибирской равнине.

Чтобы закрепить новые знания о климате, учащиеся выполняют задание:

• объясните, почему климат Западно-Сибирской равнины более суровый и континентальный, чем климат на тех же широтах Восточно-Европейской равнины;

• вычислите коэффициент увлажнения для Салехарда и Омска и объясните, почему он различен при одинаковом годовом количестве осадков.

4. При изучении поверхностных вод Западной Сибири учитель предлагает учащимся охарактеризовать реки сначала в связи с особенностями рельефа (распределение по бассейнам, направление и характер течения), а затем климата (режим рек). Вопрос об исключительно сильной заболоченности Западно-Сибирской равнины не вызывает у учащихся затруднений, т. к. к данному моменту они овладели большой суммой географических знаний и умеют устанавливать причинно-следственные связи в природе.

5. Изучение зональных природных комплексов следует начать с анализа физико-географического профиля через Западно-Сибирскую равнину (раздаточный материал).

1) Проследите по профилю смену растительных зон.

2) Назовите природные факторы, которые объясняют эту смену растительности на равнине.

3) Как температурные условия влияют на характер растительности?

4) Как увлажнение сказывается на характере растительности?

5) Как меняются почвы на равнине?

6) Объясните, почему тундрово-глеевые почвы заболочены?

7) Почему заболочены подзолистые почвы под таежными лесами?

8) Почему чернозёмы в степной зоне засолены?

9) Почему север и юг равнины безлесны?

Дальнейшая работа ведется по карте природных зон:

1) Определите и сравните занимаемую площадь тундрой, лесами и степями.

2) Почему тундра в Западной Сибири занимает большую площадь, чем на Восточно-Европейской равнине?

3) Почему леса в Западной Сибири занимают меньшую площадь, чем на Восточно-Европейской равнине?

4) Почему на Западно-Сибирской равнине отсутствуют широколиственные леса?

В заключение учителю необходимо ярко и образно рассказать о какой-либо природной территории и этим рассказом вызвать у учащихся положительные эмоции, заинтересованность в изучении этого участка природы.


Ямал

«Этот полуостров состоит весь из тундр, покрытых песком, грудами камня, мокрым мхом и кое-где вереском, который здесь не поднимается даже от земли. А стелется прямо по камню, как ползучее растение. Тундры эти доступны только зимой, и в них заходят только кочевые инородцы со своими стадами оленей, которые добывают себе неприхотливый корм, копытами выбивая мох из- под снега, окутавшего белым саваном мертвую страну Крайнего Севера. Зато летом здесь жизнь кипит: по берегам Карского моря, Обской губы ютятся целые колонии пернатых, лакомящихся выкинутой волнами на берег рыбой или отыскивающих на побережье раковины. Эти пернатые выше к северу слетаются целыми армиями на морошку, которая усыпает огромные пространства своими ягодами темно-палевого цвета. Климат здешних мест крайне суровый: -30 ° являются обычными зимними температурами. В конце декабря и в начале января дни почти не бывают уже заметны, и вместо солнца глаз непривычного посетителя этих мест поражается картиной северного сияния с его игрой всеми цветами радуги: эти цвета соединяются, образуют вертикальные столбы, по которым, дрожа, пробегает серебристо-золотистый свет; столбы северного сияния постоянно находятся в колебательном движении, переливаясь игрой разноцветных огней. Чем холоднее, тем ярче и красивее северное сияние... Летом перемена погоды зависит от дующих ветров: северный ветер приносит ясную погоду, но вместе и холод. А западный несет с Урала дождь, снег и вьюги. Урал - лучший барометр края: когда его вершины покрываются туманом, надо ждать перемены ветра на восток. Опускаясь с гор, туман окутывает землю багровыми облаками; ветер, вырываясь из ущелий, усиливается, спускается ниже и, подойдя к подножию хребта, приобретает силу шквала, а на берегах Оби приобретает силу урагана... Осенью и весной почти каждый день идет дождь и снег... Летом погода всегда хороша: жары доходят до + 30 ° без резких перемен. Особенно тихо и спокойно бывает на Оби. Но вот солнце начинает закатываться, воздух охлаждается, и мириады «гнуса» - мошек и комаров - заставляют всякое живое существо поскорее скрыться в укромном месте, бросив все, в своей меховой одежде не так страдает от жары, как от гнуса, даже северный олень. Но нестерпимее всего приходится человеку».

(А. Комаров. 1887 г. Географ.)


Тайга

«Обь делит Нарымский край на две части: западную и восточную. Восток занимается беспредельною тайгою, покрытый сосновыми, кедровыми, лиственными, лиственничными, пихтовыми и других хвойных пород лесами. В тихую и ясную погоду над тайгой, если смотреть с гор, стоит какой-то своеобразный туман, тонкими спиралями поднимающийся к небу. Это - пихта «курится», по местному выражению, т. е. пускает из себя в жаркую погоду пары смолы. Леса здесь в полном смысле слова девственные: есть «урманы» - лесные глухие урочища, куда буквально не ступала нога человека. В этих лесных пустынях находится полное царство воды, так что вы, едучи на лодке, не видите берегов, не знаете, где они; перед вами, сзади вас, по бокам, над вами - все лес и лес, все зелень и стволы; вы пробираетесь по какому-то фантастическому подводному саду; если хотите отдохнуть, - вам приходится не причаливать к берегу, а к дереву и взобраться на его ветки, благо есть такие великаны растительного мира, что на срубленном их пне можно было бы раскинуть палатку на несколько человек. Тайга переполнена озерами, реками, речками, зыбунами и болотами. Берега их обрамлены березняком, тальником, дальше от берега идут места, годные для сенокоса и пастбища. Оригинальные по своей особенности так называемые «соры». Это - ложбины, лежащие ниже уровня реки в полую воду. Весной, при разливе, вода с рек разливается по всем «уварам» (озерам) и «сорам», причем вместе с водою заходит сюда и рыба, ищущая тихих и укромных уголков для метания икры. При спаде вод уровень воды в «сорах» понижается и только в середине их остается прудок, из которого рыба обратно выбраться не может и который, становясь из котловины озером, делается самородным богатейшим садком рыбным. Помимо «соровых» озер, имеется масса «боровых» озер, то есть лесных, разбросанных в глубине тайги; они иногда достигают значительных размеров: до 50 вёрст в длину и до 10 вёрст в ширину и тоже кишат рыбой.

«Соровые» и «боровые» озера, кроме того, переполнены «соровою» (болотною) и «боровою» (лесной) дичью: кряковые утки, чирки, лысухи, гагары, дикие гуси, рябчики, тетерева, глухари - тысячами снуют по поверхности озер и болот и громадными стаями поднимаются в воздух при первом выстреле охотника, забредшего сюда. В воздухе слышны на несколько верст крик и гам многочисленных стай пернатых жителей тайги, находящих в ее «ураманах» богатую для себя пищу. Не менее богато и животное царство: белка, соболь, лисица, бобер, волк, медведь, горностай, рысь, росомаха, выдра, лось, олень, колонок - все это богатство к услугам предприимчивого охотника, каким и является житель здешних мест - остяк».

(А. Комаров. 1887 г. Географ.)


Кулунда

«Здесь когда-то паслись стада куланов. И травы были по пояс, и, словно седые пряди, серебрились ковыли. А совсем недавно здесь было море, оттого местность эта, простирающаяся в границах Омской и Новосибирской областей, Алтайского края и части Казахстана, напоминает гигантскую чашу. Это была вековая целина... Люди освоили ее. Теперь на бывших целинных землях выращивают хлеб.

По всему, здешняя земля вроде бы должна быть плодородной. Однако это не совсем так. Тут и там встречаются солёные пади. Да и погода не балует. По количеству осадков Кулунда приравнивается к Голодной степи. А в засуху здесь настоящая «сибирская Сахара».

Но земля кулундинская всё же красива. Смотришь на нее с высоты птичьего полета - и дух захватывает от бескрайних просторов, синевы многочисленных блюдец-озер, настолько правильных по форме, будто их кто-то очертил циркулем. Только трудно различить, какое из них солёное, а какое с пресной водой. Нужно присмотреться к птичьим виражам, тогда станет ясно, мёртвое озеро или живое. Пернатым больше по душе летать там, где можно чем-нибудь поживиться. Над озерами кружат стаи чаек.

В последние годы, для того чтобы во время бурь не улетал верхний слой гумуса, в степи было высажено много деревьев. Теперь, куда ни поедешь, всюду можно встретить оазис в степи. В этих посадках какого только зверя пет!».

(И. Рыбченко.)


III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 35, нанести номенклатуру на контурную карту.






Для любых предложений по сайту: [email protected]