ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ И СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ. СПЕЦИФИКА ПРИРОДЫ - КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ - ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

География России - Природа 8 класс

ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ И СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ. СПЕЦИФИКА ПРИРОДЫ - КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ - ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

Задачи: сформировать знания об особенностях географического положения Восточной и Северо-Восточной Сибири как факторе, определяющем природные черты этой территории; развивать умения учащихся самостоятельно устанавливать связь геологического строения с рельефом и полезными ископаемыми; систематизировать знания учащихся о причинах формирования в Восточной и Северо-Восточной Сибири резко континентального климата; закрепить умения самостоятельно определять количественные климатические показатели для различных районов Сибири и познакомить с особенностями климата; изучить особенности режима и характера течения рек и их связь с рельефом и климатом Сибири.

Ход урока

1. Проверка знаний и умений по теме «Западно-Сибирская равнина».

Проверку уровня усвоения знаний и умений целесообразно провести в уплотненной форме. Фактологические знания можно проверить фронтально в виде небольшого теста по вариантам.


Вариант 1

Вариант 2

1) Установите соответствие:

Природный рубеж

а) Северный Ледовитый океан;

б) Казахский мелкосопочник.

Часть границы

1) юг;

2) север;

3) запад;

4) восток.

2) Фундамент Западно-Сибирской платформы по сравнению с Восточно-Европейской образовался:

а) раньше;

б) в то же время;

в) позже.

3) Территория Западной Сибири имеет общий уклон:

а) к северу;

б) к югу.


4) Более низменный плоский рельеф Западной Сибири связан:

а) с большей глубиной залегания фундамента;

б) с особенностями новых движений земной коры.



5) Нарастание континентальности климата Западной Сибири проявляется:

а) в более холодной зиме;

б) в более холодной зиме и большом количестве осадков


6) Многолетняя мерзлота в Западной Сибири по сравнению с Русской равниной имеет:

а) более широкое распространение;

б) менее широкое распространение.



7) В Западной Сибири имеется следующий спектр природных зон:

а) от арктических пустынь до лесостепей;

б) от тундр до степей;

в) от лесотундр до полупустынь.

8) Преобладающий тип почв на территории Западной Сибири:

а) тундрово-глеевые;

б) подзолитсые;

в) дерново-подзолистые

1) Установите соответствие:

Часть границы

а) запад;

б) восток.

Природный рубеж

1) Уральские горы;

2) Казахский мелкосопочник;

3) Енисей.


2) Фундамент Западно-Сибирской платформы по сравнению с Восточно-Европейской:

а) более молодой;

б) того же возраста;

в) более древний.


3) Рельеф Западной Сибири представляет собой:

а) преобладание возвышенностей;

б) чередование возвышенностей и низменностей;

в) преобладание низменностей.

4) Мощность чехла осадочных пород на Западно-Сибирской платформе по сравнению с Восточно-Европейской:

а) меньше;

б) такая же;

в) больше.

5) Главной причиной усиления степени континентальности климата в Западной Сибири по сравнению с Русской равниной является:

а) воздействие Северного Ледовитого океана;

б) уменьшение влияния Атлантики; в) ослабление западного переноса

6) Граница распространения многолетней мерзлоты в Западной Сибири по сравнению с Восточно-Европейской равниной смещена:

а) к западу;

б) к северу;

в) к югу.

7) Распределение природных зон на территории Западной Сибири является проявлением:

а) широтной зональности;

б) высотной поясности.


8) Основными видами природных ресурсов Западной Сибири являются:

а) нефть и газ;

б) нефть, газ и лесные ресурсы;

в) нефть, газ, лесные и почвенные ресурсы


Ответы:

I вариант - 1 - 1 в, 2а, 2 - в; 3 - а; 4 - б; 5 - а; 6 - а; 7 - б; 8 - в.

II вариант - 1 - 1а, 2в; 2 - а; 3 - в; 4 - в; 5 - б, в; 6 - в; 7 - а; 8 - б.


II. Получение новых знаний.

Изучение данной темы осложнено недостатком учебного времени. При подготовке к урокам учитель прежде всего отбирает главное, готовит задания для самостоятельной работы учащихся. Способы организации познавательной деятельности могут быть разнообразны: решение познавательных задач, эвристическая беседа, семинар по проблемам рационального использования природных условий и ресурсов, игра, конкурс характеристик отдельных географических объектов, составление кроссвордов, небольшие игры-путешествия.

Учебное время учитель распределяет по своему усмотрению. Традиционно на первом уроке рассматриваются природные компоненты, на втором - изучаются природные комплексы.

При изучении природы Средней и Северо-Восточной Сибири важно привлечь внимание учащихся к осмыслению особенностей природы, проявлению взаимосвязей, характерным чертам и целостности ландшафтов. Для этого целесообразно использовать эвристическую беседу с практической и самостоятельной работой учащихся с картами, учебником, средствами наглядности.

1. Географическое положение крупной природной территории «Восточная и Северо-Восточная Сибирь» учащиеся характеризуют самостоятельно, пользуясь физической картой России и картой крупных природных территорий, помещенной в атласе.

Вопросы и задания:

1) Назовите границы Восточной и Северо-Восточной Сибири природной территории на севере, западе, юге и востоке.

2) Уточните, какие формы рельефа входят в состав Восточной и Северо-Восточной Сибири.

3) Опишите географическое положение этой крупной природной территории.

4) В чем особенность ее географического положения по сравнению с Западно-Сибирской равниной?

5) Как Северный Ледовитый океан влияет на природные условия Восточной и Северо-Восточной Сибири?

6) Как Атлантический океан влияет на природные условия этой части Сибири?

7) Объясните, почему Тихий океан, сравнительно недалеко расположенный от Восточной Сибири, практически не оказывает влияния на ее природные условия.

8) Сделайте обобщающий вывод, как географическое положение Восточной и Северо-Восточной Сибири влияет на природные условия территории.

Обобщая ответы учащихся, учитель говорит о размерах этой природной территории и причинах пристального внимания к изучению природных условий и ресурсов Восточной и Северо- Восточной Сибири в настоящее время.

2. Далее учащиеся, работая с картами, устанавливают связь геологических структур, рельефа и полезных ископаемых.

1) По тектонической карте установите, на каких геологических структурах расположена Восточная и Северо-Восточная Сибирь.

2) Какие формы рельефа располагаются на этой территории?

3) В чем своеобразие строения поверхности?

При характеристике рельефа учащиеся обращают внимание на то, что территория района значительно выше соседней Западной Сибири. Возвышенности поднимаются до 500 м, плоскогорья – до 1000 м, нагорья - до 1500 - 2000 м. Самая высокая точка - пик Победы в хр. Черского высотой 3147 м. Таким образом, формируется вывод о разнообразии рельефа Восточной и Северо-Восточной Сибири.

При анализе тектонической карты учащиеся убеждаются в том, что в основании Среднесибирского плоскогорья лежит Сибирская платформа. Как же объяснить строение поверхности и различия в рельефе на плоскогорье? Если у учащихся возникают затруднения, то учитель сам отвечает на этот вопрос.

Учитель. Причина различий в рельефе на Среднесибирском плоскогорье кроется в неровности фундамента платформы. Там, где фундамент выходит на поверхность, образовалось Анабарское плато. Отдельные блоки фундамента опущены, в рельефе это выражено низменностями - Северо-Сибирской и Центральноякутской. Особенностью рельефа региона является наличие вулканических плато. В мезозое через трещины в платформе выливалось огромное количество лавы, которая, застывая, образовывала сплошные покровы. Много лавы застывало среди осадочных горных пород. В дальнейшем рыхлые породы разрушались, а магматические оставались, образовывая ступенчатый рельеф - траппы. Еще одна особенность рельефа - обилие курумов. Они образуются в результате интенсивного морозного выветривания.

4) По картам определите, какие полезные ископаемые добываются на Среднесибирском плоскогорье. Объясните, почему на плоскогорье добываются полезные ископаемые как осадочного, так и магматического происхождения.

5) Какими полезными ископаемыми богаты горы мезозойской складчатости и объясните, почему в этих горах много разнообразных ископаемых?

Учитель только лишь объясняет, что с траппами связаны месторождения рудных полезных ископаемых, а с кимберлитовыми трубками - железная руда и алмазы.

Учитель. Интересно, что открытие алмазов на территории Сибирской платформы является примером блестящего подтверждения научного прогноза. Такой прогноз был сделан В. С. Соболевым в 1937 году на основании сравнения геологии Сибирской и Африканской платформ. Поиски алмазов были начаты в 1940 г., а в 1947 были найдены первые алмазы в россыпях, а в 1954 - первые кимберлитовые трубки.

Особенностью развития гор Северо-Восточной Сибири является образование россыпных месторождений золота. Россыпи размещаются в террасах, долинах и руслах рек. Они образовались за счет размыва гранитных магматических пород. Золото - обычный спутник месторождений олова, кобальта, мышьяка и других руд.

3. Климатические особенности Восточной и Северо-Восточной Сибири изучаются по картам атласа. Важно, чтобы школьники самостоятельно проработали фактический материал, характеризующий особенности климата, и, опираясь на него, сделали обобщающие выводы о типичных чертах климата этой территории. Учитель организует работу с использованием следующих заданий:

1) Для городов Норильска, Иркутска и Оймякона определите средние температуры июля, января и годовую амплитуду температур; вычислите максимальную годовую амплитуду температур; вычислите коэффициент увлажнения; определите типы воздушных масс.

2) На основе полученных климатических данных сделайте вывод о типичных чертах климата Восточной и Северо-Восточной Сибири.

Учащиеся записывают в тетрадь основные черты резко континентального климата:

• большие колебания суточных, месячных и годовых температур;

• малое количество атмосферных осадков;

• большая испаряемость.

Оймякон и Верхоянск - полюса холода северного полушария, где средняя температура января понижается до -50 °, а абсолютный минимум температуры - около -70 °С.

3) Назовите причины, которые объясняют, почему на огромной территории Восточной и Северо-Восточной Сибири, протянувшейся с севера на юг на 2000 км и с запада на восток более чем на 3000 км, сформировался резко континентальный климат с очень холодной зимой, наиболее теплым летом и небольшим количеством осадков по сравнению с другими областями России на тех же широтах.

Задание выполнить письменно.

Климатообразующие факторы:

• северное географическое положение;

• влияние Арктики;

• удаленность от Атлантического океана;

• значительные абсолютные высоты местности;

• сильное охлаждение материка в зимнее время, что способствует развитию устойчивых антициклонов.

4) Вспомните, какой погодой характеризуются зимние антициклоны и какие атмосферные процессы в них наблюдаются.

Пояснения учителя: Сибирский антициклон характеризуется устойчивой, очень холодной, ясной, солнечной, малооблачной, сухой и безветренной погодой зимой. Наиболее низкие температуры воздуха наблюдаются во внутренних районах Северо-Восточной Сибири, в плохо проветриваемых межгорных котловинах, где холодный воздух застаивается и особенно сильно выхолаживается. Именно в таких местах расположены Верхоянск и Оймякон. Для этих межгорных котловин характерны зимние температурные инверсии в нижнем слое воздуха. При инверсиях наблюдается повышение температуры воздуха с высотой на 2 градуса на каждые 100 м. По этой причине на склонах гор бывает менее холодно, чем в котловинах, иногда эта разница составляет 15-20°.

4. Характеризуя многолетнюю мерзлоту, учитель обращает внимание учащихся на причинно-следственные связи в природе.

В одном случае многолетняя мерзлота - следствие климатических условий, резкой континентальности климата. Она почти повсеместно распространена на территории региона. Мощность вечномерзлого слоя во многих местах превышает сотни метров (в бассейне Вилюя - 600 м). Летом верхний горизонт мерзлой толщи оттаивает на севере на 20-40 см, а на юге - на несколько метров.

В другом случае многолетняя мерзлота является причиной, определяющей развитие других компонентов и явлений природы. Она вызывает заболачивание равнин, оказывает большое влияние на режим внутренних вод, охлаждает почву и этим тормозит почвообразовательный процесс. На многолетней мерзлоте могут произрастать растения только с поверхностной корневой системой, например, лиственница.

5. В заключительной части урока для закрепления умений учащихся устанавливать и характеризовать связи рек с другими компонентами природы предлагаются задания частично-поискового характера:

• Объясните, почему р. Енисей самая многоводная река России несмотря на то, что в бассейне выпадает немного осадков.

• Объясните, почему на Енисее, Ангаре, Вилюе много порогов и водопадов, а на Лене их нет.

• Известно, что зимы в Восточной Сибири характеризуются малоснежностью, а во многих местах снег совершенно сметается. Однако весной на реках Сибири наблюдается высокий подъем воды, который достигает на Лене 10 м, а на Нижней Тунгуске - даже 20-25 м. Объясните это природное явление.


III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 37, 38, нанести номенклатуру на контурную карту.






Для любых предложений по сайту: [email protected]