География 8 класс - Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.
Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Вид контроля |
Основное содержание, основные умения, знания |
Раздел 1. Введение |
|||
1 |
Введение. Роль географической науки в решении социальных и экономических задач. Источники географических знаний |
Практическая работа |
Различные способы изображения объектов на карте. Умение работать с различными источниками информации |
2 |
Географическое положение России |
Типовой план описания физико-географического положения страны. Умение определять положение страны по карте |
|
3 |
Моря как крупные природные комплексы |
Особенности морей и океанов, омывающих территорию России. Природные ресурсы и экономические проблемы морей России. Изучение по картам морей, проливов, заливов. Умение составлять характеристику моря |
|
4 |
Разница во времени на территории России |
Местное, поясное, декретное, летнее время. Умение вычислять поясное время по карте |
|
5 |
Решение задач на нахождение поясного времени |
Практическая работа |
Умение вычислять поясное время по физической карте и карте часовых поясов |
6 |
Как осваивали и изучали территорию России |
История освоения и изучения территории России. Русские путешественники и ученые, внесшие большой вклад в изучение нашей Родины. Умение изучать маршруты путешественников по картам |
|
7 |
Исследование территории России в XVIII-XIX вв. и в советские годы |
История освоения и изучения территории России в XVIII—XIX вв. Русские путешественники и ученые, внесшие большой вклад в изучение нашей Родины |
|
Раздел 2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые |
|||
8 |
Зарождение Земли. Догеологический этап развития планеты |
Гипотезы образования планеты. Теории Шмидта и Фесенкова |
|
9 |
Геологическое летоисчисление |
Науки, изучающие земную кору. Геохронологическая таблица, геологическое летоисчисление. Эра, период. Умение работать с картами (геологической, тектонической), геохронологической таблицей |
|
10 |
Геологический этап развития Земли |
Байкалиды, герциниды, каледониды, мезозоиды, альпиды. Древние и молодые платформы. Умение определять тектоническое строение и возраст территории, делать прогнозы добычи полезных ископаемых по тектонической карте |
|
11 |
Геологическое строение России. Складчатые области и платформы |
Практическая работа |
Платформы, щиты, складчатые области. Умение определять тектоническое строение и возраст территории, делать прогнозы добычи полезных ископаемых по тектонической карте |
12 |
Минеральные ресурсы России |
Практическая работа |
Бассейны, месторождения полезных ископаемых |
13 |
Развитие форм рельефа |
Образование форм рельефа под действием ветра, ледника, животных и растений |
|
14 |
Обобщающий урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» |
Письменная проверочная работа |
Определение уровня знаний закономерностей размещения крупных равнин и гор, взаимосвязей между тектоническими структурами и формами рельефа. Закрепление основных понятий темы. Проверка умения показывать по карте основные формы рельефа России |
Раздел 3. Климат |
|||
15 |
Факторы климатообразования. Солнечная радиация |
Климатообразующие факторы. Солнечная радиация, распределение ее на территории России. Умение работать с картой «Распределение солнечной радиации» |
|
16 |
Воздушные массы и их типы. Циркуляция воздушных масс |
Различные типы воздушных масс, районы их формирования, типы погоды, ими приносимые. Основные направления движения воздушных масс |
|
17 |
Атмосферные фронты. Атмосферные вихри: циклоны, антициклоны |
Атмосферные фронты: теплые, холодные. Циклоны и антициклоны, районы их формирования, типы погоды, ими приносимые. Умение прогнозировать изменения погоды по признакам приближающегося фронта |
|
18 |
Влияние океанов, рельефа на климат |
Практическая работа |
Влияние горных хребтов на климат, обратная и прямая инверсия. Горные ветры: бора и фен. Коэффициент увлажнения, его влияние на формирование ландшафтов |
19 |
Типы климатов России |
Арктический, субарктичекий, умеренный пояса. Климатические сектора |
|
20 |
Влияние климата на жизнь и деятельность человека |
Влияние климата на земледелие, транспорт, строительство, здоровье человека. Опасные явления (суховеи, ураганы, туманы, заморозки, гололед). Прогноз погоды. Умение определять и прогнозировать состояние погоды по синоптической карте |
|
21 |
Обобщающий урок по теме «Климат» |
Письменная проверочная работа |
Определение уровня знаний главных особенностей климата России, климатообразующих факторов, понимания закономерностей распределения основных элементов климата. Закрепление основных понятий темы. Проверка умений работать с климатическими картами и климатограммами, составлять характеристику климата территории |
Раздел 4. Внутренние воды России |
|||
22 |
Разнообразие внутренних вод России. Реки |
Практическая работа |
Главные речные системы и бассейны рек. Питание и режим. Базис эрозии. Умение определять уклон и падение реки |
23 |
Озера. Болота. Ледники. Вечная мерзлота. Подземные воды |
Важнейшие озера России. Типы озерных котловин, бессточные и сточные озера. Размещение озер, болот, ледников, границ вечной мерзлоты на территории нашей страны |
|
24 |
Водные ресурсы. Охрана вод |
Использование вод России. Влияние человека на внутренние воды. Неравномерность распределения водных ресурсов по территории страны и необходимость их охраны. Использование вод и пути сохранения их качества и объема. Опасные явления, связанные с водами, и их предупреждение |
|
25 |
Обобщающий урок по теме «Внутренние воды России» |
Письменная проверочная работа |
Определение уровня знаний типов внутренних вод России, особенностей их размещения, режима и питания. Закрепление основных понятий темы. Проверка умений показывать на карте реки, озера, болота, границы мерзлоты, составлять характеристику реки |
Раздел 5. Почвы |
|||
26 |
Образование почв |
Факторы и условия почвообразования, основные свойства почв (плодородие, состав структур, мощность) |
|
27 |
Главные типы почв России и закономерности их распространения |
Типы почв России, закономерности их распространения. Различие в плодородии почв. Умения анализировать почвенную карту с целью определения размещения почвенных зон в России, объяснять распространение почв в своей местности |
|
28 |
Почвенные ресурсы России, меры по их сбережению |
Почвенные ресурсы России. Виды мелиорации, ее роль в повышении плодородия почв. Формирование убеждения в необходимости бережного отношения к земле. Умение анализировать почвенную карту с целью оценки почвенных ресурсов России и карту мелиорации в тех или иных районах страны |
|
29 |
Обобщающий урок по теме «Почвы» |
Письменная проверочная работа |
Определение уровня знаний по теме «Почвы». Закрепление основных понятий темы |
Раздел 6. Органический мир России |
|||
30 |
Растительный мир России |
Типы растительности и взаимосвязи растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами. Причины разнообразия растительных сообществ |
|
31 |
Животный мир России. Охрана органического мира |
Животный мир, распространение типичных представителей животного мира и приспособление их к среде обитания |
|
32 |
Охрана биологических ресурсов |
Заповедники, заказники, национальные парки. Роль органического мира в жизни и деятельности человека. Необходимость охраны природы |
|
33 |
Обобщающий урок по теме «Органический мир России» |
Письменная проверочная работа |
Определение уровня знаний по изученной теме. Закрепление основных понятий темы |
Раздел 7. Природное районирование. Природные комплексы России |
|||
34 |
Природное районирование |
Природный комплекс, ландшафт. Взаимосвязь в природно-территориальном комплексе (ПТК). Возможные изменения ПТК и их компонентов в пространстве и во времени |
|
35 |
Природные зоны России. Арктические пустыни, тундры, лесотундры |
Особенности растительного и животного мира арктических пустынь, тундр. Возможности использования ресурсов тундр |
|
36 |
Лесные зоны России |
Особенности размещения лесов в нашей стране. Разновидности лесов |
|
37 |
Безлесные зоны на юге России |
Особенности степной, лесостепной и полупустынной зон России |
|
38 |
Субтропики. Высотная поясность |
Высотная поясность в горах нашей страны |
|
39 |
Обобщающий урок по теме «Природное районирование. Природные комплексы России» |
Письменная проверочная работа |
Определение уровня знаний природных зон и набора природных компонентов в природных зонах, основных закономерностей распределения природных зон. Закрепление основных понятий темы. Проверка умения составлять характеристику природной зоны |
Раздел 8. Крупные природные районы России |
|||
40 |
Русская (Восточно-Европейская) равнина |
Практическая работа |
План изучения природных районов. Особенности ГП Восточно-Европейской равнины. Особенности рельефа, тектонических структур, полезных ископаемых равнины |
41 |
Природные комплексы Русской равнины |
Разнообразие природных комплексов Восточно-Европейской равнины |
|
42 |
Природные ресурсы Русской равнины |
Разнообразие природных ресурсов Восточно-Европейской равнины. Освоение и использование природных ресурсов человеком. Охрана и преобразование природы. Оценка природных условий и природных ресурсов района для жизни и деятельности человека |
|
43 |
Кавказ |
Выявление возраста, истории развития, особенностей рельефа гор, полезных ископаемых. Изучение высотной поясности, климата, внутренних вод |
|
44 |
Природные комплексы Северного Кавказа |
Оценка природных условий и природных ресурсов Кавказа для жизни и деятельности людей |
|
45 |
Урал |
Общая характеристика природы Урала: выявление особенностей ГП, рельефа, климата, внутренних вод, высотной поясности. Связь между тектоническим строением и рельефом. Система хребтов Урала |
|
46 |
Своеобразие природы Урала |
Минеральная кладовая |
|
47 |
Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала |
Проблемы рационального использования ресурсов Урала |
|
48 |
Западная Сибирь |
Особенности природы, рельефа, тектонического строения Западной Сибири. Причины заболоченности. Тайга Западной Сибири. Речная система Оби |
|
49 |
Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их освоения |
Природные ресурсы Западной Сибири, их роль в экономике России. Проблемы освоения ресурсов, экологические проблемы |
|
50 |
Условия работы и быта человека в Западной Сибири |
Практическая работа |
Проблемы освоения ресурсов Западной Сибири. Влияние рельефа, климата, вод, почв и органического мира на жизнь людей |
51 |
Восточная Сибирь |
Особенности взаимосвязи компонентов природы района. Географическое положение, рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые |
|
52 |
Природные комплексы Средней Сибири |
Памятники природы Средней Сибири: плато Путорана, Енисейские столбы, озеро Таймыр, Минусинская котловина и т. д. |
|
53 |
Горы Южной Сибири |
Горы Южной Сибири. Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые, климатические условия |
|
54 |
Озеро Байкал — жемчужина Сибири |
Происхождение, особенности климатических условий, вод, органического мира озера Байкал |
|
55 |
Северо-Восточная Сибирь |
Общая характеристика природы Северо-Восточной Сибири |
|
56 |
Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения |
Оценка природных условий и природных ресурсов района |
|
57 |
Дальний Восток |
Особенности тектонического строения, вулканизм, разнообразие органического мира, климат и внутренние воды района. Особенности географического положения Дальнего Востока и его влияние на природу территории |
|
58 |
Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы |
Характеристика природных условий и природных ресурсов района |
|
59 |
Природные ресурсы Дальнего Востока |
Приморье. Приамурье. Уссурийская тайга |
|
60 |
Природные комплексы России |
Описание природного комплекса России с использованием карт, текста учебника. Работа с различными источниками географической информации |
|
61 |
Обобщающий урок по теме «Крупные природные районы России» |
Письменная проверочная работа |
Определение уровня знаний основных физико-географических показателей крупных природных комплексов России, факторов, влияющих на особенности природы в ПТК |
Раздел 9. Человек и природа |
|||
62 |
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека |
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия жизни людей |
|
63 |
Стихийные природные явления |
Причины, вызывающие стихийные явления и стихийные бедствия, и меры борьбы с ними |
|
64 |
Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов |
Влияние человеческой деятельности на природные комплексы. Рациональное и нерациональное природопользование на примерах изученных территорий России. Роль географии в рациональном природопользовании. Последствия влияния человека на природные комплексы |
|
65 |
Объекты Всемирного природного и культурного наследия России |
Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы |
|
66 |
Сохранить и улучшить среду своего обитания — задача современного человека |
Рациональное и нерациональное природопользование на примерах изученных территорий России. Роль географии в рациональном природопользовании |
|
67 |
Экологические проблемы и экологическая ситуация в России |
Антропогенное воздействие на природную среду, важность решения экологических проблем в России |
|
68 |
Обобщающее повторение по курсу географии за 8 класс |
Определение уровня знаний причинно-следственных связей, географических терминов |