География 8 класс - Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.
Геологическое строение России. Складчатые области и платформы - РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
Цели: сформировать представление об особенностях строения земной коры на территории России; формировать умение работать с тектонической, геологической картами, таблицами.
Оборудование: карты (физическая, тектоническая, геологическая), геохронологическая таблица.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Географический диктант
— Наука, изучающая строение и историю развития Земли. (Геология.)
— Учение о строении земной коры и ее движениях. (Геотектоника.)
— Раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород. (Геохронология.)
— Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли. (Эры.)
— Самая древняя эра. (Архейская.)
— Эра новой жизни. (Кайнозойская.)
— Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни. (Геохронологическая.)
— По таблице найдите период, в который произошло древнее оледенение. (Четвертичный, или антропогеновый.)
— Самое древнее горообразование. (Байкальская складчатость.)
— Как называется складчатость, в которую образовались самые молодые горы? (Альпийская.)
2. Фронтальный опрос
— Назовите основные геологические эры и периоды истории Земли. Какая геологическая эра и период продолжаются сейчас?
— На каких тектонических структурах расположены равнины?
— В каких районах России движения земной коры в кайнозое были наиболее интенсивными?
— Почему Алтайские горы такого же возраста, что и Уральские, но имеют большую высоту?
— Почему в горах юга Сибири есть землетрясения, но нет вулканов?
3. Работа с картой
Покажите горы герцинской, каледонской, мезозойской, альпийской складчатостей.
III. Изучение нового материала
Россия расположена на нескольких литосферных плитах, которые сталкивались с образованием гор. Большая западная и северная части страны расположены на Евроазиатской плите, северо-восточная — на Северо-Американской, юг Сибири — на Амурской, а побережье Охотского моря и само море — на Охотоморской.
Плиты движутся: расходятся на юге по разлому Евроазиатская и Амурская плиты, разлом озера Байкал — результат расхождения плит. На северо-востоке Сибири Евроазиатская плита отодвигается от Северо-Американской, а Охотоморская плита сближается с Евроазиатской и Тихоокеанской со значительной скоростью (около 8 см в год).
На границах плит происходят землетрясения и развит вулканизм (вулканы Камчатки и Курил). Формы рельефа соответствуют движениям плит — впадины, горы.
Строение самих литосферных плит неодинаково: есть спокойные, жесткие, устойчивые участки — платформы.
(На доске — рисунок.)
— Чем отличаются друг от друга плита и щит?
— Какие горные породы встречаются на плите и щите?
— Где может развиваться овражная сеть — на щитах или плитах? Почему? (На щитах овраги не образуются, т. к. это твердые магматические породы, которые плохо разрушаются склоновыми текучими водами.)
— Приведите примеры платформ, плит, щитов.
— Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах. (Восточно-Европейская равнина соответствует Русской платформе, а Среднесибирское плоскогорье расположено на Сибирской платформе.)
— Какой из этого следует вывод? (Крупные равнины расположены на древних платформах.)
— Как показываются на карте щиты и плиты? (Плитырозовым, щиты ярко-розовым или красным.)
— Где встречаются шиты, а где плиты?
— На самом ли деле на щитах магматические породы, а на плитах осадочные?
Платформы имеют двухслойное строение. Нижний слой состоит из древних кристаллических пород — гранитов, гнейсов и др. Как правило, он смят в складки и называется фундаментом. Верхний слой, состоящий из осадочных пород, называется осадочным чехлом. Чехол состоит из известняков, глин, мергелей, песков, песчаников. Чехол не везде закрывает фундамент. Участки, где фундамент выходит на поверхность, называются щитами.
— Найдите на тектонической карте щиты. (На Восточно-Европейской платформе два щита: Анабарский и Алданский.)
— Какие формы рельефа соответствуют щитам? (На Балтийском щите есть и равнины, и низкие горы — Хибины, на Анабарском щите — Анабарское плато, на Алданском — Алданское нагорье.)
— Как вы думаете, что бы изменилось в нашей местности, если бы мы жили на щите? (Берега рек были бы гранитные, а не глинистые и песчаные, в руслах рек были бы пороги и даже водопады. На поверхности, под почвой, — твердые породы.)
— А теперь попробуйте сами написать, что такое щиты и плиты. (Примерный ответ. Щит — это тектоническая структура, где кристаллический фундамент выходит на поверхность. Здесь преобладают горные породы магматического происхождения. Плита — тектоническая структура, которая перекрыта осадочным чехлом, преобладают осадочные породы, в рельефе ей соответствуют равнины.)
На тектонической карте кроме платформ показаны складчатые области.
IV. Практическая работа
Выполняется первая часть работы, заполняются первые две колонки таблицы. Колонку «Полезные ископаемые», учащиеся заполнят на следующем уроке при изучении темы «Минеральные ресурсы России». Первую колонку учащиеся заполняют со слов учителя.
Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых
Форма рельефа |
Тектоническая структура |
Полезные ископаемые |
Восточно-Европейская равнина |
Восточно-Европейская платформа |
Нефть, уголь, соли |
Балтийский шит |
Железная руда, апатиты, медная руда |
|
Западно-Сибирская равнина |
Западно-Сибирская плита (молодая платформа) |
Нефть, газ, уголь, соль |
Среднесибирское плоскогорье |
Сибирская платформа |
Алмазы, уголь |
Анабарский, Алданский шиты |
Золото, железная руда, алмазы |
|
Горы Урала |
Область герцинской складчатости |
Железная, медная, полиметаллическая руды |
Горы Кавказа |
Область кайнозойской складчатости |
|
Срединный хребет |
Область кайнозойской складчатости |
|
Хребет Черского |
Область мезозойской складчатости |
Задание: сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа.
Домашнее задание
1. Закончить практическую работу.
2. Подготовить сообщения:
1) о добыче алмазов в Якутии, о трубках взрыва;
2) о поиске месторождений геологами;
3) о месторождениях нефти, газа в Западной Сибири;
4) об А. Е. Ферсмане.