Обобщающий урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» - РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

География 8 класс - Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.

Обобщающий урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» - РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Цели: определить уровень знаний основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор; проверить умение показывать по карте основные формы рельефа России; определить уровень понимания взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.

Оборудование: карты России (физическая, тектоническая), атласы.

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Организационный момент


II. Игра «Брейн-ринг»

Класс делится на группы по пять-шесть человек (всего пять-шесть групп).

В раунде участвуют две команды, а все остальные команды принимают участие в обсуждении вопроса и пишут ответ на листке, отвечают устно, если ни одна из играющих команд не дала правильного ответа. Раунд заканчивается, когда одна из команд набирает 3 балла. В следующем раунде играют команда, выигравшая предыдущий раунд, и вторая команда по выбору выигравших.

Если ни одна из команд не ответила на вопрос, то следующий вопрос оценивается в 2 балла. Третий вопрос, при неправильных ответах на предыдущие, — последний. Обе команды выбывают из раунда, если и на третий вопрос ни одна из команд не дала правильного ответа.

Учащиеся могут получить оценки на уроке: команда, набравшая больше 12 баллов, получает «5» при условии, что отвечали все ученики по очереди. За очередностью должен следить капитан команды. Участники команды, занявшей второе место, получают «5» и «4». Оценки каждому определяет команда в зависимости от вклада каждого в игру. Участники команды, занявшей третье место, получают «4». Команда, не набравшая ни одного балла, оценки не получает или получает «2». На усмотрение учителя в игре могут быть изменены условия.

На обсуждение вопроса дается 30 с, но команды могут отвечать досрочно.

Вопросы

1. Географы называют его «каркасом природы». О чем идет речь? (Рельеф.)

2. Почему при одинаковом возрасте Алтай и Урал имеют разную высоту? (Разная скорость движения участков земной коры.)

3. Где в России возможно в геологическом будущем образование нового океана? (Озеро Байкал. Между хребтом Черского и Момским хребтом.)

4. Что общего у лакколита и вулкана? (Лакколит — несостоявшийся вулкан.)

5. Возрожденные горы — глыбовые, а омоложенные? (Складчато-глыбовые.)

6. Подумайте, о каком горном хребте написаны стихи поэта С. Щипачева?

Он азиатскому материку

Пришелся каменным порогом.

Ему известен мамонта скелет

В грунтах промерзлых. Ливнями, ветрами

Его точили миллионы лет,

Чтобы строкою засверкали грани.

Железо, никель, хромовые руды

Я трону словом, рифму им найду.

Недаром в копях камень изумрудный

Зеленым глазом смотрит в темноту. (Урал.)

7. Она расположена на древней платформе. Складчатый фундамент выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии. О какой территории идет речь? (Русская равнина.)

8. Морены, троги, озы, камы... Что общего в образовании этих форм рельефа? (Ледниковые формы рельефа.)

9. В 1920 г. был создан первый в мире минералогический заповедник. Достопримечательность его — драгоценные, полудрагоценные минералы. Назовите этот заповедник. Где он находится? (Ильменский заповедник. Южный Урал.)

10. Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность. На ней много болот и озер. (Западно-Сибирская равнина.)

11. Эти высокие горы окаймляют с юга Восточно-Европейскую равнину. (Кавказ.)

12. Алтай — Белуха, Кавказ — Эльбрус, Урал — ... Назовите недостающую пару Урала. (Гора Народная.)

13. Какие формы рельефа образуют эоловые процессы? (Барханы, дюны.)

14. Архейская, протерозойская эры не разделены на периоды, а палеозойская, мезозойская, кайнозойская эры делятся. Почему? (В архее и протерозое не было организмов, имевших скелеты, это было время одноклеточных организмов, которые не оставили отпечатков (следов) деятельности.)

15. Назовите современный геологический временной адрес. (Эра кайнозойская, период четвертичный, или антропогеновый.)

16. Где в России сошлись вода и пламень? (Например, на Камчатке — вулканы.)

17. Что общего у следующих полезных ископаемых: фосфориты, уголь, нефть, калийные соли? {Нерудные.)

18. Что общего у карьеров и терриконов? (Антропогенные формы рельефа.)

19. Это самый большой по запасам угля бассейн, но добычи угля здесь нет. Назовите его. (Тунгусский.)

20. Что можно найти в кимберлиговой трубке? (Атазы.)

21. Каждую весну жители этой части России собирают камни на поле. Откуда они? (Осколки щита в Карелии.)

22. О каких полезных ископаемых говорят «черное золото», «солнечный камень». (Нефть, уголь.)

23. Равнины - на древних платформах, а горы? (В складчатых областях.)

24. Дыхтау. Шхара. Казбек... Назовите четвертую. (Эльбрус.)

25. Ичинская, Кропотская, Корякская, Ключевская. Какое слово объединит эти названия? (Сопки или вулканы, а возможно — Камчатка.)

26. Водные потоки - овраги, ветер - дюна, а какая сила образует бараний лоб? (Ледник.)


Индивидуальные задания по теме «Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России»

1. Где сильнее будет выражено оврагообразование: на Кольском полуострове или на Среднерусской возвышенности? Объясните. почему? (Примерный ответ. На Среднерусской возвышенности, сложенной более рыхлыми осадочными породами и имеющей большую распаханность почв. На Кольском полуострове - шит из твердых магматических пород менее подвержен водной эрозии. В целом в Западной Сибири осадков выпадает меньше.)

2. Зевнул медведь пересохшей пастью так. что горы задрожали, и сполз к морю воды напиться. Опустился он на колени, погрузил в голубую воду свою страшную пасть и стал долго и жадно пить. И стали каменеть огромные члены медведя. Могучие бока превратились в страшные отвесные пропасти, высокая спина стала округлой вершиной горы, медвежья его голова над морской пучиной сделалась острой скалой, густая шерсть превратилась в непроходимую дуговую чащу.

— О каком объекте Крыма повествует данный отрывок? Какие существуют научные гипотезы, объясняющие происхождение этого объекта? Где в России есть объекты подобного происхождения? Назовите их. (Примерный ответ. Скорее всего, речь идет о Крымских горах — лакколитах: Аю-Даг, Ай-Петри. Это несостоявшиеся вулканы с застывшей внутри горы лавой. Подобные объекты есть на Кавказе — горы Бештау, Машук.)

3. Почему в Забайкалье наблюдаются землетрясения, но нет действующих вулканов? (Здесь район древнего горообразования с мощной земной корой.)

4. Распределите перечисленные формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих процессов: каньоны, бараньи лбы, дюны, воронки, наледи, курганы, дамбы, терриконы, курчавые скалы. (Примерный ответ. Флювиальные (деятельность текучих вод) — овраги, каньоны; гляциальные (ледниковые) — кары, цирки, морены, бараньи лбы, курчавые скалы; эоловые — барханы, дюны; антропогенные — курганы, дамбы, терриконы.)


ВАРИАНТ 2

I. Организационный момент


II. Проверочная работа

Перед работой желательно провести тренировочный показ географических объектов по карте (работа в парах): один ученик показывает равнины, второй — горы.

1. Работа с картой

Географический диктант в парах. Сначала показывает один ученик, а второй проверяет и отмечает правильный показ знаком «+». Затем ученики меняются местами. Одновременно учитель проверяет показ объектов.

Вариант 1: Кавказ, Восточно-Европейская равнина, Уральские горы, Саяны, хребет Джугджур, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь, Верхоянский хребет, Ключевская сопка, горы Бырранга.

Вариант 2: Западно-Сибирская равнина, Алтай, Алданское нагорье, Эльбрус, хребет Черского, Корякское нагорье, Становой хребет, Среднесибирское плоскогорье, Становое нагорье, Валдайская возвышенность.

За выполнение задания учащиеся получают первую оценку. Если правильно показано 10 объектов — оценка «5»; 8—9 объектов — «4»; 7 - «3».


2. Терминологический диктант

Вариант 1

— Древние устойчивые участки земной коры. (Платформы.)

— Наука о вымерших организмах. (Палеонтология.)

— Карта, содержащая информацию о горных породах. (Геологическая.)

— Скопление полезных ископаемых. (Месторождение.)

— Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения. (Морена.)

— Внутренние процессы, связанные с движением земной коры. (Эндогенные.)

— Смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. (Оползень.)

Вариант 2

— Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность. (Щит.)

— Учение о строении земной коры. (Геотектоника.)

— Карта, содержащая информацию о размещении и возрасте тектонических структур. (Тектоническая.)

— Работы по восстановлению почвы. (Рекультивация.)

— Внешние рельефообразующие процессы. (Экзогенные.)

— Формы рельефа, образованные деятельностью ветра. (Эоловые.)

— Бурные грязекаменные потоки. (Сели.)

За 7 правильных ответов — оценка «5»; за 6 правильных ответов — «4»; за 5 правильных ответов — «3».


3. Характеристика рельефа

Вариант 1: Русская равнина.

Вариант 2: Среднесибирское нагорье.

План

1. Географическое положение.

2. Какой тектонической структуре соответствует.

3. Возраст пород.

4. Средние высоты.

5. Наибольшая высота.

6. Внешние процессы, формирующие рельеф.

7. Стихийные явления.

8. Полезные ископаемые.

Третье задание можно заменить работой по выявлению соответствия форм рельефа и тектонических структур путем сопоставления карт физической и тектонической.

1) Сихотэ-Алинь

2) Среднесибирское плоскогорье

3) Урал

4) Кавказ

5) Алданское нагорье

6) Восточные Саяны

7) хребет Черского

8) Хибины

9) Западно-Сибирская низменность

10) Западные Саяны

а) Балтийский щит

б) Область герцинской складчатости

в) Область каледонской складчатости

г) Область мезозойской складчатости

д) Область кайнозойской складчатости

е) Сибирская платформа

ж) Западно-Сибирская плита

з) Алданский щит


В конце урока учитель собирает тетради на проверку.






Для любых предложений по сайту: [email protected]