География 8 класс - Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.
Дальний Восток - КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ
Цели: познакомить с особенностями географического положения Дальнего Востока и его влиянием на природу территории; дать характеристику природным условиям и природным ресурсам района; формировать навыки работы с картой.
Оборудование: карты Дальнего Востока, модели, наглядный материал для создания образа территории.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Вы — участники экспедиции на Дальний Восток. Самый удивительный край, загадочный, контрастный: здесь можно увидеть белых медведей и тигров, бурого и гималайского медведей, лишайники и лианы. Только на Дальнем Востоке России есть действующие вулканы и гейзеры.
(На столе у каждого учащегося — листы-модули.)
1. Познакомьтесь с составом Дальнего Востока. На физической карте найдите следующие объекты:
1) моря (Берингово, Охотское, Японское, Чукотское);
2) заливы (Анадырский, Шелихова, Петра Великого, Пенжинская губа);
3) мысы (Дежнева, Лопатка);
4) острова (Врангеля, Ратманова, Командорские, Курильские, Сахалин, Шантарские);
5) полуострова (Чукотка, Камчатка);
6) вулканы (Ключевская сопка, Корякская сопка, Шивелуч, Толбачик, Алаид);
7) хребты (Срединный, Джугджур, Буреинский, Сихотэ-Алинь);
8) нагорья (Чукотское, Корякское);
9) Зейско-Буреинскую равнину.
Проработайте вместе с соседом по парте, по очереди показывая найденные объекты.
2. По тектонической карте определите возраст земной коры. Ответьте на вопросы.
— Почему на Дальнем Востоке есть действующие вулканы и бывают сильные землетрясения? (На Дальнем Востоке — молодая земная кора, здесь проходит граница литосферных плит.)
— Почему здесь преобладает горный рельеф? (Территория Дальнего Востока расположена в области кайнозойской складчатости, а складчатым областям соответствуют горные формы рельефа.)
3. Найдите полезные ископаемые Дальнего Востока:
1) на Сахалине (нефть, уголь, газ);
2) в Приморье (полиметаллические руды, олово);
3) на Колыме, Чукотке (золото).
4. Прочитайте материал учебника (по Р.: § 44; по Б.: § 41).
— Какой тип климата на Дальнем Востоке?
5. На физической карте найдите реки (Амур, Зея, Бурея, Селемжа, Уссури, Анадырь).
6. Познакомьтесь с растительным и животным миром.
— Как называют природные зоны Дальнего Востока (от тундры на севере до смешанных лесов на юге)? (Уссурийская тайга.)
На Дальнем Востоке много эндемиков: женьшень, амурский бархат, маньчжурский орех, амурский виноград, лимонник, корейские кедры, березы — белая, черная, желтая, железная. В лесу — тигры и бурые медведи.
— Как вы объясните то, что здесь смешались северные и южные виды?
III. Закрепление нового материала
1. Проверь себя
1). Я знаю, что такое Ханка, Уссурийская тайга, цунами, муссон, Сихотэ-Алинь, женьшень, Ключевская сопка, гейзер.
2). Я могу объяснить, почему реки Дальнего Востока разливаются летом и весной.
3). Я понял, почему здесь до сих пор землетрясения и вулканизм.
2. Работа с контурными картами
1. Обозначьте состав территории Дальнего Востока (Хабаровский край, Приморский край, Амурская область, Камчатка, Сахалин, Командорские острова, Курильские острова, остров Врангеля).
2. Отметьте следующие объекты:
1) проливы (Берингов, Лаперуза, Татарский, Невельского, Кунаширский);
2) нагорья (Чукотское, Корякское);
3) хребты (Джугджур, Срединный, Сихотэ-Алинь);
4) Долину гейзеров;
5) озеро Ханка;
6) Уссурийский край;
7) Паужетскую геотермальную электростанцию.
3. Укажите направление летних муссонов, границу вечной мерзлоты.
Домашнее задание
1. По Р.: § 44.
По Б.: § 41.
2. К следующему уроку класс делится на группы (по пять-шесть человек) для сбора материала, иллюстраций, описаний природы и др. Каждая команда является членом туристического бюро. Ей надо подготовить туристический рекламный проект. В команде есть руководитель, оформитель, редакторы- журналисты. Редакторы-журналисты на уроке будут на полоске бумаги писать ответ на 1—2 пункта плана и затем прикалывать эти полоски на рекламный лист.
Оформитель должен нарисовать или найти картины, фотографии объекта, который группа рекламирует.
Команда 1 — о Камчатке;
Команда 2 — о Чукотке;
Команда 3 — о Сахалине;
Команда 4 — о Командорских островах;
Команда 5 — о Приморье.