Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов - ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

География 8 класс - Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.

Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов - ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Цели: формировать представление о видах природных ресурсов; изучить влияние человеческой деятельности на природные комплексы.

Оборудование: карты России (физическая, экологическая), по возможности — кинофильм «Земля у нас одна».

Ход урока

I. Организационный момент


II. Изучение нового материала

Природа — среда существования людей. Человек удовлетворяет свои потребности за счет природы.

— Какие потребности человек удовлетворяет за счет природы? Мы знаем, что человек приспосабливается к окружающей среде (одежда, жилище, образ жизни). Но человек и изменяет окружающую среду: осушает болота, добывает полезные ископаемые, орошает. Часто он изменяет природу непреднамеренно, не ожидая конечных непредсказуемых результатов.

Степень воздействия на природу зависит от того, на какой компонент воздействует человек, с какой силой и как долго это воздействие продолжается.

— Распределите эти воздействия на природу на слабые и сильные (коренные): охота на пушных зверей, сбор ягод и грибов, выпас скота, заготовка древесины, создание водохранилищ, распашка территорий, строительство каналов, добыча полезных ископаемых. (Сильные — заготовка древесины, создание водохранилищ, распашка территорий, строительство каналов, добыча полезных ископаемых.)

Наиболее сильное изменение природного комплекса наблюдается в городах. Измененные человеком (антропогенные) природные комплексы занимают с каждым годом все большую площадь. Антропогенные природные комплексы — это города, деревни, дороги, просеки и др.

— Запишите примеры антропогенных комплексов в тетрадь.

Воздействуя на природный комплекс, человек получает природные ресурсы, т. е. природные компоненты, которые используются в хозяйственной деятельности человека.

— Какие природные ресурсы мы знаем? Назовите. (Водные, лесные, рыбные, земельные, минеральные и т. д.)

Природные ресурсы классифицируют по степени исчерпаемости на две группы: исчерпаемые и неисчерпаемые.

Исчерпаемые ресурсы небесконечны, использовать их необходимо экономно, рационально. Часть этих ресурсов человек может восстановить — это возобновимые ресурсы. К ним относятся: почвенные, биологические, водные ресурсы (качество воды), качество воздуха.

— Как можно восстановить исчезающий вид животных? (Организовать охрану этого вида в заповеднике, в заказнике. Например, в заповеднике Беловежская Пуща (Беларусь) восстановили численность зубров.)

— Как можно возобновить почвенные ресурсы? (Примерный ответ. Провести мероприятия по рекультивации почвы, например в районе карьера. Провести мелиоративные мероприятия, т. е. повысить плодородие почвы, улучшить ее качество. В тайге необходимо известкование почв, т. к. почвы кислые, необходимо внесение удобрений, т. к. почвы промывные, в них мало минеральных солей и гумуса.)

— Как можно возобновить качество воды? Почему речь идет о качестве, а не о количестве воды? (Количество воды не изменяется благодаря мировому круговороту воды, а качество в результате сброса в водоемы промышленных и бытовых стоков ухудшается.)

Восстановить качество воды можно, построив очистные сооружения. Использовать оборотную систему водоснабжения, т. е. очистить стоки и вновь использовать очищенную воду на промышленном предприятии, где качество воды не играет особо важной роли, например на металлургическом заводе, целлюлозно-бумажном комбинате.

Необходимо экономно использовать воду. Англичане удивляются нам. Почему в России нет пробок в раковинах? Помните, во многих странах люди умываются, поливая воду из кувшина в тазик. Посуду моют не под проточной водой, как у нас, а заполняют водой закрытую пробкой раковину. Конечно, очень большой расход воды у посудомоечных машин.

Качество воздуха ухудшилось на планете, но особенно грязный воздух над городами. Чем крупнее город, тем больше уровень загрязнения воздуха.

Грязный воздух приводит к многочисленным болезням. Особенно страдают верхние дыхательные пути. Вспомните, в городе Асбесте на Урале люди болеют особой болезнью — асбестозом. Асбестоз вызывается запыленным волокнами асбеста воздухом.

- Вспомните классификацию природных ресурсов. Какие ресурсы требуют особенно рационального, экономного расходования? Почему? (Исчерпаемые невозобновимые. Их человек не может восстановить.)

Верно. На Земле запасов нефти, по подсчетам ученых, осталось на 40-50 лет. А в России нефть может закончиться еще раньше. Это значит, что придется обходиться без бензина, керосина, дизельного топлива.

Пока мы не можем обойтись без нефти, т. к. и автомобили, и самолеты, и тепловозы работают на топливе. Необходимо использовать новые виды энергии. Например, электромобилям не надо бензина, есть автомобили, работающие на воде.

Во многих странах люди предпочитают велосипеды как средство передвижения (Дания, Бельгия, Китай, Вьетнам).

Необходимо комплексное использование полезных ископаемых. Например, в рудах цветных металлов содержится более десятка элементов, т. е. из руды можно получать не один или два элемента, а все, которые в ней содержатся.


III. Закрепление нового материала

Учащиеся заполняют таблицу.


Мероприятия по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу


Компоненты природы

Негативные последствия

Мероприятия по борьбе с негативными последствиями

Почва

Засоление, истощение, заболачивание, усиление эрозии

Мелиорация, внедрение эффективных агротехнических мероприятий

Растительность

Сведение лесой, ухудшение пастбищ, истребление отдельных видов растений

Посадка леса, лесополос, озеленение населенных пунктов, внедрение специальной агротехники, улучшение пастбищ

Животный мир

Истребление отдельных видов животных, ухудшение условий их обитания

Искусственное переселение, акклиматизация, разведение и восстановление видов животных, их охрана

Поверхностные воды суши

Загрязнение вод, обмеление рек, озер

Строительство очистных сооружений и систем

Рельеф

Образование карьеров, отвалов

Рекультивация земель


Домашнее задание

По Р.: § 48, вопросы к параграфу.

По Б.: § 45, вопросы к параграфу.






Для любых предложений по сайту: [email protected]