География 8 класс - Поурочные планы
Что изучает физическая география России
Цели урока: формирование личных учебно-познавательных мотивов учащихся при изучении географии России; познакомить учащихся с особенностями курса «География России» и его структурой; приветите любви к изучаемому предмету; воспитание юного гражданина Родины; сформировать представление об особенностях природы России, объяснить, какую роль играют географические знания в решении экологических и социально-экономических проблем.
Оборудование: карты России, энциклопедии, хрестоматии, картины русских художников, атласы, конкурные карты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа
Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.
- Что такое Россия? Это наша страна. Это наша Родина, «родная земля». Мы живем в самой большой по площади стране. Природа ее очень разнообразна. В России есть множество уникальных объектов. Вспомним их:
А) самое глубокое озеро мира – Байкал;
Б) самое мелкое море мира – Азовское;
В) самая большая по площади природная зона – лесная;
Г) самые плодородные почвы – чернозем.
- Найдите на карте России озеро Байкал, Азовское море, влк. Ключевская сопка.
- Прочитайте стихотворение русского поэта Ивана Никитина «Русь» на стр. 4 учебника.
- Все любят свою Родину. Наша Родина – Россия. Нельзя любить не зная. Многие поэты написали прекрасные строки о России, художники запечатлели природу России на своих картинах.
III. Источники географических знаний
- В 8 классе мы будем изучать природу нашей Родины. И первым помощником в этом будет учебник. Знакомство со структурой учебника (приложение, форзац, задания к параграфам).
- Без карт нельзя изучать географию. Поэтому нам необходимы контурные карты и атласы.
- Информацию о природе России можно получать из энциклопедий, справочников, хрестоматий.
Вступительное слово учителя, в котором рекомендуется коснуться всего курса в целом «Природа России», а также курса «Население и хозяйство». Необходимо отметить, как изменилась роль науки географии в настоящее время, по-прежнему ли это та, преимущественно описательная наука, которой она была в недавнем прошлом?
География уже давно не только описательная наука, но нельзя исключить из нее описаний малоизвестных районов, романтику путешествий, походов, открытий. Все это в географии есть. И все-таки это наукаэкспериментально-преобразовательного направления. Объект ее изучения - в основном давно открытые земли, уже освоенные человеком, измененные им.
Главной задачей современной географии, как указывал академик И. П. Герасимов, является «всестороннее научное обслуживание великой работы человечества по многообразному, все более интенсивному использованию уже открытых природных богатств, преобразованию природы и хозяйства уже освоенных районов».
Основной формой первого урока будет беседа с использованием картин с изображением различных пейзажей природы России, в ходе которой раскрывается многообразие природы России. Суммировав и подчеркнув это, вместе с учащимися формируется сущность курса «Природа России» - науки о географических компонентах, о характере географической оболочки в пределах России, о природных богатствах и условиях хозяйственного освоения территории страны.
Природные богатства - леса, полезные ископаемые и другие, используемые человеком, называются природными ресурсами. Значит, нам нужно познать природу, законы, которым она подчиняется, для того чтобы выявить ее ресурсы, а, выявив, оценить их и наметить основные направления дальнейшего использования в хозяйстве страны, для повышения жизненного уровня ее населения, а значит, всех нас.
Неправильные взаимоотношения с природой вызывают загрязнения вод, воздушного бассейна, разрушения почв, оскудения растительного и животного мира. Все это ухудшает условия жизни людей. Эти проблемы касаются всех, и в решении их тоже участвует география.
IV. Работа с картами.
- Откройте физическую карту России. Найдите меридианы и параллели. Какие меридианы и параллели пересекают Россию?
- Какой город севернее: Самара или Воронеж? Новосибирск или Москва?
- Какой город восточнее: Киров или Ульяновск? Владимир или Рязань? Москва или Тула?
- Для чего нам надо знать природу нашей страны?
- География помогает решать многие проблемы, т. к. она рассматривает все явления природы во взаимосвязи, комплексно.
- Приведите примеры: об изменении природы при строительстве ГЭС, при осушении болот, распашке полей, при добыче нефти и т. д.
V. Домашнее задание: стр. 3-4 учебника.
Сообщения о памятниках природы родного края или страны Групповое оформление плакатов, газет на тему « В нашей стране есть самое, самое, самое...»
Памятка «Как готовить домашнее задание по географии»:
1. Обязательно приготовь нужную для данной темы карту атласа.
2. Прочитай учебник, отыскивая и показывая по ходу чтения все упомянутые в тексте географические объекты.
3. Ответь на вопросы в конце данного параграфа, обязательно используя при этом нужные карты.
4. Чтобы проверить себя, постарайся с помощью карты вспомнить основные положения изученного параграфа.
Дополнительный материал к уроку
При строительстве ГЭС происходит затопление значительных площадей земель. В зоне затопления оказываются сенокосы, пастбища, сады, деревни, поселки и даже города.
Водохранилище, образующееся выше плотины ГЭС, поднимает уровень грунтовых вод, что ведет к заболачиванию окружающей территории на расстоянии 30-40 км. В водохранилище идет накопление грязи, т.к. течение воды замедлено. Волны, образующиеся в водохранилище, разрушают берега. Водохранилище влияет и на микроклимат: охлаждая воздух летом, удлиняет период без заморозков ранней осенью, т.к. вода, накопившая тепло за летний период, медленно остывая, нагревает воздух в районе водохранилища.
При осушении болот прокладывают дренажные канавы, которые способствуют снижению уровня грунтовых вод, а, следовательно, к обмелению рек. Снижение уровня грунтовых вод ведет к осушению торфяников и возможным пожарам. Особенно опасно осушение болот на холмистой местности. Снижение грунтовых вод на холмах приводит к гибели растительности.
При распашке полей в степных районах, где бывают часты сильные ветры, возникают «пыльные бури». Ветер поднимает рыхлую почву в воздух и переносит тысячи тонн почвы на многие километры.
Распашка почвы в долинах рек также имеет отрицательные последствия. Весной при таянии снега или при ливнях снастится в реку почва, не скрепленная корнями растений, а также удобрения и ядохимикаты, которыми обрабатывают почву. Слой почвы попадает в русло, покрывает дно и закрывает выход грунтовых вод, питающих реку. Результатом является обмеление реки. Удобрения, попавшие в реку, вызывают размножение водных растений и водорослей, «цветение воды».
При добыче нефти происходит загрязнение почвы, поверхностных и грунтовых вод, гибнут растения и животные. При фонтанном способе добычи нефть часто разливается на значительные расстояния, образуя «нефтяные озера». При транспортировке нефти по нефтепроводу возможен разлив нефти (при аварии на трубопроводе).
Река Обь, протекающая по территории Западно-Сибирской равнины ниже по течению от города Ханты-Мансийска (Среднее Приобье – основной район добычи нефти) очень сильно загрязнена нефтью. Рыба также имеет побочный запах, связанный с избыточным содержанием нефти.