Высотная поясность

География 8 класс - Поурочные планы

Высотная поясность

Цели урока:

Образовательные: сформировать представление о закономерностях смены природных зон и ПТК в горах, закрепить знания о высотной поясности, формировать образ гор.

Развивающие: развивать компьютерную грамотность и потребность в приобретении знаний.

Воспитательные: воспитывать чувства коллективизма, любовь к природе

Оборудование: физическая карта России, стенд: «Неповторимые ландшафты европейской России», атласы, дидактический материал, компьютеры, мультимедиа учебник по географии для учащихся 8 классов общеобразовательных учебных заведений.

Ход урока

І. Орг. момент


ІІ. Проверка домашнего задания.

Работа учащихся по карточкам:

1. Отметить верные признаки природных зон

2. Географический диктант на проверку географических понятий, терминов


ІII. Изучение нового материала.

Мы с вами знаем, что природные зоны на равнинах размещаются не хаотично.

Вопрос: Какому закону они подчиняются?

Природные зоны на равнинах при движении сменяются с севера на юг.

Откройте атласы на стр.20. Назовите природные зоны по 50°в.д .Смена природных зон происходит медленно, через сотни км

Вопрос: А где можно увидеть быструю смену природных комплексов, на расстоянии 3-5 км?

Вопрос: Как называется смена природных зон с высотой?

Вопрос: Почему в горах происходит смена ПТК?

Чем выше горы, тем больше природных зон. Но если горы расположены в тундре, то как бы они ни были высоки, будут только 2 природные зоны - тундра и снегов.


Итак, выведем закономерности влияния гор на природу: (на столах раздаточный материал) (Приложение 1)

Горы оказывают влияние на природу:

1. Холодный климат.

2. Низкое атмосферное давление.

3. Мало кислорода.

4. Больше ультрафиолетовой радиации.


Эти природные условия наложили отпечаток на жизнь и быт горцев.

Обычаи и традиции, образ жизни народов Кавказа

О самобытности горских народов Кавказа свидетельствуют археологические памятники, найденные на территории центральной части Северного Кавказа.




Здесь были обнаружены месторождения руд цветных металлов, из которых получали бронзу. Изделиями из бронзы торговали с другими народами и странами.

Главным занятием местного населения было скотоводство: разводили лошадей, крупный рогатый скот. Сеяли просо.

Территория Дагестана находилось на путях прохождения многочисленных народов Передней Азии. На равнины Дагестана нападал Иран. Кочевники юго-восточной Европы, монголы и татары оставили тяжелые следы своего пребывания в этих местах. Горный Дербент пребывал в постоянном страхе перед нападением врагов и угрозой порабощения. Горный Дагестан меньше подвергался завоеванию. В XIII в. на Северный Кавказ вторглись монгольские орды, но они покорили не все народы этого края. Они захватили лишь равнину, а население, живущее в горах и ущельях, не подчинилось монгольскому владычеству.

Суровые условия жизни и необходимость вести борьбу с набегами соседних народов отразились на обычаях и особенностях быта горского населения. Поселения горских народов носили военно-оборонительный характер. Он состоял из замков-башен, сложенных из громадных каменных плит, скреплённых цементом. Башни были хорошо приспособлены к обороне. Железо применялось для изготовления кинжалов, ножей и топоров. В аулах и поныне много оружейников.

Славится изготовлением кинжалов, ювелирно украшенных, селение Кубачи. Занятия населения определялись в прошлом природными условиями, прежде всего, рельефом и вертикальной поясностью.




Народы, живущие в предгорье, занимались земледелием - сеяли кукурузу, пшеницу, разводили фруктовые сады. В горах мало пахотных земель, поля имеют очень маленькие размеры. Часто поля создавали из принесенной земли. Основное занятие у горцев - животноводство. Разводили в основном овец и коз. Отгонно-пастбищное скотоводство заключается в перегоне скота весной на субальпийские и альпийские луга в горы, где холодные ночи. Чабаны – очень выносливые люди .Часто бурка для чабана является домом.

Сельские поселения – аулы состоят из строений с каменными стенами и плоской крышей – саклей. Крыша дома использовалась в качестве дворика, т. к. удобной земли в горах мало.

Таким образом, воинственность, традиция ношения оружия, сооружение крепостей обусловлены историческим прошлым горских народов Кавказа. А выносливость к тяготам жизни, неприхотливость, трудолюбие обусловлены влиянием природных условий Кавказа.

А теперь выявим закономерности расположения природных зон:

1) чем выше горы, тем больше набор природных зон (многоэтажность);

2) чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах;

3) смена природных зон на северных и южных склонах отличается. Снега на северных склонах начинаются на меньшей высоте;

4) смена природных зон в горах от подножья к вершине схожа со сменой природных зон на равнине с юга на север;

5) первая природная зона у подножья та, в которой находятся горы.


IV. Домашнее задание.

Творческое:

а) составить кроссворд о горах России

б) оформить памятку туристу, отправляющемуся отдыхать на Кавказ

в) подобрать материал из произведений поэтов и писателей о природе гор нашей страны.






Для любых предложений по сайту: [email protected]