Открытый урок географии в 8-м классе по теме «Высотная поясность»

География 8 класс - Поурочные планы

Открытый урок географии в 8-м классе по теме «Высотная поясность»

· сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах, закрепить знания о высотной поясности, познакомить с ПТК альпийских и субальпийских лугов, формировать обзор гор;

· развивать интерес к изучаемому материалу, развивать память, мышление, познавательную активность, совершенствовать умения работать с картой, применять полученные знания на практике;

· воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.


Оборудование: видео проектор, физическая карта России, карта природных зон, картины – горный пейзаж.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация ранее изученного.

Диктант на термины и понятия.

Я читаю определение, вы должны записать соответствующий термин с доски (термины записаны на доске).

Ландшафтоведение

Эфемеры

Тайга

Такыры

Степь

Серозёмы

Солонцы

Джузгун

Солончаки


1. Растительное сообщество с преобладанием хвойных деревьев (тайга).

2. Растительное сообщество состояние из разнотравья, формируется на чернозёмах при недостаточном увлажнении (степь).

3. Наука изучающая ПТК (ландшафтоведение).

4. Засолённые почвы, в которых легкорастворимые соли, в больших количествах содержащиеся в почве, находятся на глубине 20-50 см. пригодные для земледелия после промывки(солонцы).

5. Тип почвы, в которых соли в большом количестве находятся в поверхностном слое (серозёмы).

6. Ровное глинистое место, лишенное растительности в сухое время разбиты трещинами на многоугольники (такыры).

7. Песчаная акация, растёт на песках, может пускать из корней ветки, а из ветвей придаточные корни, и расти наоборот (джузгун).

8. Растения с коротким сроком вегетации (эфемеры).

Фронтальный опрос:

- Где расположены зоны степей и полупустынь?

- Почему в степи не растут деревья?

- Почему почвы степей обладают высоким плодородием?

- Где в степи можно увидеть деревья?

- Какие почвы в полупустыне?

- Почему невозможно определить возраст саксаула по кольцам?

- Какие опасные явления могут быть в степях?

- Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса?

Итог.

III. Объяснение нового материала.

1. Рассказ учителя (выступление сопровождается показом слайдов).

И вдалеке перед тобой,

Одеты голубым туманом,

Гора вздымалась над горой,

И в сонме их гигант двуглавый

Ужасною и величавой.

Там все блистает красотой.

Горы, заметно возвышаясь над земной поверхностью, представляют своеобразную особенность пейзажа и часто отличаются значительными размерами. Но не только физические свойства придают им ту привлекательность, всегда прельщавшую человека, который в старину, когда горы были неприступны, полагал, что там находится жилище богов и духов. В наше время горные хребты нередко играют роль последних убежищ для многих животных, преследуемых в результате интенсивного освоения Земли человеком. Следовательно горы могут считаться островами, населёнными свойственными им видами и часто изолированными от окружающего мира.



2. Объявление темы и целей урока.

Как вы уже поняли из рассказа, сегодня мы будем знакомиться с высотной поясностью и поговорим о распределении природных зон на данных территориях.

3. Понятие о высотной поясности.

Приложение 1

(Запишите определение в тетрадь)

Закономерная смена почв растительного и животного мира с поднятием в горы называется – высотной поясностью.

- В каких горах богаче природа?

4. Спектр высотной поясности.

Закономерность расположения природных зон. Запишите их в тетрадь.

1) Чем выше горы, тем больше набор природных зон (многоэтажность).

2) Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах.

3) Смена природных зон в горах схожа со сменой природных зон на равнине, с юга на север.

4) Смена природных зон на северных и южных склонах отличаются. Снега на северных склонах начинаются на меньшей высоте.

5) Первая природная зона у подножья та, в которой находятся горы.


5. Северный Кавказ (схема).


Кавказ – обширная территория между Черным, Азовским и Каспийским морями площадью 440 тыс. кв. км. Природные условия Кавказа изменяются от субтропиков на низменностях Закавказья, до вечных снегов и льдов в области Большого Кавказа.

6. Показ фотографий (показ сопровождается выступлением учащихся).


Домбай – вершина западной части Главного Водораздельного хребта Большого Кавказа, в истоках реки Теберды. Высота 4046м. сложена гнейсами, кристаллическими сланцами, гранитами. Покрыта вечными снегами и ледниками.


Западный Кавказ – часть горной системы Большого Кавказа. Господствуют горно-лесные и горно-луговые ландшафты.


Богатые травами альпийские луга испокон веков служили скотоводам летними пастбищами. Цветущий рододендрон – одно из растений альпийских лугов. Кусты, в зависимости от вида, достигают в высоту от 30 см до 2-3 метров. Всего в мире насчитывается более 12000 сортов. Цветут рододендроны с конца апреля по первую декаду августа.

7. - С чем связана сложная структура высотной поясности Кавказа?

- Какие зоны расположены у подножий гор?

8. Урал (видео).

Приложение 2

Уральские горы – протягиваются с севера на юг более чем на 2000 км.

9. Схема Уральских гор.


- Чем отличается высотная поясность Северного Урала от Южного Урала?

10. Юг Сибири (схема).


В горах Юга Сибири (Алтай, Западный Саян, Восточный Саян, горы Прибайкалья и Забайкалья) отчетливо выражена высотная поясность. Её спектр определяется географическим положением и высотами горных массивов. В горах выделяется несколько высотных поясов: горностепной, горно-таёжный и высокогорный.

11. Показ фотографий (показ сопровождается выступлением учащихся).


Алтай – горная система Азии. Длина более 2000км. Состоит из сильно расчлененных хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточного бассейна Центральной Азии. Наиболее высокие вершины поднимаются в западной части (Белуха – 4506 м).


Восточный Саян – горная система, расположенная в пределах Южной Сибири. Тункинские Гальцы, красивейшее из мест Восточных Саян. По мере изменения высоты растительность сильно меняется.


Забайкалье – горная область, расположенная к востоку от озера Байкал. Преобладают средневысотные горы (1200 – 1800м), обрамленные с севера и запада поясом высоких гор (до 3000 м).

- Почему тайга бывает темнохвойной и светлохвойной?

12. Дальний Восток. (Схема).

На территории Дальнего Востока, несмотря на значительную протяженность, расположены всего две природные зоны. С севера господствует тундра, а вся остальная часть расположена в лесной зоне.

Для гор восточных окраин материка: Камчатки, Сахалина, Сихотэ-Алиня – характерны своеобразные пояса лесов из каменной березы и зарослей кедрового стланика. Эти пояса отсутствуют в горах других районов страны.

13. Показ видеофильма сопровождается рассказом учащегося.

Приложение 3

Сахалин – остров у восточных берегов Азии, между Охотским и Японским морями. От материка отделяется Татарским проливом. Площадь – 764т кв. км. Длина – 948км. высота до 1609м. в горах преобладает елово-пихтовая тайга на равнинах лиственничная тайга.


IV. Закрепление изученного.

1. Практическая работа.

Задание. Разместить спектры высотной поясности в соответствии с горными системами. Используя шаблоны и контурную карту.

2. Фронтальный опрос.

- От чего зависит количество природных зон в горах?

- Какая природная зона образует первый пояс гор?

- В каких горах России самый большой набор природных зон?

- Что такое субальпийские и альпийские луга?

3. Давайте вспомним, что такое заповедник, заказник, национальный парк и чем они отличаются друг от друга.

4. Чтение стихотворения учеником.

“Заповедник” – это слово

Всем и каждому знакомо.

В нем животных охраняют,

Кормят и оберегают.

Запрещают здесь охоту,

Проявляют здесь заботу

О растениях лесных,

Луговых и полевых,

Водоёмов и болот.

Вся природа здесь живёт

Под охраной человека

Много лет, от века к веку.

5. Просмотр видеофильмов. (Уссурийская тайга. Кроноцкий заповедник).

Приложение 4, 5.

Кроноцкий заповедник расположен в Российской Федерации на востоке полуострова Камчатка. Основан в 1934 г. Площадь свыше 1млн.га. Леса из берёзы каменной. Заросли кедрового и ольхового стланика. Животный мир – соболь, горностай, горный баран, медведь, рысь. С 1985 г. биосферный заповедник.


V. Итог урока.

- О какой природной зоне мы говорили на уроке?

- Чем высотная поясность отличается от других природных зон?

Выставление оценок.


VI. Домашнее задание.

Параграф 31 с. 189 – 190.






Для любых предложений по сайту: [email protected]