География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.
Население России. Численность и воспроизводство населения - НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ
Цели: Познакомить с численностью населения России, определить причины, влияющие на изменение численности населения. Дать определение понятий «демографический кризис», «естественный прирост населения». Развивать умение работать со статистическим материалом.
Оборудование: Политико-административная карта России, статистические данные о численности населения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
- Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «Население России».
Человек - высшая ценность на Земле. Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет экономики страны.
На доске вопросы, на которые учащиеся должны будут ответить в конце урока.
1. Какова численность населения России?
2. Какое место занимает Россия среди других стран по численности населения?
3. Как можно получить сведения о численности и составе населения?
4. Как изменяется численность населения России?
5. Что называют естественным приростом населения?
6. Что такое демографический кризис?
7. Что такое демографический взрыв, демографическая революция?
8. Что такое естественное движение населения?
9. Типы воспроизводства.
Проводится лекция с элементами беседы и анализом статистического материала (уч. Д., § 5, с. 30, уч. А, с. 45, § 11).
1. Определим численность населения России. (Население России составляет 145 млн. человек. Россия занимает 7 место в мире, уступая Китаю - 1 место, 1 млрд. 300 лип человек; Индии - II место, 1 млрд.; США - III место, 266 млн.; Индонезии - 220 млн. человек; Бразилии - 170 млн.; Пакистану - 147 млн. человек.)
2. Определим численность населения по данным переписи населения. Последняя перепись прошла в 2002 году.
3. Численность населения СССР и России в течение XX века изменялась. Изменение численности населения связано с естественным приростом населения, который определяется соотношением численности родившихся и умерших жителей страны.
Для определения естественного прироста из показателя рождаемости вычитают показатель смертности:
ЕП = Р - С
Запись в тетрадь
Рождаемость - количество родившихся за год на 1000 жителей.
Смертность - количество умерших за год на 1000 жителей.
4. Определим динамику естественного прироста населения, рождаемости России на 1000 жителей (таб. 9, с. 32 уч. Д.; табл. 4 с. 57 уч. А.)
Годы |
1913 |
1926 |
1940 |
1960 |
1980 |
1990 |
1991 |
1994 |
1999 |
Число родившихся |
47,8 |
44,7 |
33 |
23,2 |
15,9 |
13,4 |
12,1 |
9,5 |
8,4 |
Число умерших |
32,4 |
21,3 |
20,6 |
7,4 |
10,6 |
11,4 |
11,4 |
15,7 |
14,7 |
Естественный прирост |
15,4 |
23,4 |
12,4 |
15,8 |
5,3 |
2,2 |
-0,7 |
-6,1 |
-6,3 |
Вывод: Численность населения России с 1990 года стала падать. А естественный прирост с 1991 году стал отрицательным.
Вопрос: Каковы причины снижения численности населения России?
5. Россия находится в состоянии демографического кризиса, т. е. снижения численности населения. Определим причины демографических кризисов:
1) Революции, войны;
2) Эпидемии;
3) Голод.
1-й демографический кризис отмечен с 1914 года (1 мировая война, затем революция, голод в 1921-1922 гг.; эмиграция из России).
2-й демографический кризис определили свертывание НЭПа, индустриализация, коллективизация, репрессии и голод 1933-34 гг.
3-й демографический кризис был в годы Великой Отечественной войны.
4-й демографический кризис, начавшийся в начале 90-х годов, имеет несколько причин: снижение рождаемости связано с экономическим кризисом в стране. (Инфляция, рост цен, неуверенность в завтрашнем дне, неблагоприятная экологическая ситуация). Особенно значительное снижение рождаемости наблюдалось в крупных городах.
6. Рассмотрим процессы воспроизводства населения и их типы.
Воспроизводство населения - это процесс производства людей людьми; процесс
непрерывной смены поколений. Воспроизводство можно заменить понятием естественное движение населения. Естественное движение включает - рождаемость, смертность, брачность и разводимость.
Переход от одного типа воспроизводства к другому называется демографической революцией или демографическим переходом.
Далее учитель рассматривает особенности типов воспроизводства. А учащиеся по ходу объяснения учителя заполняют таблицу:
Тип воспроизводства |
Рождаемость |
Смертность |
Естественный прирост |
1. Архетип |
Зависит от природных ресурсов |
Равна рождаемости |
Прирост невысокий |
2. Традиционный тип |
Высокая, не регулируется |
Высокая, низкая продолжительность жизни |
Невысокий |
3. Современный |
Невысокая, регулируется |
Снижение |
Не высокий, а иногда отрицательный |
III. Закрепление
- По тексту учебника (с. 54 уч. А.) ответьте, в чем причины снижения рождаемости при современном типе воспроизводства населения? (1. Снижение детской смертности; 2. Организация социального обеспечения (пенсии старикам, дети не являются единственными кормильцами в старости); 3. Семьи, как правило, живут без родителей (дедушки и бабушки нянчили внуков); 4. Эмансипация женщин (женщины имеют права на образование, на работу, на карьеру); 5. Рост затрат на воспитание и образование детей (садик платный, школа - учебники, тетради и пр.))
- Сравните воспроизводство населения России с воспроизводством населения в странах Ближнего зарубежья. (В странах Балтии; в Эстонии и Латвии (религия протестантство) рождаемость равна смертности, а в Литве (религия католицизм отрицает планирование детей) рождаемость выше; в Средней Азии (религия ислам) высокая рождаемость - демографический взрыв; в республиках Закавказья - высокий естественный прирост в Азербайджане (религия ислам), а в Грузии и Армении (христианство) низкий уровень естественного прироста; в славянских государствах (Украина, Беларусь) естественный прирост низкий, а в конце XX в. и начале XXI в. отрицательный.)
- Проанализируйте график (рис. 14, с. 54, уч. А.) естественного прироста населения России. Объясните снижение темпов прироста населения в начале 20-х годов, в 30-х годах и в 40-х годах XX века.
- Проанализируйте график естественного движения населения России (с. 55, рис. 15, уч. А., с. 30, рис. 10, уч. Д.). Определите периоды высокого естественного прироста населения, период демографического перехода к современному типу воспроизводства, период демографического кризиса.
- Объясните различия в показателях рождаемости (табл. 4, с. 57, уч. А.), смертности и естественного прироста населения по регионам России. (Псковская область отличается самой низкой рождаемостью и самой высокой смертностью, т. к. здесь в сельской местности очень высокий процент в структуре населения пожилых людей; Дагестан - республика, где традиционно по канонам ислама преобладают многодетные семьи, в структуре населения преобладают дети и молодые люди; В Магаданской области низкая рождаемость и низкая смертность, т. к. это зона Севера. Пожилые здесь не остаются, а уезжают, заработав льготную пенсию, в более благоприятные для жизни районы. А приезжают сюда на заработки молодые, здоровые мужчины.)
Домашнее задание
По уч. А.: § 11 (с. 45-47 до размещения населения) и § 12; По уч. Д.: § 5. Индивидуальное задание: Опросите своих родителей, бабушек и дедушек. Узнайте, сколько детей было в их семьях? Все ли рожденные дети дожили до взрослого возраста, до старости. Сделайте вывод о типе воспроизводства.
Работа со словарем: обратите внимание на термины, встречающиеся в тексте (знать, уметь объяснить, что они означают).
1. Естественный прирост населения;
2. Рождаемость;
3. Смертность;
4. Младенческая смертность;
5. Демографический кризис;
6. Демографический взрыв;
7. Демографическая революция;
8. Естественное движение (воспроизводство) населения;
9. Эмансипация;
10. Современный тип воспроизводства.