Химическая промышленность - ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.

Химическая промышленность - ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

Цели: Изучить особенности химической промышленности. Показать ее значение в экономике России. Раскрыть особенности размещения химической промышленности. Формировать умение составлять схему межотраслевых связей химической промышленности, анализировать карту химической промышленности.

Оборудование: Карта «Химическая промышленность», коллекция «Химическое сырье».

Ход урока

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

Учащиеся получают карточки с вопросами (одна карточка на парту). На обдумывание вопроса 2 минуты. Затем в быстром темпе учащиеся отвечают. При неправильном ответе остальные вносят поправку в ответ. Первым исправить ошибку имеет право сосед по парте.

Вопросы на карточках:

1. Почему в Липецке находится крупный центр черной металлургии? (Липецк находится в районе добычи железной руды КМА (Курская магнитная аномалия)).

2. Около города Череповца отсутствуют запасы руды и коксующихся углей. Однако здесь построен крупный металлургический комбинат полного цикла. Почему? (Череповец расположен посередине между месторождениями железной руды Кольского полуострова (Ковдор) и Карелии (Костомукша) и коксующихся углей Печорского бассейна, комбинат построен на потоках руды и угля. При строительстве комбината у сырья или у топлива увеличилась бы стоимость металла, так как зарплата работников на Севере выше в 2-3 раза.)

3. Почему в Волгограде построен алюминиевый завод? (Алюминиевое производство энергоемкое, поэтому размещается у источника дешевой энергии - Волгоградской ГЭС.)

4. Укажите основные цеха завода черной металлургии полного цикла. (Доменный - сталеплавильный - прокатный.)

5. Почему в Москве работают два металлургических завода? (Это заводы малой металлургии, работающие на металлоломе и отходах машиностроительных заводов Москвы, ориентируются на потребителя.)

6. Почему в г. Норильске (за северным полярным кругом) построены заводы цветной металлургии? Как доставляется сырье и отправляется из Норильска готовая продукция? (В Норильске медно-никелевое производство работает на местной руде. От Норильска до порта на Енисее - Дудинка проложена железная дорога. Отправка готовой продукции по Северному морскому пути в период навигации.)

7. Почему крупнейшие алюминиевые заводы России построены в Восточной Сибири в Красноярске и Братске? (Алюминиевое производство - энергоемкое. Чем крупнее завод, тем больше потребление энергии. В Красноярске и Братске работают крупные ГЭС, энергия которых дешевле, чем энергия небольших ГЭС.)

8. Почему заводы металлургической базы Урала привозят уголь из Кузбасса и из Казахстана, а не с Печорского бассейна, расположенного гораздо ближе к Уралу? (На Урал от центра Печорского бассейна - Воркуты нет железной дороги.)

9. Ревда, Верхняя Пышма, Карабаш - это центры какого производства? Назовите еще пример центра этой отрасли, расположенного в этой же металлургической базе. (Это центры медной промышленности примером может служить г. Медногорск на Урале, т. к. это города Уральской металлургической базы.)

10. Укажите металлургическое производство, соответствующее промышленному центру и факторы, влияющие на размещение данного производства. (Норильск - медно-никелевое, у сырья; Старый Оскол - электрометаллургическое, у сырья; Реведа - медеплавильное, у сырья; Шелехов - алюминиевое, у ГЭС; Надвоицы - алюминиевое, у ГЭС и у сырья; Новотроицк - черная металлургия, у сырья.)


III. Изучение нового материала

- Химико-лесной комплекс состоит из двух крупных отраслей - химической и лесной (см. следующий урок). Объединяет эти отрасли в один комплекс то, что обе они используют природное (минеральное и растительное) сырье.

Ведущую роль играет химическая промышленность, которая является авангардной отраслью наравне с энергетикой и машиностроением, так как она определяет развитие научно-технической революции через химизацию хозяйства.

Задание:

- Химическая промышленность отличается oi других отраслей рядом особенностей. Самостоятельно работая с текстом учебника (уч. Д., с. 144; уч. А., с. 146), выявите 3 особенности химической промышленности. (I. Химическая промышленность создает новые материалы с заданными свойствами, которые позволяют экономить сырье и труд людей; 2. Химическая промышленность имеет обширную сырьевую базу (полезные ископаемые, вода, воздух, древесина). Один продукт можно получить из разных видов сырья; 3. Химическая промышленность дает возможность комплексной переработки сырья и получения разнообразной продукции.)

После обсуждения результатов этого этапа работы учитель организует второй этап - определение факторов размещения предприятий и их географии.

Задание:

- Работая с текстом учебника (уч. А., с. 146-147, карта рис. 43; уч. Д., с. 145-148, рис. 47, табл. 33; карта атласа «Химическая промышленность»), заполните таблицу «Химическая промышленность»:


Отрасль

Продукция

Факторы размещения

Центры

1. Горно-химическая

апатиты

фосфориты

у сырья у сырья

Хибины,

Егорьевское

калийная соль

у сырья

Соликамское

2. Основная химия

калийные удобрения

у сырья

Соликамск, Березняки

фосфорные удобрения

у потребителя и сернокислотных заводов

г. Воскресенск

азотные удобрения

у газопроводов на металлургических комбинатах

Новомосковск, Щекино, Тольятти, Новгород, Магнитогорск

серная кислота

у потребителя

Волжский

3. Химия органического синтеза

Синтетический каучук

у сырья нефтепроводы

Ефремов, Ярославль, Тольятти, Казань, Воронеж

шины

к производству каучука

Киров, Нижнекамск, Воронеж, Омск

пластмассы

к потребителю и к НПЗ

Уфа, Тюмень, Казань, Орехово-Зуево

химия волокна

водоемкое энергоемкое

Тверь, Клин, Саратов


Основные базы химической промышленности России:

1. Северо-Европейская

2. Центральная

3. Урало-Поволжская

4. Сибирская.

Работая с картой, рис. 48, с. 149, уч. Д., и текстом учебника определите:

1. Какое сырье имеет данная база?

2. Какие отрасли здесь представлены?

3. Какие проблемы имеет база?

Необходимо выявить базы, богатые или бедные природными ресурсами; базы, имеющие крупные химические комплексы; наиболее перспективные базы, а также базы, имеющие экологические проблемы.

Работу можно дать на группу из 4 человек. Каждый ученик работает с одной химической базой, а затем в группе обсуждаются результаты.


Домашнее задание

По уч. Д.: § 28-29;

По уч. А.: § 32, с. 146-148.

Опережающее задание

Подготовить сообщение о промышленных лесах России.






Для любых предложений по сайту: [email protected]