Население и хозяйство Центрального района - РАЙОНЫ РОССИИ

География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.

Население и хозяйство Центрального района - РАЙОНЫ РОССИИ

Цели: Познакомить с особенностями и характерными чертами населения Центрального района (характер великоросса), а также влиянием природных условий на занятия населения. Дать понятие об «отхожем промысле» и «кустарном промысле». Обсудить проблемы населения и хозяйства Центрального района.

Оборудование: Карта «Центральные районы», политико-административная и физическая карты России, образцы изделий народных художественных промыслов Центрального района. Коллекция «Виды тканей, волокон».

Ход урока

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

Устно (взаимоопрос):

1) Охарактеризуйте экономико-географическое положение Центрального района.

2) Дайте оценку природных условий и ресурсов Центрального района.

В течение 2 минут учащиеся отвечают на свой вопрос: 1 вариант - ЭГП, 2 вариант - природные условия и ресурсы. Затем учитель вызывает к доске по 1 ученику от каждого варианта для защиты оценок своего варианта, если оценки учителя и учащегося совпали, то можно оставить оценки всему классу. А можно в качестве защиты оценок задать по дополнительному вопросу каждому учащемуся.

Примеры вопросов:

1 вариант - ЭГП Центрального района

1. Сколько областей входит в состав Центрального района? (12.)

2. С какими странами граничит Центральный район? (Украина, Беларусь.)

3. Как из Москвы можно водным путем попасть на Волгу? (По каналу им. Москвы.)

4. Какой рисунок имеет железнодорожная сеть Центра? (Колесо - в центре Москва - по радиусу расходятся в разные стороны железные дороги.)

5. Как попадали из Москвы в Волгу до строительства канала им. Москвы? (Из Москвы-реки в Оку, а из Оки в Волгу.)

2 вариант - Природные условия и ресурсы Центрального района

1. Каков рельеф Центрального района? (Всхолмленная равнина.)

2. Каков климат района? (Умеренно-континентальный.)

3. В каких природных зонах распложен район? (Север - в тайге; Центр - смешанные леса; Юг - лесостепь.)

4. Назовите топливные ресурсы Центра. (Бурый уголь, торф - Подмосковный бассейн.)

5. Назовите местное сырье для производства удобрений. (Фосфориты.)

6. Почему Н. Н. Баранский сказал, что здесь (в Центре) не богатства недр привели к развитию промышленности, а промышленность «потащила» за собой из-под земли наличные полезные ископаемые?

7. Почему население должно было добывать себе пропитание разными промыслами? (Малоблагоприятные условия для зернового хозяйства: много лесов, малоплодородные земли.)


III. Изучение нового материала

- Большая часть населения Центрального района - это русские, но здесь шло смешение славян с местными племенами.

Задание:

- Прочитайте текст на с. 206 и выберите черты характера великоросса и причины, под влиянием которых складывался характер русских людей. Запишите их в тетрадь.


Характер

Природные условия

1. Терпеливость

2. Нетребовательность к условиям жизни

3. Непритязательность

4. Выносливость

5. Предприимчивость

6. Изворотливость

7. Сотрудничество

Суровая, скудная природа, лишения

1. Большая работоспособность

2. Нет выдержки в труде

3. Склонность к безделью и отдыху

Короткое лето, переменчивость погоды

Длинная зима

Физический тип

1. Среднего роста

2. Сильное телосложение

3. Широк в плечах

4. Тонкие черты лица, прямой нос, голубые глаза

5. Скуластость, широкий нос

Славянский тип

Смешение с финскими племенами


- Особенностью занятий населения Центра было разнообразие хозяйственной деятельности: кустарные промыслы, ремесла, преобладающие в крестьянских дворах, и отхожие промыслы - уход на заработки в города - Москву, Нижний Новгород и другие.

Задание:

Найдите примеры кустарных промыслов;

а) в Лесном Заволжье - изделия из древесины;

б) в южных районах - изделия из железа;

в) в районе г. Кимры - кожаная обувь;

г) в Гжельском районе - глиняная, фарфоровая посуда.

Вопросы к классу:

- Кто уходил в отход? (Мужское население.)

- Почему местности называли «бабьей стороной»?

- Престижно ли было отходничество? (Да. Жених должен был побывать в Москве, Петербурге. Иначе он не пользовался уважением у девушек.)

Вывод: Таким образом, население Центра было подвижно, имело высокий профессиональный уровень и способно к усвоению новых видов деятельности. Кустарные промыслы живы и по сей день - это народные художественные промыслы.

- В XIX веке сформировалась текстильная промышленность сначала на собственном, местном сырье (на льне, шерсти), а затеи на привозном (хлопке), затем с использованием синтетического и искусственного волокон.

Вопрос: Сегодня отрасль находится в упадке. Почему? (Более дешевые импортные ткани создали мощную конкуренцию; потеряны производственные связи с поставщиками сырья - хлопка; повысились цены на импортный хлопок.)

Задание:

- Найдите на карте центры хлопчатобумажной промышленности. (Иваново, Ярославль, Шуя, Орехово-Зуево, Ковров и др.)

- Почему Иваново называют «город невест»? (В текстильной промышленности преобладает женский труд.)

- Машиностроение является отраслью специализации Центра. Центр имеет высокую плотность населения, учебную и научную базу, но отсутствует сырьевая база, поэтому точное и наукоемкое машиностроение получило здесь большее развитие, чем металлоемкое.

Задание:

- Найдите предприятия атвомобиле- и авиастроения. (Авиастроение - Москва, Калуга, Смоленск, Воронеж, Нижний Новгород; Автомобилестроение - Москва, Нижний Новгород, Ликино -Дулево (автобусы), Павлов (автобусы).)

- Особенностью машиностроения Центра является преобладание наукоемких производств, особенно в ВПК, которые размещены в Подмосковье в технополисах - городах науки.

Задание:

- Назовите города науки и их специализацию?

1. г. Жуковский - ...

2. г. Королев - ...

3. г. Химки - ...

4. г. Фрязино - ...


Практическое задание

1) Учащиеся заполняют таблицу на с. 212, уч. А., находят на карте атласа (Центральные районы - центры художественных промыслов);

2) Наносят на контурную карту Центра народных промыслов;

3) Выполняют рисунки; пишут стихи о красоте изделий, о мастерстве и т. д.


Домашнее задание

По уч. А.: § 44, вопросы на с. 212;

1) Вопросы для самооценки 3-4 (на выбор);

2) Творческое задание: подготовить сообщения о городах науки;

3) Рисунки - народные художественные промыслы.

Для любознательных

1. По рисункам на с. 209 (уч. А.) ученики подготавливают сообщения о народных художественных промыслах.

2. Сообщение об одном из городов науки.

Опережающее задание

Подготовить сообщение о Москве по плану:

1) Планировка города и его границы;

2) Кремль - объект Всемирного культурного наследия;

3) Достопримечательности Москвы (например, экскурсия по Третьяковской галерее).






Для любых предложений по сайту: [email protected]