География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.
Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население Поволжья - РАЙОНЫ РОССИИ
Цели: Показать роль Волги в развитии экономики. Изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение экономики. Сформировать представление о населении Поволжья.
Оборудование: Политико-административная и физическая карты России, экономическая карта Поволжья.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Географический диктант:
1. Северный Кавказ ... район России (многонациональный).
2. Впишите столицы республик:
Северная Осетия - Алания - столица ... (г. Владикавказ, г. Дзауджикау);
Ингушетия - столица ... (г. Магас);
Адыгея - столица ... (г. Майкоп);
Дагестан - столица ... (г. Махачкала).
3. Большая часть равнин района занята природной зоной ... (степей).
4. Почвы в Предкавказье - ... (черноземы).
5. Следствием уникальных климатических условий является специализация района на ... (рекреационном хозяйстве), а также возделывании ... (субтропических) культур.
6. Крупным морским портом Северного Кавказа является - ... (г. Новороссийск), «воротами Кавказа» называют ... (г. Ростов-на-Дону).
7. Отраслями специализации района являются:
1) ... (АПК);
2) ... (рекреационное хозяйство);
3) топливная промышленность.
8. Религия горских народов - ... (ислам), исключение составляют православные ... (осетины).
9. Центр курортного побережья Черного моря - ... (г. Сочи).
10. Основная сельскохозяйственная культура - ... (озимая пшеница).
11. В Ростове-на-Дону и Таганроге производят ... (комбайны).
12. В районе находится восточная часть ... (Донецкого) угольного бассейна.
III. Изучение нового материала
- Поволжский экономический район вытянут с севера на юг вдоль природной оси - реки Волги. Определим состав Поволжья и отметим области и республики на контурной карте.
Ученики отмечают на карте области и республики, входящие в состав Поволжья. (По «госплановскому» районированию в состав Поволжья входят (уч. А. рис. 63): Татарстан - столица г. Казань; Калмыкия - столица г. Элиста; Ульяновская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская и Пензенская области. По уч. А. в состав социально-экономического района Поволжья включены дополнительно к «госплановскому» составу Чувашия, Марий Эл и убраны Пензенская область - она включена в состав ЦЧР и Калмыкия, которую автор учебника отнес к Северному Кавказу.)
Задание:
- Оцените ЭГП Поволжья, определите отличительные черты ЭГП и сделайте вывод. На самостоятельную оценку - 3 минуты.
1. Главной осью Поволжья является Волга.
2. Волга - связующее звено республик и областей района и районов Европейской части. Субъекты «нанизаны» на Волгу как бусинки на нить.
3. Район вытянут с севера на юг, а это значит климатические условия севера и юга различны.
4. Поволжье находится между индустриальными ядрами России - Центральной Россией и Уралом.
5. Поволжье - приграничный район. (Он имеет «прозрачную» границу с Казахстаном. (Из Средней Азии и Казахстана - наркотики).
6. Сосед на юге Северный Кавказ (нестабильный регион с беженцами и вынужденными переселенцами).
7. Транспортное положение района благоприятно:
1) судоходная река;
2) транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы пересекают Поволжье с запада на восток (в широтном направлении) и вдоль Волги с севера на юг (Поволжье железная дорога). По Волге выход в моря - Азовское (Черное, Каспийское).
Вывод: Поволжье имеет выгодное ЭГП.
- Определим природные условия и ресурсы Поволжья:
1) рельеф - равнинный.
2) климат - умеренно-континентальный, на юге континентальный; теплое, на юге - жаркое лето, увлажнение на севере достаточное, на юге - недостаточное, возможны засухи - причина неурожаев.
3) природные зоны - широтная зональность, ярко выражена: район вытянут с севера на юг более чем на тысячу километров:
смешанные леса - Татарстан;
лесостепи - Ульяновская и Самарская области;
степи - Саратовская и Волгоградская области;
полупустыни - Астраханская область.
- В геологическом отношении Поволжье - это осадочный чехол древней Русской платформы.
Задание:
- Определите природные ресурсы Поволжья. Дайте оценку минеральным, агроклиматическим, земельным, водным и рыбным ресурсам Поволжья. Сделайте вывод.
Учащиеся могут выбрать вид работы:
1) Работа по контурной карте.
По карте Поволжья (атлас) учащиеся определяют, что в Поволжье:
1. Минеральные ресурсы:
а) ведется добыча нефти и газа (Татария, Самарская и Астраханская области);
б) поваренная соль озер Эльтон и Баскунчак;
в) строительные материалы.
2. Агроклиматические и земельные ресурсы (условие для развития АПК).
3. Водные ресурсы водохранилищ реки Волги.
4. Рыбные ресурсы - это, прежде всего, осетровые (90% мировых запасов) Каспийского моря.
2) Заполнение таблицы.
Природный ресурс |
Отрасль специализации |
Промышленные центры |
1. Нефть, газ |
топливная, нефтепереработка |
|
2. Поваренная соль |
пищевая |
|
3. Рыбные |
рыбная (пищевая) |
|
4. Агроклиматические, земельные |
АПК (сельское хозяйство, пищевая) |
Колонка «Промышленные центры» заполняется на следующем уроке по теме «Хозяйство Поволжья».
3) Логическая опорная схема.
Вывод: Природные ресурсы разнообразны и позволяют развивать в Поволжье:
1) АПК (сельское хозяйство, пищевая);
2) химическую промышленность;
3) нефтепереработку (нефтяную и газовую).
- Население Поволжья.
Задание:
- Самостоятельно прочитать текст о население Поволжья (уч. Д., § 54; уч. А., с. 268-271) и ответить на вопросы.
Вопросы к классу:
1. Какие государства существовали на территории Поволжья в историческом прошлом? (Булгарское и Хазарское царства, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства.)
2. Какие опорные оборонительные пункты возникли в Поволжье в XVI веке? (Царицын, Самара, Саратов.)
3. Каков естественный прирост населения Поволжья? (Отрицательный, кроме Калмыкии.)
4. Сравните среднюю плотность населения России и Поволжья. (В Поволжье средняя плотность населения в 3 раза выше. Наибольшая плотность в Татарстане, наименьшая в Калмыкии.)
5. Преобладающий народ в Поволжье? (Русские.)
6. Когда в Поволжье поселились немцы? (В XVIII веке.)
7. Какие народы Поволжья подвергались насильственной миграции? (Немцы, калмыки.)
8. Каков уровень урбанизации Поволжья? (74%.)
9. Найдите соответствие:
национальность религия
1. русские А. ислам
2. татары Б. православие
3. калмыки В. буддизм
Ответы: 1 - Б; 2 - А; 3 - В.
10. Назовите города-миллионники Поволжья. (Казань, Самара. Население Волгограда в 1990 году составляло 1 млн. 5 тыс. человек, но к 2000 г. сократилось и составило 989 тыс. чел.)
11. Какие города назывались раньше Царицын, Сталинград, Симбирск? (Царицын и Сталинград - ныне Волгоград, Симбирск - ныне Ульяновск.)
12. Как размещены крупные города Поволжья? (На берегах Волги.)
13. Какой город (центр области распложен в стороне от Волги? (Пенза.)
Учащиеся отвечают на вопросы (лист с вопросами о населении Поволжья на каждом столе) в парах. Затем сверяют ответы, работая в группах (по 4-5 человек).
IV. Закрепление
- Назовите субъекты РФ, входящие в состав Поволжья?
- Назовите основные черты ЭГП Поволжья?
- Улучшится ли ЭГП вашей области, республики, если она окажется на месте Самарской области?
- Оцените природные условия Поволжья для жизни людей и развития экономики района.
- Природные ресурсы Поволжья отличают следующие черты (дополнить): преобладание нерудных ископаемых, среди которых нефть (истощение запасов), газ, соль.
- Назовите народы Поволжья.
- Какова история заселения Поволжья немцами? Почему немцы эмигрируют в Германию?
- Каков религиозный состав населения Поволжья?
Домашнее задание
По уч. А., § 53, вопросы для самооценки (с. 272) 1-4, 8; по желанию выбор вопросов: «Моя точка зрения». «Представьте, что...»
По уч. Д., § 53-54, составьте по 10 вопросов по параграфам.
Опережающее задание
Группе учащихся подготовить сообщения «Проблемы Поволжья», «Города Поволжья».