Восточная экономическая зона - ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

География - Большой справочник для школьников и поступающих в вузы

Восточная экономическая зона - ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

В составе Восточной экономической зоны 3 экономических районов: Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.

Площадь территории — 12 763,6 тыс. км2, население — 29,44 млн. чел., плотность населения — 2,3 чел./км2, уровень урбанизации — 73 %.

Восточная экономическая зона, или Восточный макрорегион — крупнейшая по площади часть России (12,8 млн. км2) — 75 % территории страны. К планетарной зоне Севера относится 1/2 территории Западной Сибири, 2/3 Восточной Сибири, 3/4 Дальнего Востока, поэтому освоение региона связано с большими затратами; здесь проживает всего 18 % населения страны.

В недрах Сибири и Дальнего Востока сосредоточены огромные запасы природных ресурсов: 85 % энергоресурсов и древесины, 75 % запасов пресных вод, основная масса запасов алмазов, золота, руд металлов. Южная часть региона имеет достаточно пригодный для многоотраслевого сельского хозяйства климат и плодородные почвы. В морях, реках, озерах региона развит рыбный промысел, в лесах — охота. Районы Восточного макрорегиона сближает высокая чувствительность экосистем Дальнего Севера к антропогенному воздействию, влиянию транспорта.

Развитие региона, обладающего такой крупной ресурсной базой, сдерживается не только суровостью климата, но и крайней удаленностью от европейской части России. Поэтому развитие транспорта — жизненно важный вопрос для макрорегиона.

Расселение и производство в зоне Севера носят преимущественно очаговый характер. Основная же масса населения (3/4) и основной объем промышленного и сельскохозяйственного производства сконцентрированы в южной полосе Сибири и Дальнего Востока, главным образом вдоль Транссибирской магистрали. Здесь же расположены самые крупные в макрорегионе промышленные, торгово-финансовые, научные и культурные центры.

В структуре хозяйства Восточного макрорегиона преобладают сырьевые и энергоемкие отрасли.

Население. По сравнению с другими территориями России Восточный макрорегион имеет небольшое население. Население концентрируется на юге — вдоль трассы Транссибирской железной дороги. Здесь в отдельных районах плотность повышается иногда в десятки раз по сравнению со средней.

Выборочный характер освоения, сложные условия для ведения сельского хозяйства предопределили преобладание городского населения. В целом в макрорегионе доля горожан составляет 73 %. В отдельных субъектах федерации она достигает 85—90 % (Кемеровская обл., Ханты-Мансийский АО, Магаданская обл., Сахалинская обл.). В настоящее время здесь расположено 230 городов и 579 поселков городского типа. Крупнейшими городами макрорегиона являются «миллионеры» — Новосибирск (третий по численности в стране) и Омск (седьмой по численности).

Промышленность. В специализации Восточной экономической зоны выделяются отрасли сырьевой составляющей: топливная промышленность (газ, нефть, уголь, уран), черная металлургия (Западная Сибирь), цветная металлургия (Восточная Сибирь и Дальний Восток), лесной комплекс (Восточная Сибирь и Дальний Восток), рыбная промышленность (Дальний Восток). Восточная Сибирь — крупнейший район по электроэнергетике. Во многих субъектах федерации представлены химическая промышленность и машиностроение, ориентированные, как правило, на местные потребности.

Сельское хозяйство сконцентрировано на юге территории и имеет в основном потребительское направление, за исключением зернового хозяйства в Западной Сибири, тонкорунного овцеводства в Восточной Сибири, выращивания сои и риса на Дальнем Востоке. Для коренных народов Севера особую роль играет оленеводство, как традиционная отрасль хозяйствования.

Транспорт. Восточный макрорегион слабо обеспечен транспортом. Определяющими являются на юге железнодорожный и автомобильный транспорт, на севере — речной и морской. Возможна в зимнее время транспортировка грузов автопоездами. Именно на Востоке нашей страны осуществляется новое дорожное строительство. Сооружается автомагистраль Москва— Владивосток (Читинская и Амурская области), строятся субмеридиональные железные дороги на север Западной Сибири и в Якутию.

Важнейшее значение для развития связей с восточными соседями и создания коридора Восток — Запад имеют дальневосточные порты.

Возможность развития территории связывается с крупными научными центрами Сибири и Дальнего Востока (Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток).






Для любых предложений по сайту: [email protected]