География - Большой справочник для школьников и поступающих в вузы
Страны Зарубежной Азии - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА
Япония. Государственный строй — конституционная монархия (глава государства — император, высший законодательный орган — парламент, состоящий из палаты советников и палаты представителей).
Природные условия. Площадь — 377,8 тыс. км2. Благоприятное для развития хозяйства положение. Япония расположена на более чем 4000 островах. Бедные минеральные ресурсы, высокая сейсмичность, муссонный климат.
Население — 125 млн. чел., высокая плотность населения (более 300 чел./км2), первый тип воспроизводства, самая высокая продолжительность жизни (80 лет). Уровень урбанизации очень высокий (77 %), сформированы агломерации. Мононациональная страна (японцы — 99 %). Религии: синтоизм, буддизм. В настоящее время в Японии насчитывается 650 городов, из них 200 — крупные (с населением более 100 тыс. чел) и 12 — города-миллионеры. Активно протекает процесс формирования агломераций. Наиболее крупные из них: Кейхин (Токио, Иогама, Кавасаки, Тиба) — 27 млн. человек; Хансин (Осака, Кобе, Клото) — 25 млн. человек; Тюне — 10 млн. человек. Слившись друг с другом, эти агломерации образуют мегаполис Токайдо, в нем проживает 56 % всего населения.
Промышленность. Структура экономики становится постиндустриальной. Высокие темпы развития обуславливаются:
• выработкой разумной стратегии развития с учетом местных условий и национальных традиций;
• сочетанием крупного производства и мелких предприятий;
• заимствованием и быстрым внедрением научных изобретений;
• большими капиталовложениями в науку в настоящее время;
• высоко развитой системой образования; сочетанием образования, науки и производства.
В послевоенные годы приоритетными были черная металлургия, судостроение, автомобилестроение. Сейчас приоритет отдается ресурсо- и наукоемким производствам: электронике, робототехнике, биотехнологиям и др. Автомобильная промышленность Японии занимает первое место в мире, концерны: «Тойота», «Ниссан», «Хонда».
Япония импортирует минеральные ресурсы (нефть), зерновые культуры, корм для скота.
Главные отрасли сельского хозяйства — рыболовство, рисосеяние. В последнее время развивается животноводство.
Транспортная система очень хорошо развита. Главная роль во внутренних перевозках — у автомобильного и железнодорожного транспортов, во внешних — у морского.
Китай (Китайская Народная Республика) — первое по численности населения и третье по площади государство мира. Высший законодательный орган — Всекитайское собрание народных представителей.
Природные условия благоприятны для развития хозяйства (кроме горных и пустынных районов), площадь — 9,6 млн. км2. Большие запасы минеральных (уголь, железная и марганцевая руды, цинк, олово, сурьма, бокситы), гидроэнергетических, почвенных, агроклиматических ресурсов.
Население — 1,2 млрд. чел., с 1950-х годов проводится демографическая политика, направленная на уменьшение рождаемости. Большая часть населения живет на востоке, где плотность населения достигает 1000 чел./км2. Уровень урбанизации низкий (28 %), но города очень большие, сформированы агломерации (Шанхайская). 90 % населения — китайцы, очень разнообразны национальные меньшинства (чжуаны, монголы, уйгуры). Религии — конфуцианство и даосизм, среди национальных меньшинств — буддизм и ислам.
Промышленность — главная отрасль экономики. ТЭК основан на использовании угля (Датунский бассейн), Китай лидирует в мире по его добыче. Предприятия металлургического комплекса приурочены к ресурсным месторождениям, завершающие стадии цветной металлургии — к экономически развитым районам (Восточный Китай). Машиностроительные предприятия выпускают все виды продукции, развивается химическая промышленность. Примерно четверть доходов страны приносит экспорт продуктов нефтехимии. Легкая промышленность в основном, представлена текстильной отраслью. В приморских провинциях организованы свободные экономические зоны.
Главная отрасль сельского хозяйства — растениеводство (преобладает рисосеяние, выращивают пшеницу, батат, картофель, хлопчатник). Разводят рабочий скот, свиней.
Транспортная сеть лучше развита на востоке. По объемам перевозок лидирует железнодорожный транспорт. Велика роль гужевого, вьючного, велосипедного транспорта.
Индия — федеративная республика, состоящая из 25 штатов и 7 союзных территорий. Верхняя палата парламента — Совет штатов, нижняя — Народное собрание.
Природные условия. В Индии благоприятные для экономического развития природные условия, богатые минеральные, водные, агроклиматические ресурсы.
Население — 937 млн. чел. Плотность населения колеблется от 2 чел./км2 в Гималаях до 1000 чел./км2 на Индо-Гангской низменности. Высокий естественный прирост. Уровень урбанизации низкий (27 %), сформированы агломерации (Бомбей, Калькутта, Дели, Мадрас). В Индии живет более 500 народов. Религия — индуизм (80 %), много мусульман, сикхов, буддистов. Происходят острые межнациональные и межрелигиозные конфликты.
Промышленность представлена черной металлургией и машиностроением (р. Дамодар), химической промышленностью (Бомбей), хлопчатобумажной, джутовой, швейной промышленностью.
Главная отрасль сельского хозяйства — растениеводство (рис, пшеница, чай, арахис, сахарный тростник, джут, хлопчатник). В засушливых районах преобладает пастбищное скотоводство. Огромное поголовье крупного рогатого скота (около 200 млн.) не используется в хозяйстве по религиозным мотивам (корова в Индии священное животное).
Транспортная сеть хорошо развита, но многие железные дороги одноколейные, а автомобильные дороги часто не имеют твердого покрытия.