География подготовка к ГИА
Материалы для проведения зачета
При проведении зачета вам предстоит оценить ответы на задания с развернутым ответом в пяти работах учащихся, используя приведенные ниже критерии оценивания. Изображения ответов учащихся даны в разделе “Работы экзаменуемых”. Баллы, которыми вы оценили выполнение каждого задания каждой работы, занесите в таблицу раздела “Оценивание работ зачета”.
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Азорские острова – это удивительный, скрывающийся от посторонних глаз, вулканический мир, расположенный в Атлантическом океане. Девять островов Азорского архипелага являются источником разнообразных пейзажей и захватывающих вулканических чудес. Начиная c XV века здесь были зафиксированы извержения вулканов. И до сих пор живое доказательство текущей вулканической активности – это горячие серные источники и дымящиеся кратеры в долинах Фурнаш, недалеко от южного побережья, и Рибейра Гранде близ северного побережья.
1. Чем объясняется наличие действующих вулканов на территории Азорских островов?
Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе наличие действующих вулканов объясняется положением территории островов на границе литосферных плит, или положением в зоне срединно-океанического хребта, или наличием глубинных разломов. Примеры ответов: · Азорские острова находятся на границе двух литосферных плит, где по разломам раскалённая магма из глубины поднимается на земную поверхность. · Эти острова находятся на границе расходящихся плит. · Азорские острова находятся в зоне разломов |
2 |
В ответе говорится о сейсмическом поясе или о незавершённости горообразовательных процессов. Примеры ответов: · По карте можно определить, что здесь – сейсмический пояс. · Азорские острова находятся в области складчатости, где горообразовательные процессы ещё не завершены |
1 |
В ответе ничего не говорится ни о литосферных плитах, ни о положении в зоне срединно-океанического хребта, ни о глубинных разломах, ни о сейсмических поясах, ни о незавершённости горообразовательных процессов. Примеры ответов: · Здесь происходят землетрясения и извержения вулканов. · В Португалии есть ещё действующие вулканы |
0 |
Максимальный балл |
2 |
2. Участники школьной футбольной секции выбирают место для обустройства школьного футбольного поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 2, и приведено два обоснования, из которых очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями и читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: · Участок 2 лучше всех остальных, потому что там плоская поверхность и нет больших растений. · На участке 3 растёт лес, а на участке 1 – склон холма, поэтому участок 2 самый лучший. · Должен быть участок с горизонтальной поверхностью, а участок 1 наклонный. На участке 3 растёт лес. · Ответ: участок 2 |
2 |
В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 2, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. ИЛИ В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 1 или 3, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: · Участок 1, потому что там луговая растительность. · Участок 3, потому что там ровно. · Участок 2, потому что там луг. · Участок 2, потому что там плоский рельеф |
1 |
В ответе назван участок 2 без обоснования или с неверным обоснованием. ИЛИ В ответе назван любой участок и приводится обоснование, из которого не следует, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: · Я думаю, это участок 1, потому что он лучше. · Участок 3 лучше. · Участок 2 |
0 |
Максимальный балл |
2 |
ЗАО “Уральский турбинный завод” создано в 2003 г. на базе турбинного производства Уральского турбомоторного завода (ТМЗ) в г. Екатеринбурге. Сейчас это одно из ведущих в России машиностроительных предприятий по проектированию и производству паровых теплофикационных турбин, предназначенных для комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, газоперекачивающих агрегатов, энергетических газотурбинных установок. Изделия с маркой ТМЗ пользуются спросом в самом регионе. Турбины, производимые на этом заводе, работают более чем в 60 странах мира, в том числе в Японии, Болгарии, Индии, Южной Корее, Китае.
3. Укажите особенность хозяйства региона, в котором расположен г. Екатеринбург, которая способствовала размещению в нём предприятия энергетического машиностроения.
Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе говорится о том, что в регионе (на Урале) имеется металлургическая база или имеются предприятия чёрной металлургии. Примеры ответов: · Это металлоёмкое производство, на Урале много металла собственного производства. · Для размещения энергетического машиностроения важно наличие металлургической базы, которая здесь сформирована |
1 |
В ответе ничего не говорится о том, что в регионе (на Урале) имеется металлургическая база или имеются предприятия чёрной металлургии. Примеры ответов: · На размещение завода повлияло наличие на Урале запасов различных руд. · У Екатеринбурга выгодное ЭГП |
0 |
Максимальный балл |
1 |