География ОГЭ типовые экзаменационные варианты
ОТВЕТЫ К ТИПОВЫМ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ ВАРИАНТАМ
ВАРИАНТ 1
Ответы на задания с кратким ответом
За верное выполнение заданий 1-14, 16-19, 21, 22, 24-30 выставляется 1 балл.
Задания считаются выполненными верно, если верно указаны требуемые одно-два слова цифра или последовательность цифр.
| 
 Номер задания  | 
 Правильный ответ  | 
| 
 1  | 
 3  | 
| 
 2  | 
 4  | 
| 
 3  | 
 3  | 
| 
 4  | 
 2  | 
| 
 5  | 
 3  | 
| 
 6  | 
 2  | 
| 
 7  | 
 3  | 
| 
 8  | 
 1  | 
| 
 9  | 
 295 859  | 
| 
 10  | 
 2  | 
| 
 11  | 
 1  | 
| 
 12  | 
 4  | 
| 
 13  | 
 3  | 
| 
 14  | 
 Мадагаскар  | 
| 
 16  | 
 51  | 
| 
 17  | 
 312  | 
| 
 18  | 
 560; 570; 580  | 
| 
 19  | 
 С; Север; в северном  | 
| 
 21  | 
 4  | 
| 
 22  | 
 2  | 
| 
 24  | 
 321  | 
| 
 25  | 
 13  | 
| 
 26  | 
 123  | 
| 
 27  | 
 4  | 
| 
 28  | 
 2  | 
| 
 29  | 
 4  | 
| 
 30  | 
 Индия  | 
Ответы и критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
15.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе говорится о том, что летом многолетняя мерзлота препятствует просачиванию выпавших атмосферных осадков, и о том, что летом верхние слои мерзлотных пород оттаивают. Примеры ответов: • Летом осадки выпадают в виде дождя. Влага не может просочиться вглубь почвы, так как там лежит слой многолетней мерзлоты и влага остаётся на поверхности. И ещё летом многолетняя мерзлота сверху оттаивает, а это дополнительная влага. • Летом мерзлота оттаивает. Мерзлота не даёт просочиться выпавшим осадкам вглубь  | 
 2  | 
| 
 В ответе говорится только о том, что летом многолетняя мерзлота препятствует просачиванию выпавших атмосферных осадков, или только о том, что летом верхние слои мерзлотных пород оттаивают. Примеры ответов: • Летом мерзлотные породы оттаивают, и вода увлажняет почву. • Замерзшие породы летом оттаивают. Лёд, который в них был, превращается в воду. Вода попадает в почву. • Оттаивание грунта  | 
 1  | 
| 
 В ответе ничего не говорится ни о том, что летом многолетняя мерзлота препятствует просачиванию выпавших атмосферных осадков, ни о том, что летом верхние слои мерзлотных пород оттаивают. Примеры ответов: • Заболачиванию способствует плоский рельеф и большое количество атмосферных осадков. • Чем глубже многолетняя мерзлота, том больше заболачивание  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 2  | 
20.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
|
| 
 В ответе говорится о том, что указанным требованиям больше всего отвечает участок 3, и приведено два обоснования, из которых очевидно, что учащийся может найти на карте шоссе, понимает различие в освещённости склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте. Примеры ответов: • Лучше всего выбрать участок 3. Он находится на южном склоне и расположен рядом с шоссе — удобно вывозить яблоки. • Самый подходящий участок 3: он находится на прогреваемом склоне южной экспозиции, и рядом с ним проходит шоссе  | 
 2  | 
|
| 
 В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 3, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся может найти на карте шоссе или понимает различие в освещённости склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте. ИЛИ В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 2, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся понимает различие в освещённости склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте.  | 
 1  | 
|
| 
 Примеры ответов: • Участок 3, потому что он находится рядом с дорогой. • Участок 3, потому что он находится на склоне, хорошо прогреваемом солнцем. • Участок 2, потому что он находится на склоне южной экспозиции  | 
||
| 
 В ответе назван участок 3 без обоснования или с неверным обоснованием. ИЛИ В ответе назван любой участок, и приводится обоснование, из которого не следует, что учащийся может найти на карте шоссе или понимает различие в освещённости склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте. Примеры ответов: • Я думаю, это участок 3, потому что он лучше. • Участок 1 лучше, так как он расположен на южном склоне  | 
 0  | 
|
| 
 Максимальный балл  | 
 2  | 
|
23.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе говорится о наличии в регионе лесных ресурсов. Примеры ответов: • Это производство ориентировано на лесные ресурсы, которыми обеспечена Новгородская область. • В Новгородской области много леса, необходимого для производства бруса  | 
 1  | 
| 
 В ответе ничего не говорится о наличии в регионе лесных ресурсов. Примеры ответов: • На выбор повлияло наличие здесь потребителя данной продукции. • На размещение таких предприятий влияет трудовой фактор  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 1  | 
ВАРИАНТ 2
Ответы на задания с кратким ответом
| 
 Номер задания  | 
 Правильный ответ  | 
| 
 1  | 
 3  | 
| 
 2  | 
 1  | 
| 
 3  | 
 2  | 
| 
 4  | 
 3  | 
| 
 5  | 
 4  | 
| 
 6  | 
 1  | 
| 
 7  | 
 4  | 
| 
 8  | 
 1  | 
| 
 9  | 
 242  | 
| 
 10  | 
 2  | 
| 
 11  | 
 4  | 
| 
 12  | 
 3  | 
| 
 13  | 
 2  | 
| 
 14  | 
 Ростов-на-Дону  | 
| 
 16  | 
 53  | 
| 
 17  | 
 321  | 
| 
 18  | 
 380; 390; 400  | 
| 
 19  | 
 С; север  | 
| 
 21  | 
 1  | 
| 
 22  | 
 3  | 
| 
 24  | 
 132  | 
| 
 25  | 
 41  | 
| 
 26  | 
 321  | 
| 
 27  | 
 2  | 
| 
 28  | 
 3  | 
| 
 29  | 
 2  | 
| 
 30  | 
 Индонезия  | 
Ответы и критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
15.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе наличие действующих вулканов объясняется положением территории страны на границе литосферных плит или в зоне глубинных разломов. Примеры ответов: • Япония находится на границе двух литосферных плит, где по разломам раскалённая магма из глубины поднимается на земную поверхность. • Япония находится на границе плит, одна из которых опускается под другую.  | 
 2  | 
| 
 В ответе говорится о сейсмическом поясе, или о положении в области кайнозойской складчатости, или о положении в пределах “Тихоокеанского огненного кольца”, или о положении на островной дуге. Примеры ответов: • По карте можно определить, что здесь сейсмический пояс. • Япония находится в области кайнозойской складчатости, где горообразовательные процессы ещё не завершены. • Остров Кюсю и другие Японские острова входят в “Тихоокеанское огненное кольцо”. • Здесь проходят островные дуги.  | 
 1  | 
| 
 В ответе ничего не говорится ни о литосферных плитах, ни о разломах, ни о сейсмических поясах, ни о положении в пределах “Тихоокеанского огненного кольца”, ни о положении в области кайнозойской складчатости, ни о положении на островной дуге. Пример ответа: • На Японских островах часто происходят землетрясения и извержения вулканов.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 2  | 
20.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 1, и приведено два обоснования, из которых очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями и умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: • Участок 1 подходит больше всего, так как он ровный и порос травой. • На участке 2 играть не получится, так как там болото, а участок 3 находится на склоне. Думаю, подходит участок 1. • На участке 1 ровный и хороший луг, поверхность не наклонная, а участок 3 неровный.  | 
 2  | 
| 
 В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 1, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. ИЛИ В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 2 или 3, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: • Участок 1, потому что там есть луг. • Участок 2, потому что там равнина. • Участок 1, потому что там ровно. • Участок 3, потому что там луг.  | 
 1  | 
| 
 В ответе назван участок 1 без обоснования или с неверным обоснованием. ИЛИ В ответе назван любой участок и приводится обоснование, из которого не следует, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: • Я думаю, это участок 1. • Участок 3, так как рядом с ним растут два дерева.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 2  | 
23.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе даётся правильное объяснение причины размещения нефтеперерабатывающих предприятий в районах потребления их продукции. Пример ответа: • Самый дешёвый способ транспортировки нефти и нефтепродуктов — по трубопроводам. В районы потребления дешевле доставить нефть по одному трубопроводу, чем строить несколько трубопроводов для каждого из продуктов нефтепереработки. Поэтому выгоднее производить бензин и керосин там, где их потребляют.  | 
 1  | 
| 
 В ответе даётся неправильное объяснение причины размещения нефтеперерабатывающих предприятий в районах потребления их продукции. Пример ответа: • В районах потребления много квалифицированной рабочей силы.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 1  | 
ВАРИАНТ 3
Ответы на задания с кратким ответом
| 
 Номер задания  | 
 Правильный ответ  | 
| 
 1  | 
 1  | 
| 
 2  | 
 2  | 
| 
 3  | 
 3  | 
| 
 4  | 
 2  | 
| 
 5  | 
 3  | 
| 
 6  | 
 4  | 
| 
 7  | 
 3  | 
| 
 8  | 
 2  | 
| 
 9  | 
 -3,3  | 
| 
 10  | 
 1  | 
| 
 11  | 
 4  | 
| 
 12  | 
 1  | 
| 
 13  | 
 3  | 
| 
 14  | 
 Алжир  | 
| 
 16  | 
 5  | 
| 
 17  | 
 231  | 
| 
 18  | 
 710; 720; 730  | 
| 
 19  | 
 Ю; юг  | 
| 
 21  | 
 4  | 
| 
 22  | 
 3  | 
| 
 24  | 
 123  | 
| 
 25  | 
 13  | 
| 
 26  | 
 312  | 
| 
 27  | 
 3  | 
| 
 28  | 
 2  | 
| 
 29  | 
 3  | 
| 
 30  | 
 Челябинская  | 
Ответы и критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
15.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе говорится об увеличении веса водопроницаемых горных пород и об образовании водоносного горизонта на поверхности первого водоупорного слоя. Примеры ответов: • Вода, просачиваясь в почву, достигает водоупорного горизонта, образуя водоносный горизонт. Под силой собственной тяжести пропитанный влагой грунт съезжает вниз по склону. • Вода увеличила вес горных пород, просочилась до водоупорного слоя, образуя водоносный горизонт.  | 
 2  | 
| 
 В ответе говорится только об увеличении веса водопроницаемых горных пород, или только об образовании водоносного горизонта на поверхности первого водоупорного слоя. Примеры ответов: • Из-за дождей на склоне холма скопилось много влаги, поэтому тяжёлая почва поползла вниз. • Уровень грунтовых вод поднялся после дождей. • Пласты горных пород стали соскальзывать по водоносным слоям.  | 
 1  | 
| 
 В ответе ничего не говорится ни об увеличении веса водопроницаемых горных пород, ни об образовании водоносного горизонта на поверхности первого водоупорного слоя. Примеры ответов: • В горах бывают селевые потоки. • Это природное явление.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 2  | 
20.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 2, и приведено два обоснования, из которых очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями и умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: • Участок 2 лучше, потому что там ровный луг. • На участке 1 нельзя играть, потому что там склон, участок 3 — на болоте. Значит, лучше всего участок 2. • Эта площадка должна быть на участке 2, здесь хорошее ровное место с травой, поверхность не наклонная. На участке 3 — болото, а на участке 1 — склон.  | 
 2  | 
| 
 В ответе говорится том, что больше всего подходит участок 2, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности.  | 
 1  | 
| 
 ИЛИ В ответе говорится том, что больше всего подходит участок 1 или 3, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: • Участок 2, потому что он ровный (почти нет уклона). • Участок 2, потому что там луг. • Участок 1, так как там нет деревьев. • Участок 3, так как он ровный.  | 
 1  | 
| 
 В ответе назван участок 2 без обоснования или с неверным обоснованием. ИЛИ В ответе назван любой участок и приводится обоснование, из которого не следует, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: • Я думаю, это участок 2. • Участок 3 — самый лучший, так как там хороший вид.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 2  | 
23.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе говорится об особенностях атмосферных условий, связанных с повышенным атмосферным давлением. Примеры ответов: • В зимнее время на севере Сибири преобладает высокое атмосферное давление, и это способствует скоплению вредных веществ у земной поверхности. • Зимой чаще всего наблюдается безветренная погода, препятствующая “проветриванию” города. • Норильск зимой находится в зоне действия антициклона, поэтому зимой более загрязнённый воздух.  | 
 1  | 
| 
 В ответе ничего не говорится об особенностях атмосферных условий, связанных с повышенным атмосферным давлением. Пример ответа: • В Норильске много вредных для окружающей среды производств, зимой всегда дышать труднее, чем летом.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 1  | 
ВАРИАНТ 4
Ответы на задания с кратким ответом
| 
 Номер задания  | 
 Правильный ответ  | 
| 
 1  | 
 2  | 
| 
 2  | 
 4  | 
| 
 3  | 
 3  | 
| 
 4  | 
 1  | 
| 
 5  | 
 1  | 
| 
 6  | 
 2  | 
| 
 7  | 
 2  | 
| 
 8  | 
 1  | 
| 
 9  | 
 -5,7  | 
| 
 10  | 
 3  | 
| 
 11  | 
 1  | 
| 
 12  | 
 2  | 
| 
 13  | 
 1  | 
| 
 14  | 
 Чита  | 
| 
 16  | 
 82  | 
| 
 17  | 
 123  | 
| 
 18  | 
 470; 480; 490  | 
| 
 19  | 
 С; север  | 
| 
 21  | 
 2  | 
| 
 22  | 
 1  | 
| 
 24  | 
 132  | 
| 
 25  | 
 42  | 
| 
 26  | 
 132  | 
| 
 27  | 
 3  | 
| 
 28  | 
 2  | 
| 
 29  | 
 1  | 
| 
 30  | 
 Дагестан  | 
Ответы и критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
15.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе частые землетрясения объясняются положением территории на границе литосферных плит. Пример ответа: • Гаити находится в зоне контакта литосферных плит.  | 
 2  | 
| 
 В ответе частые землетрясения объясняются положением территории в сейсмическом поясе или положением территории в области кайнозойской складчатости, или на островной дуге. Примеры ответов: • По карте видно, что здесь расположен сейсмический пояс. • Это область новейшей складчатости. • Гаити находится на островной дуге в области развития океанической коры.  | 
 1  | 
| 
 В ответе ничего не говорится ни о литосферных плитах, ни об области кайнозойской складчатости, ни о положении территории в сейсмическом поясе или на островной дуге. Пример ответа: • В Гаити и в соседней с ним Доминиканской Республике часто происходят землетрясения.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 2  | 
20.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 3, и приведено два обоснования, из которых очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями и умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: • Участок 3 подходит больше всего, так как он ровный, плоский и покрыт травой. • На участке 2 играть нельзя — там склон, а на участке 1 — кусты. Лучше всего участок 3. • Участок 3 — лучший, так как там ровно и трава.  | 
 2  | 
| 
 В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 3, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. ИЛИ В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 1 или 2, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: • Участок 3, так как он ровный. • Участок 2, так как там луг. • Участок 1, потому что там нет уклона. В ответе назван участок 3 без обоснования или с неверным обоснованием. ИЛИ В ответе назван любой участок и приводится обоснование, из которого не следует, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности.  | 
 1  | 
| 
 Примеры ответов: • Участок 3, так как он севернее всего. • Участок 1.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 2  | 
23.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе говорится о хорошей обеспеченности региона лесными ресурсами или водными ресурсами. Примеры ответов: • Нижегородская область расположена в лесной зоне. Также через область течёт многоводная река Волга. • Балахнинский ЦБК находится в Нижегородской области, которая граничит с Костромской, Кировской и другими областями. В этом регионе много лесных ресурсов. • Воды реки Волги — важный природный ресурс для этого производства.  | 
 1  | 
| 
 В ответе ничего не говорится о хорошей обеспеченности региона лесными и водными ресурсами. Пример ответа: • На выбор территории повлияло положение региона в европейской части страны.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 1  | 
ВАРИАНТ 5
Ответы на задания с кратким ответом
| 
 Номер задания  | 
 Правильный ответ  | 
| 
 1  | 
 4  | 
| 
 2  | 
 1  | 
| 
 3  | 
 1  | 
| 
 4  | 
 1  | 
| 
 5  | 
 2  | 
| 
 6  | 
 1  | 
| 
 7  | 
 2  | 
| 
 8  | 
 1  | 
| 
 9  | 
 -6,6  | 
| 
 10  | 
 2  | 
| 
 11  | 
 1  | 
| 
 12  | 
 3  | 
| 
 13  | 
 2  | 
| 
 14  | 
 Париж  | 
| 
 16  | 
 10  | 
| 
 17  | 
 213  | 
| 
 18  | 
 370; 380; 390  | 
| 
 19  | 
 С; север  | 
| 
 21  | 
 3  | 
| 
 22  | 
 3  | 
| 
 24  | 
 123  | 
| 
 25  | 
 13  | 
| 
 26  | 
 321  | 
| 
 27  | 
 2  | 
| 
 28  | 
 1  | 
| 
 29  | 
 1  | 
| 
 30  | 
 Португалия  | 
Ответы и критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
15.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе извержения вулканов объясняются положением территории на границе литосферных плит или наличием глубинных разломов в земной коре. Примеры ответов: • Филиппинские острова находятся в зоне контакта литосферных плит, где по разломам раскалённая магма из глубины поднимается на земную поверхность. • Филиппины находятся на границе литосферных плит, одна из которых опускается под другую.  | 
 2  | 
| 
 В ответе извержения вулканов объясняются расположением Филиппинских островов в пределах сейсмического пояса, или на островной дуге, или в пределах “Тихоокеанского огненного кольца”, или в области кайнозойской складчатости. Примеры ответов: • По карте можно определить, что здесь расположен сейсмический пояс. • Остров Лусон входит в зону островных дуг. • Это область развития океанической коры, область кайнозойской складчатости. • Филиппинские острова входят в “Тихоокеанское огненное кольцо”.  | 
 1  | 
| 
 В ответе ничего не говорится ни о литосферных плитах, ни о расположении территории в пределах “Тихоокеанского огненного кольца” или сейсмического пояса, или на островной дуге, или в области кайнозойской складчатости. Примеры ответов: • На Филиппинах и на соседних островах часто происходят землетрясения. • На островах есть действующие вулканы.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 2  | 
20.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе говорится о том, что наиболее подходящим является участок 1, и приведено два обоснования, из которых очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями и умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: • Подходит только участок 1, потому что на нём есть крутой склон и не мешает растительность. • На участке 3 растут кусты. Участок 1 лучше — там горка и нет ни кустов, ни деревьев. • Участок должен быть наклонным и без больших растений, а участок 2 имеет маленький наклон. На участке 3 — кусты. Поэтому лучше участок 1. В ответе говорится о том, что наиболее подходящим является участок 1, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности.  | 
 2  | 
| 
 ИЛИ В ответе говорится о том, что наиболее подходящим является участок 3, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями. Примеры ответов: • Участок 3, потому что там хороший уклон. • Участок 1, потому что там нет кустов и деревьев. • Участок 1 подходит больше всего, потому что там крутая горка.  | 
 1  | 
| 
 В ответе назван участок 1 без обоснования или с неверным обоснованием. ИЛИ В ответе назван любой участок и приводится обоснование, из которого не следует, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: • Я думаю, это участок 2, так как он севернее. • Участок 1 лучше.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 2  | 
23.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе говорится о хорошей обеспеченности Томской области лесными ресурсами. Примеры ответов: • Область хорошо обеспечена лесными ресурсами — она расположена в зоне тайги. • Для производства древесностружечных и древесноволокнистых плит требуется много древесины. Это сырьё в Томской области есть, так как это лесоизбыточный район.  | 
 1  | 
| 
 В ответе ничего не говорится о хорошей обеспеченности Томской области лесными ресурсами. Примеры ответов: • Здесь благоприятные природные условия. • Томск расположен в Сибири, где много ГЭС.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 1  | 
ВАРИАНТ 6
Ответы на задания с кратким ответом
| 
 Номер задания  | 
 Правильный ответ  | 
| 
 1  | 
 1  | 
| 
 2  | 
 2  | 
| 
 3  | 
 1  | 
| 
 4  | 
 4  | 
| 
 5  | 
 1  | 
| 
 6  | 
 2  | 
| 
 7  | 
 4  | 
| 
 8  | 
 3  | 
| 
 9  | 
 4551  | 
| 
 10  | 
 1  | 
| 
 11  | 
 3  | 
| 
 12  | 
 3  | 
| 
 13  | 
 3  | 
| 
 14  | 
 Каир  | 
| 
 16  | 
 15  | 
| 
 17  | 
 231  | 
| 
 18  | 
 520; 530; 540  | 
| 
 19  | 
 С; север  | 
| 
 21  | 
 3  | 
| 
 22  | 
 1  | 
| 
 24  | 
 123  | 
| 
 25  | 
 43  | 
| 
 26  | 
 123  | 
| 
 27  | 
 2  | 
| 
 28  | 
 4  | 
| 
 29  | 
 4  | 
| 
 30  | 
 Китай  | 
Ответы и критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
15.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе говорится о том, что геотермальная электростанция использует неисчерпаемый источник энергии и у ГеоЭС отсутствуют выбросы вредных веществ в атмосферу. Примеры ответов: • Геотермальная электростанция работает на термальных водах, которые нагреваются внутренней энергией Земли, а уголь — исчерпаемый источник энергии. И ТЭС выбрасывают в атмосферу вредные вещества, а ГеоЭС не загрязняют атмосферу. • ГеоЭС, в отличие от ТЭС, используют неисчерпаемый источник энергии, что сохраняет топливные ресурсы. ГеоЭС не загрязняют атмосферу вредными веществами.  | 
 2  | 
| 
 В ответе говорится только о том, что в ГеоЭС используют неисчерпаемый источник энергии, или только о том, что у ГеоЭС отсутствуют выбросы вредных веществ в атмосферу. Примеры ответов: • Геотермальная энергия — природная энергия. • ТЭС загрязняют атмосферу, а ГеоЭС — нет. • Сохраняются топливные ресурсы.  | 
 1  | 
| 
 В ответе не говорится ни о том, что геотермальная электростанция использует неисчерпаемый источник энергии, ни о том, что у ГеоЭС отсутствуют выбросы вредных веществ в атмосферу. Примеры ответов: • ГеоЭС строят там, где вулканы. • Уголь добывают в шахтах или карьерах.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 2  | 
20.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 1, и приведено два обоснования, из которых очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями и умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: • Участок 1 подходит больше всего, так как он на ровном месте и покрыт травой. • На участке 2 играть нельзя — там болото, а участок 3 на склоне. Лучше всего участок 1. • Участок 1 лучше других, так как там ровно и растёт трава. В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 1, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности.  | 
 2  | 
| 
 ИЛИ В ответе говорится о том, что наиболее подходит участок 2 или 3, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности.  | 
 1  | 
| 
 В ответе назван участок 1 без обоснования или с неверным обоснованием. ИЛИ В ответе назван любой участок и приводится обоснование, из которого не следует, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Пример ответа: • Участок 1.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 2  | 
23.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе говорится о хорошей обеспеченности лесными ресурсами. Примеры ответов: • Город Коряжма находится на реке Северная Двина, здесь много леса, ещё есть тайга в соседних регионах. • Кроме этого, город находится в лесу, значит, есть сырьё. • Город Коряжма обеспечен лесными ресурсами, так как находится на реке в таёжной зоне.  | 
 1  | 
| 
 В ответе ничего не говорится о хорошей обеспеченности лесными ресурсами. Пример ответа: • Здесь имеются трудовые ресурсы, и это главный фактор для развития данного производства.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 1  | 
ВАРИАНТ 7
Ответы на задания с кратким ответом
| 
 Номер задания  | 
 Правильный ответ  | 
| 
 1  | 
 2  | 
| 
 2  | 
 4  | 
| 
 3  | 
 3  | 
| 
 4  | 
 4  | 
| 
 5  | 
 2  | 
| 
 6  | 
 4  | 
| 
 7  | 
 4  | 
| 
 8  | 
 4  | 
| 
 9  | 
 320,1  | 
| 
 10  | 
 2  | 
| 
 11  | 
 1  | 
| 
 12  | 
 1  | 
| 
 13  | 
 2  | 
| 
 14  | 
 Новосибирск  | 
| 
 16  | 
 -16  | 
| 
 17  | 
 132  | 
| 
 18  | 
 170; 180; 190  | 
| 
 19  | 
 В; восток  | 
| 
 21  | 
 3  | 
| 
 22  | 
 4  | 
| 
 24  | 
 132  | 
| 
 25  | 
 31  | 
| 
 26  | 
 213  | 
| 
 27  | 
 3  | 
| 
 28  | 
 4  | 
| 
 29  | 
 4  | 
| 
 30  | 
 Мурманская  | 
Ответы и критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
15.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе названы две причины, препятствующие образованию дождей: холодное океаническое течение, проходящее у берегов материка, и преобладающее в течение года высокое атмосферное давление. Примеры ответов: • Причинами, препятствующими выпадению осадков на территории пустыни Намиб, являются холодное течение, проходящее вдоль западного побережья Африки в тропических широтах, и преобладание в течение большей части года повышенного атмосферного давления. • Холодное течение охлаждает насыщенный влагой воздух, и он не может подняться и образовать облака, здесь преобладают антициклоны, с ясной погодой без осадков. • Это пояс высокого давления, и здесь осушающее влияние оказывает Бенгельское течение.  | 
 2  | 
| 
 В ответе названа одна причина, препятствующая образованию дождей: холодное океаническое течение, проходящее у берегов материка, или преобладание в течение большей части года высокого атмосферного давления. Примеры ответов: • Как известно, холодные морские течения относятся к климатообразующим факторам, препятствующим образованию атмосферных осадков. А западное побережье тропических широт Африки в Южном полушарии омывается холодным течением. • Здесь, как и во всех тропических широтах, проходит пояс высокого давления: в нём воздух опускается вниз, и это мешает образованию облаков и дождей.  | 
 1  | 
| 
 В ответе не названа правильно ни одна причина, препятствующая образованию дождей: ни холодное океаническое течение, проходящее у берегов материка, ни преобладающее в течение года высокое атмосферное давление. Примеры ответов: • В тропических широтах жарко и мало осадков — там расположены все крупнейшие пустыни мира. • Ветры, дующие с океана, приносят сухие тропические воздушные массы, осадки из них выпасть не могут.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 2  | 
20.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
|
| 
 В ответе говорится о том, что указанным требованиям больше всего отвечает участок 3, и приведено два обоснования, из которых очевидно, что учащийся может найти на карте шоссе, понимает различие в освещённости склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их по карте. Примеры ответов: • Лучше всего выбрать участок 3. Он рядом с шоссе на склоне южной экспозиции. • Самый хороший — участок 3, он находится на лучше всего прогреваемом склоне южной экспозиции, рядом с ним проходит шоссе.  | 
 2  | 
|
| 
 В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 3, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся может найти на карте шоссе или что он понимает различие в освещённости склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте. ИЛИ В ответе говорится о том, что наиболее подходит участок 1 или 2, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся может найти на карте шоссе или что он понимает различие в освещённости склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте. Примеры ответов: • Участок 3, потому что он рядом с шоссе, по которому можно вывезти продукцию. • Участок 1, потому что он находится на склоне южной экспозиции. • Участок 2, потому что он рядом с грунтовой дорогой.  | 
 1  | 
|
| 
 В ответе назван участок 3 без обоснования или с неверным обоснованием. ИЛИ В ответе назван любой участок и приводится обоснование, из которого не следует, что учащийся может найти на карте шоссе или понимает различие в освещённости склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте. Примеры ответов: • Я думаю, это участок 2, потому что он ближе всего к югу. • Лучше всего участок 3.  | 
 0  | 
|
| 
 Максимальный балл  | 
 2  | 
|
23.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе говорится о любых двух из следующих трёх особенностей ЭГП: близости к районам лесозаготовок, удобном транспортно-географическом положении и соседстве с регионами, на территории которых находятся основные потребители газетной бумаги. Примеры ответов: • Нижегородская область расположена недалеко от районов лесозаготовок, на перекрёстке водных и железнодорожных путей, что удобно для завоза сырья и вывоза готовой продукции предприятия. Большое значение имеет близость к основным потребителям бумаги в России. • Бумагу делают из дерева, своей древесины в Поволжье может не хватать, поэтому хорошо, что рядом есть Кировская и Вологодская области, в которых много лесных ресурсов. Кроме того, помимо ГРЭС есть ещё Нижегородская ГЭС — фактор размещения ЦБК. • Волга — исторический стержень транспортной системы Поволжья и всей Европейской России. Водный транспорт — самый выгодный для поставки леса (сырья для бумаги). Густая транспортная сеть автомобильных и железных дорог делает удобным вывоз готовой продукции в любом направлении.  | 
 1  | 
| 
 В ответе ничего не говорится ни об одной из следующих трёх особенностей ЭГП: близости к районам лесозаготовок, удобном транспортно-географическом положении и соседстве с регионами, на территории которых находятся основные потребители газетной бумаги. Примеры ответов: • Через территорию области проходят крупнейшие нефте- и газопроводы — источники сырья для целлюлозы, из которой делают бумагу. Соседство с развитыми районами — Уралом и Центральной Россией — позволяет получать самое современное оборудование для изготовления газетной бумаги.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 1  | 
ВАРИАНТ 8
Ответы на задания с кратким ответом
| 
 Номер задания  | 
 Правильный ответ  | 
| 
 1  | 
 3  | 
| 
 2  | 
 3  | 
| 
 3  | 
 1  | 
| 
 4  | 
 2  | 
| 
 5  | 
 2  | 
| 
 6  | 
 1  | 
| 
 7  | 
 1  | 
| 
 8  | 
 1  | 
| 
 9  | 
 295  | 
| 
 10  | 
 1  | 
| 
 11  | 
 3  | 
| 
 12  | 
 3  | 
| 
 13  | 
 4  | 
| 
 14  | 
 Бразилиа  | 
| 
 16  | 
 78  | 
| 
 17  | 
 123  | 
| 
 18  | 
 290; 300; 310  | 
| 
 19  | 
 В; восток  | 
| 
 21  | 
 3  | 
| 
 22  | 
 1  | 
| 
 24  | 
 132  | 
| 
 25  | 
 24  | 
| 
 26  | 
 231  | 
| 
 27  | 
 3  | 
| 
 28  | 
 4  | 
| 
 29  | 
 4  | 
| 
 30  | 
 Пермский  | 
Ответы и критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
15.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе названы две причины, препятствующие образованию дождей: холодное океаническое течение, проходящее у берегов материка, и преобладающее в течение года высокое атмосферное давление. Примеры ответов: • Причинами, препятствующими выпадению осадков на территории пустыни Атакама, являются холодное течение, проходящее вдоль западного побережья Чили в тропических широтах, и преобладание в течение большей части года повышенного атмосферного давления. • Холодное течение охлаждает насыщенный влагой воздух, и он не может подняться и образовать облака. В антициклонах, которые здесь преобладают, тоже доминирует ясная погода без осадков.  | 
 2  | 
| 
 В ответе названа одна причина, препятствующая образованию дождей: холодное океаническое течение, проходящее у берегов материка, или преобладающее в течение года высокое атмосферное давление. Примеры ответов: • Как известно, холодные океанические течения относятся к климатообразующим факторам, не способствующим образованию атмосферных осадков. Анды, расположенные на берегу Тихого океана, тоже препятствуют проникновению влажных воздушных масс на территорию пустыни. • В тропических широтах проходит пояс высокого давления: в нём воздух опускается вниз, и это мешает образованию облаков и дождей. Все осадки уходят в туманы, которые бывают здесь часто.  | 
 1  | 
| 
 В ответе не названа правильно ни одна причина, препятствующая образованию дождей: ни холодное океаническое течение, проходящее у берегов материка, ни преобладающее в течение года высокое атмосферное давление. Примеры ответов: • В тропических широтах жарко и мало осадков — там расположены все крупнейшие пустыни мира. • Ветры, дующие с океана, приносят сухие тропические воздушные массы, осадки из них выпасть не могут.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 2  | 
20.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе говорится о том, что наиболее подходящим является участок 3, и приведено два обоснования, из которых очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями и умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: • Участок 3, потому что на нём нет леса и есть склон. • Участок 2 равнинный. На участке 1 кустарник. Следовательно, подходит участок 3. • Участок 3, так как там уклон и нет леса и кустарника.  | 
 2  | 
| 
 В ответе говорится о том, что наиболее подходящим является участок 3, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. ИЛИ В ответе говорится о том, что наиболее подходящим является участок 1 или 2, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: • Участок 1, потому что там крутая горка. • Участок 2, потому что на нём нет кустов и деревьев. • Участок 3 подходит больше всего, потому что там уклон.  | 
 1  | 
| 
 В ответе назван участок 3 без обоснования или с неверным обоснованием. ИЛИ В ответе назван любой участок и приводится обоснование, из которого не следует, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: • Я думаю, это участок 3. • Участок 1 лучше, он ближе всего к шоссе. • Участок 2 находится ближе к северу, там больше снега.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 2  | 
23.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе говорится о положении Великого Новгорода на трассе газопровода. Примеры ответов: • Сырьём для производства азотных удобрений является природный газ. Через Великий Новгород проходит крупный газопровод, по которому предприятие может бесперебойно получать сырьё. • Эта особенность ЭГП — положение на трассе газопровода.  | 
 1  | 
| 
 В ответе ничего не говорится о положении Великого Новгорода на трассе газопровода. Примеры ответов: • Город Великий Новгород расположен на пересечении транспортных путей, по которым можно бесперебойно привозить сырьё. • Новгородская область находится близко к Центральной России, где находится много потребителей азотных удобрений и ведётся добыча сырья.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 1  | 
ВАРИАНТ 9
Ответы на задания с кратким ответом
| 
 Номер задания  | 
 Правильный ответ  | 
| 
 1  | 
 3  | 
| 
 2  | 
 1  | 
| 
 3  | 
 1  | 
| 
 4  | 
 4  | 
| 
 5  | 
 1  | 
| 
 6  | 
 2  | 
| 
 7  | 
 3  | 
| 
 8  | 
 4  | 
| 
 9  | 
 158078  | 
| 
 10  | 
 3  | 
| 
 11  | 
 1  | 
| 
 12  | 
 1  | 
| 
 13  | 
 1  | 
| 
 14  | 
 Монблан  | 
| 
 16  | 
 54  | 
| 
 17  | 
 213  | 
| 
 18  | 
 350; 360; 370  | 
| 
 19  | 
 Ю; юг  | 
| 
 21  | 
 2  | 
| 
 22  | 
 4  | 
| 
 24  | 
 123  | 
| 
 25  | 
 24  | 
| 
 26  | 
 213  | 
| 
 27  | 
 4  | 
| 
 28  | 
 2  | 
| 
 29  | 
 4  | 
| 
 30  | 
 Псковская  | 
Ответы и критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
15.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе говорится о том, что на территории Приильменской низменности в Новгородской области увлажнение избыточное и плоский рельеф. Примеры ответов: • На этой территории выпадает много осадков, больше, чем испаряется, а поскольку территория плоская, то нет стока вод. • На территории Приильменской низменности и вообще Новгородской и соседних областей был ледник, поверхность плоская, осадков выпадает много, а испаряется их мало. Образуются болота. • Увлажнение избыточное, рельеф почти плоский. Поэтому ни низменности образуются болота.  | 
 2  | 
| 
 В ответе говорится только о том, что на территории Приильменской низменности в Новгородской области увлажнение избыточное, или только о том, что там плоский рельеф. Примеры ответов: • В Новгородской области осадков выпадает больше, чем испаряется. • На Приильменской низменности почти ровный рельеф, и выпавшие осадки остаются в почве, а не стекают. • Близко расположены грунтовые воды, осадков выпадает больше, чем испаряется.  | 
 1  | 
| 
 В ответе ничего не говорится ни об избыточном увлажнении, ни о плоском рельефе. Примеры ответов: • Там выпадает много осадков. • На Приильменской низменности много рек и озёр, это связано с ледниковым характером рельефа.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 2  | 
20.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
|
| 
 В ответе говорится о том, что наиболее подходящим является участок 2, и приведено два обоснования, из которых очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями и читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: • Подходит только участок 2, потому что есть крутой склон и не мешает растительность. • Участки 3 и 1 находятся в лесу. Участок 2 располагается на склоне холма, где нет леса. Подходит участок 2. • Участок 2, так как там склон без деревьев и кустов. В ответе говорится о том, что наиболее подходящим является участок 2, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или читать условные знаки, обозначающие характер поверхности.  | 
 2  | 
|
| 
 ИЛИ В ответе говорится о том, что наиболее подходящим является участок 3, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями. Примеры ответов: • Участок 2, потому что там хороший уклон. • Участок 2 подходит, потому что там нет леса и кустарников. • Участок 3, потому что там горка.  | 
 1  | 
|
| 
 В ответе назван участок 2 без обоснования или с неверным обоснованием. ИЛИ В ответе назван любой участок и приводится обоснование, из которого не следует, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: • Я думаю, это участок 3. • Участок 1 у дома лесника, где можно погреться. • Участок 2, так как там красивый вид.  | 
 0  | 
|
| 
 Максимальный балл  | 
 2  | 
|
23.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе верно назван пример хозяйственной деятельности людей: рыболовство или рекреационное хозяйство. Примеры ответов: • Рыбаки останутся без работы, так как произошла массовая гибель рыбы. Пляжи оказались загрязнены нефтью, стало меньше мест отдыха для туристов. • Пострадали рыбаки, оставшиеся без работы. • Произошло загрязнение пляжей, не стало туристов, пострадал туристический бизнес.  | 
 1  | 
| 
 В ответе не названо ни одного вида хозяйственной деятельности людей: ни рыболовство, ни рекреационное хозяйство. Примеры ответов: • Экологическая ситуация ухудшится. • Это привело к глобальной экологической катастрофе. • Нужно очищать от нефти воду и территорию побережья.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 1  | 
ВАРИАНТ 10
Ответы на задания с кратким ответом
| 
 Номер задания  | 
 Правильный ответ  | 
| 
 1  | 
 4  | 
| 
 2  | 
 3  | 
| 
 3  | 
 4  | 
| 
 4  | 
 3  | 
| 
 5  | 
 1  | 
| 
 6  | 
 2  | 
| 
 7  | 
 1  | 
| 
 8  | 
 4  | 
| 
 9  | 
 319761  | 
| 
 10  | 
 1  | 
| 
 11  | 
 1  | 
| 
 12  | 
 3  | 
| 
 13  | 
 4  | 
| 
 14  | 
 Джакарта  | 
| 
 16  | 
 16  | 
| 
 17  | 
 321  | 
| 
 18  | 
 480; 490; 500  | 
| 
 19  | 
 Ю-В; юго-восток  | 
| 
 21  | 
 4  | 
| 
 22  | 
 2  | 
| 
 24  | 
 231  | 
| 
 25  | 
 21  | 
| 
 26  | 
 312  | 
| 
 27  | 
 4  | 
| 
 28  | 
 4  | 
| 
 29  | 
 2  | 
| 
 30  | 
 Бурятия  | 
Ответы и критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
15.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе частые землетрясения объясняются положением территории на границе литосферных плит. Пример ответа: • Чили находится в зоне контакта литосферных плит.  | 
 2  | 
| 
 В ответе частые землетрясения объясняются положением территории в сейсмическом поясе или в области кайнозойской складчатости. Примеры ответов: • Чили расположена в сейсмическом поясе. Это полоса, в пределах которой могут возникать очаги землетрясений. • Эта территория находится в области кайнозойской складчатости.  | 
 1  | 
| 
 В ответе ничего не говорится ни о литосферных плитах, ни о положении территории в сейсмическом поясе или в области кайнозойской складчатости. Пример ответа: • В Чили, Мексике, Японии часто происходят землетрясения.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 2  | 
20.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 3, и приведено два обоснования, из которых очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями и читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: • Участок 3 подходит больше всего, так как он ровный и порос травой. • На участке 2 играть нельзя — там кустарник, а участок 1 расположен на склоне. Они выберут участок 3.  | 
 2  | 
| 
 В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 3, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. ИЛИ В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 1 или 2, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: • Участок 3, потому что он плоский. • Участок 2, так как там нет уклона. • Участок 1, потому что там луг.  | 
 1  | 
| 
 В ответе назван участок 3 без обоснования или с неверным обоснованием. ИЛИ В ответе назван любой участок и приводится обоснование, из которого не следует, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Примеры ответов: • Участок 3. • Участок 1, так как он рядом с участком 3. • Участок 2, так как он лучше.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 2  | 
23.
| 
 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  | 
 Баллы  | 
| 
 В ответе правильно названа одна любая причина большей сложности ликвидации аварии на нефтяной платформе в море Бофорта по сравнению с Мексиканским заливом: ледовитость, замедленный процесс водообмена в холодных водах, возможность наступления аварии во время полярной ночи. Примеры ответов: • Возможно, авария произойдёт в полярную ночь, вести работы ночью сложнее. В море Бофорта есть льды, нужно использовать ледоколы. • Туда труднее доставить специальное оборудование. Моря покрыты льдом, нужны ледоколы. В холодных морях медленно происходит смена вод, экосистемы труднее восстанавливаются. • В море Бофорта есть льды, которые затрудняют плавание судов.  | 
 1  | 
| 
 В ответе не приводится ни одной верной причины большей сложности ликвидации аварии на нефтяной платформе в море Бофорта по сравнению с Мексиканским заливом или в общем говорится о суровых природных условиях. Примеры ответов: • В Арктике или вообще на Севере трудно ликвидировать последствия аварий. • Это приведёт к гибели всего живого. • Суровые природные условия и холод в море Бофорта.  | 
 0  | 
| 
 Максимальный балл  | 
 1  |