Производство и потребление животноводческой продукции - ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

География - Общая характеристика мира - Часть 1

Производство и потребление животноводческой продукции - ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Продукция животноводства – это мясо, молоко, масло, сыр, яйца, шерсть. Вся она, за исключением шерсти, составляет важную часть продовольственной "корзины", а шерсть служит сырьем для текстильной промышленности.

Мировое производство мяса хотя и медленно, но возрастает: еще в 1990 г. оно составило (в убойном весе) 175 млн т, а в 2005 г. поднялось до 250 млн т, или из расчета на душу населения – с 33 до 40 кг. В структуре производства мяса на говядину и телятину приходится 24 %, на свинину– 40, на баранину и ягнятину– 4, на мясо птицы – 30 и прочие виды – 2 %.

Однако это соотношение не остается неизменным: в зависимости от темпов роста производства отдельных видов мяса изменяется и его структура в целом. Так, в последние десятилетия производство говядины, телятины, баранины и ягнятины росло медленнее, чем свинины и мяса птицы, и в результате в структуре производства мяса в целом свинина, оттеснив говядину, вышла на первое место. Производство мяса птицы, которое по темпам роста опережает все другие виды мяса, фактически уже также превышает производство говядины. Такой успех мяса птицы на мировом потребительском рынке объясняется, во-первых, экономическими (дешевизна и "скороспелость" производства) и, во-вторых, неэкономическими (диетические качества и удобство приготовления) факторами. При этом основу мясного птицеводства в развитых странах составляет производство бройлеров (70 %) и индеек (10 %); к тому же ныне бройлеры все чаще реализуют не целыми тушками, а разделывают на отдельные части.

Соотношение развитых и развивающихся стран в мировом производстве мяса изменяется в сторону увеличения доли последних. В 1995 г. развивающиеся страны уже опередили развитые по общему объему производства мяса – в первую очередь благодаря свинине, баранине и ягнятине (хотя производство мяса из расчета на 1 жителя в этих странах пока составляет 24 кг в год, тогда как в развитых – 90 кг).

Одновременно изменяется соотношение и между крупными регионами. Еще в 60-х гг. XX в. первое место по производству мяса занимала зарубежная Европа, но в 90-х гг. ее обогнала зарубежная Азия (31 %), что соответствует и ее месту в поголовье скота. За Азией следуют зарубежная Европа (22,5 %), Северная и Центральная Америка (22), Южная Америка и СНГ (по 8,5), Африка (5), Австралия и Океания (2,5 %). Помимо зарубежной Европы в мировом производстве мяса уменьшается и доля Северной Америки, стран СНГ, Австралии. А доля Южной Америки и Африки остается практически неизменной.

Таблица 134

ПЕРВЫЕ ДВАДЦАТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ПРОИЗВОДСТВА МЯСА В 2005 г.

Главные страны – производители мяса показаны в таблице 134.

В этом перечне страны зарубежной Европы и зарубежной Азии фигурируют по шесть раз. Однако нельзя не видеть и того, что один Китай, который начиная с 1960-х гг. передвинулся с пятого места на первое, производит намного больше мяса, чем все европейские страны-лидеры вместе взятые. С другой стороны, анализ таблицы показывает, что по размерам душевого производства мяса страны Азии еще сильно отстают от стран Европы, Северной Америки и Австралии.

Если дифференцировать эти общие данные по отдельным видам мяса, то окажется, что в первую пятерку стран по производству говядины и телятины входят США, Китай, Бразилия, Индия и Аргентина, по производству свинины – Китай, США, Германия, Франция и Испания, баранины и ягнятины – Китай, Пакистан, Индия, Австралия и Новая Зеландия, а мяса птицы– США, Китай, Бразилия, Франция и Великобритания.

Существенные изменения происходят и в международной торговле мясными товарами. Если иметь в виду собственно мясо, то быстрее всего растет торговля парным, охлажденным и мороженым мясом. На нее еще к началу 1990-х гг. приходилось более 2/3 стоимости мирового экспорта мясных товаров. Экспорт мясопродуктов глубокой степени переработки (мясные консервы, колбасы) увеличивается медленнее, а копченого, сушеного и сального мяса (бекон, ветчина) – еще медленнее. Из отдельных видов мяса в международной торговле ведущую роль продолжают играть говядина и мясо птицы. А доля в ней живых животных, предназначенных на убой (т. е. своего рода "сырьевой экспорт"), по сравнению с собственно мясом имеет тенденцию к сокращению. Это в первую очередь относится к крупному рогатому скоту, а не к свиньям, овцам и козам.

Что же касается географических аспектов международной торговли мясными товарами, то с ними дает возможность ознакомиться таблица 135 и рисунок 99.

Таблица 135

ГЛАВНЫЕ СТРАНЫ – ЭКСПОРТЕРЫ ПРОДУКТОВ ЖИВОТНОВОДСТВА И ЖИВОГО СКОТА

Одна из особенностей мирового рынка мясных товаров заключается в том, что довольно часто в качестве их экспортеров и импортеров выступают одни и те же страны. В первую очередь это относится к странам Западной Европы (Франция, Германия, Великобритания), а также к США. Но среди них есть и, что называется, чистые импортеры (Япония). А развивающиеся страны, Австралия и Новая Зеландия, напротив, выступают в качестве чистых экспортеров мяса в США, Западную Европу и Японию. Поэтому в развивающихся странах душевое потребление мяса (18 кг) в два раза ниже среднемирового уровня. А мировыми рекордсменами по потреблению мяса на душу населения были и остаются США (125 кг), Испания (120), Дания (115 кг).

Мировое производство молока (коровьего, буйволиного, овечьего и козьего) в начале XXI в. превысило 600 млн т. Из этого количества на развитые страны пришлось 400 и на развивающиеся – 200 млн т, причем отдельные крупные регионы мира следуют в таком порядке: зарубежная Европа, зарубежная Азия, Северная Америка, Латинская Америка, СНГ, Африка, Австралия.

Статистика чаще всего приводит данные только по коровьему молоку, производство которого в 2005 г. составляет 520–530 млн т. Крупнейшие страны – производители коровьего молока приведены в таблице 136.

В таблице 136 представлены все крупные регионы мира, за исключением Африки, в том числе зарубежная Европа – шестью странами, зарубежная Азия – пятью, Латинская Америка – тремя, СНГ – двумя и Северная Америка (впрочем, иного здесь и быть не может) – двумя. Обращают на себя внимание также чрезвычайно большие различия в показателях душевого производства молока: от 18 кг в Китае до 3540 кг в Новой Зеландии! Но в развитых странах этот уровень в среднем находится в пределах от 200 до 500 кг.

Птицеводство наряду с мясом производит другой распространенный продукт питания – куриные яйца. Всего в мире их производят в год более 700 млрд штук. При этом в первую пятерку стран входят: Китай (св. 430 млрд штук), США (95 млрд), Япония и Индия (по 45 млрд), Россия (36 млрд). А по производству куриных яиц на душу населения выделяются Нидерланды (720 штук), Бельгия (390), Япония (370), Чехия (350), Белоруссия (340), США (315), Франция (300 штук).

К числу непищевых, но также важных продуктов животноводства относится шерсть. В начале XXI в. мировой настриг шерсти достиг 2,2 млн т. Среди отдельных регионов мира по этому показателю лидируют Австралия с Океанией (38 %), затем следуют зарубежная Азия (21), зарубежная Европа (12), страны СНГ, Южная Америка и Африка (по 9—10) и Северная Америка (1,5 %). Относительно стабилен и состав первой десятки стран-производителей (табл. 137).

Рейтинг отдельных стран по производству шерсти за последние два-три десятилетия изменился. Китай, опередив Новую Зеландию и некоторые другие страны, вышел на второе место; Россия же со второго опустилась на восьмое. И только Австралия по-прежнему остается вне конкуренции. Австралия и Новая Зеландия остаются и главными в мире экспортерами шерсти, а импортируют ее в наибольших количествах Западная Европа и Япония (рис. 99).

Таблица 136

ПЕРВЫЕ ДВАДЦАТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ПРОИЗВОДСТВА КОРОВЬЕГО МОЛОКА В 2006 г.

Таблица 137

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ПРОИЗВОДСТВА ШЕРСТИ В 2005 г.

В России в 1990-х гг. производство всех главных животноводческих продуктов уменьшилось в 1,5–2 раза. Соответственно снизилось и их душевое производство: по мясу – с 68 до 29 кг, по молоку – с 375 до 226 кг, по куриным яйцам – с 320 до 220 штук. В результате Россия – наряду с Германией, Италией, Японией – вошла в число наиболее крупных импортеров мяса и мясной продукции; особенно выросли закупки мяса птицы в США. Однако, несмотря на такое снижение большинства основных абсолютных показателей, Россия продолжает оставаться в составе первой десятки стран по производству животноводческой продукции.






Для любых предложений по сайту: [email protected]